BOZY часть 1 глава 10. 1

Немая сцена не затянулась. За окном зашумела сбруя, зацокали копыта, и вскоре донеслось дружное:

З темтей строны Штруга
Каська до мне мруга,
Бьеже воду з реки,
Бедже поичь быки.
Хоп! Хоп! Хоп!


Вядра поставила
И на вядра сядла,
До мне се вджинчила
Же то ина ладна.
Хоп! Хоп! Хоп!

- Что это?
- А это наши возвращаются, - произнес  князь., - Желаете взглянуть?
Сильвио и все офицеры вышли на майдан. Крепостца оживилась. Из деревянных домиков высыпали старики, старухи, дети и молодицы. Радостно гавкали собаки.
Дадра моя, дадра.

Спадла каська з вядра,
Выбила се зэбы,
Чим се бедже ядла.
Хоп! Хоп! Хоп!

В воротах показались всадники. У каждого сабля на боку, карабин через плечо. Грязные запыленные лица. Какие они разные: вот белобрысые и голубоглазые, вот смуглые широкоскулые, иные совсем похожи на индейцев, в некоторых и не признаешь людей европейской расы. Здесь на границе все смегалось – кровь, обычаи, нравы. Обветренные и сильные люди гор и лесов.
Кони невысокие, но выносливые в беге, мохнатые, помесь арабских скакунов и монгольских лошадок, топтавших когда-то земли всей Азии и половины Европы.
«Вот оно каково, казачество!» - думалось Сильвио,- «Наверное такими были славянские рыцари степи. Недаром тюркское слово «козак» означает – «вольный», а ивритское «хазак» - «сильный!»
Действительно пограничные войска Ахуан-Скапа по своей структуре и уставу были казацкими, ибо иначе нельзя было в этой дикой стране, где всегда можно было ждать вражеского набега, и где каждый мужчина был охотником и воином и не расставался с оружием до самой смерти.





Гарнизон форт-Хабладора состоял из стрех сотен, то есть, чуть больше трехсот воинов. За всадниками ехали несколько арб с женщинами и сложенными в кучи граблями и вилами.
Сотник (по старому центурион) первой сотни – высокий мужчина с окладистой бородой, орлиным носом и цыганским взглядом, приказал спешиться. Козаки разводили по дворам своих лошадей.
- Ну как?
- В самый раз скирдовать закончили, ваше благородие. Вовремя! Видать к дождику, - сотник поднял палец кверху.
И впрямь, со склонов сопок клубящимся водопадом, волной спускались темные, беременные ливнем облака.
- Познакомьтесь, панове, - произнес Карнович-Валуа, - Наш гость, посланец канцлера, храни его Бог подальше от нас, - полковник гвардии Сильвио дин Оникс. А это Торел Торгул ат-Торгай – сотник войска пограничного мазандаранского военного округа.
Сотник протянул широкую мускулистую ладонь крестьянина.
Вдруг потемнело. Поднялся ветер.
-В хату, в хату, панове, как говорят, «век наш крутки, выпьем вудки»1
--------------------------
1 Наш век короткий, выпьем водки.


Рецензии