Бабушкин сундук. Окончание

 - Бабуля, давай посмотрим, что ещё у тебя в сундуке, - сказала внучка через несколько дней.
 - Давай, родная.
   Девочка с готовностью последовала за бабушкой в её комнату.
 - Ну, помоги мне поднять крышку. Так... сядем... Что ещё здесь? А, вот, смотри - моя школьная сумка. Она называется - портфель. Видишь: ручка, застёжка - замочек.
 - Все дети носили такие портфели?
 - Да, все носили  все 11 лет учёбы. Где - то в России установили памятник портфелю, чтобы сегодняшние школьники знали, что носили их ровесники в далёкие годы войны. Это потом появились ранцы. Сейчас даже трудно найти двух одинаковых ранцев.
 - Да, в нашем классе такие разные рюкзачки: цветные, с карманами, с мультяшными героями, с принцессами, разными машинами. Есть даже рюкзаки на колёсах.
А что в сумке?
 - Открой, посмотри.
 - Ой, какие красивые кружева! Разные - короткие, длинные. Что это, бабуль:
 - Это не просто кружева. Это воротнички и манжеты школьной формы.
 - Формы?!
 - Да, ты что, забыла мои школьные фотографии, на которых мы все в одинаковых платьях и фартуках?
 - Помню, помню! Ты ещё говорила, что тебе так надоела школьная форма за 11 лет, что ты до сих пор не любишь коричневый цвет.
 - Именно! Форма была скучная, и мамы и бабушки пытались её как - то оживить, украсить воротничками и манжетами.
 - Бабуля, а что это такое завёрнуто в тряпочку?
 - Это  - ручки, которыми мы писали в школе.
 - Ручки?! Как вы писали этими палками?
 - Ха, ха, ха... не палками мы писали, а перьями. Видишь спичечную коробку? Открой её. Видишь - это стальные перья. А то, что ты назвала палкой - ручка. Смотри: на деревянной палочке металлическая трубочка на конце, а между палочкой и трубочкой - щель, в которую вставлялось перо. Возьми одно перо и попробуй вставить в ручку. Видишь, перья разные: это - "семечка", моё любимое, это вот пошире, называется - "лягушка".
 - А у меня получиться?
 - Конечно, солнышко, давай.
 - Получилось! А как писать?
 - А чтобы писать, надо обмакнуть перо в чернила.
 - Да, вернее - в чернильницу. Вот, смотри: это - стеклянная чернильница - непроливайка. Она сделана из толстого стекла. В неё наливали чернила. На парте было специальное углубление, в которое ставилась чернильница. Макать надо было очень аккуратно, чтобы не было клякс. Писать надо было осторожно, не очень нажимая на перо, чтобы половинки пера не разошлись, не сломались.
 - Это трудно, да, бабуля?
 - Не очень, но, конечно, и перья ломали, и кляксы ставили, и руки пачкали чернилами. А на среднем пальце даже мозоль зарабатывали от того, что сильно сжимали ручку. Но почерк вырабатывался красивый, чёткий. У нас был предмет - чистописание. Как мы старались! Писали аккуратно, красиво, без помарок.
 - Потому у тебя такой красивый почерк, бабуля?
 - Наверное, моя хорошая, - улыбнулась бабушка.
  А чернильницу мы забирали домой, потому что после нас приходили ученики следующей смены. Для чернильниц были маленькие мешочки, которые мы несли отдельно.
 - А нельзя было в  портфеле носить?
 - Можно было, но если в чернильнице было много чернил, оно могло вылиться и запачкать и книги, и тетради.

 - А что в этом толстом альбоме?
 - Здесь, - сказала бабушка, погладив объёмный альбом, - фотографии артистов и сцены из спектаклей нашего ТЮЗа. Какой это был театр! Какие режиссёры! Какие артисты!  Георгий Товстоногов, Евгений Лебедев... Их имена тебе ни о чём не скажут, к сожалению... А спектакли какие ставили! "Овод", "Ромео и Джульетта", "Разбойники", "Два капитана". Полистай альбом. Ты, наверняка, узнаешь некоторые спектакли.
   Девочка стала медленно перелистывать страницы альбома, внимательно рассматривая каждое фото. И вдруг, обрадованно закричала:
 - Бабуля, я узнала! Это - "Снежная королева", верно?
 - Молодчика! Смотри, какая она красивая. А фамилия этой артистки - Папиташвили.
   А это вот...
 - Кай и Герда.
 - Правильно. А играли их артистки - Кирова и Бубутейшвили. Они были невысокого роста и обычно играли девочек и мальчиков.

 - А это, смотри, бабуля, "Три мушкетёра".
 - Правильно. Стоят все: в шляпах с перьями, накидках с крестом на груди. A роль   Д'Артаньяна исполнял Иноземцев. Он был одним из ведущих артистов и очень мне нравился. Я до сих пор помню его имя - Александр Сергеевич... Он играл Саню Григорьева в "Двух капитанах", "Ромео в "Ромео и Джульетте"...
 - А это из какого спектакля?
 - Это - ,"Аттестат зрелости", это - "Белеет парус одинокий", это - "Каварство и любовь"...

 - Бабуля, можно развязать тот узелок?
 - Развяжи. Там - подарок моего институтского друга.
 - Ой, змея золотая.
 - Да, змея. Это - эластичный пояс в виде змеи. Он не золотой, конечно, но мне он дорог как память. Тогда такие пояса - змеи были очень модные.

 - Бабуля, а что ещё дарили вы тогда друг другу?
 - Мы тогда много читали: книги, газеты, журналы. Ведь у нас не было ни телефонов, ни компьютеров. Дома тоже не у всех были библиотеки, и потому мы пользовались школьными и городскими библиотеками. Даже когда я уже училась в институте, мы много времени проводили в библиотеке. И потому лучшим подарком была книга. Сейчас даже книгу забыли: перепишут в планшет несколько книг и читают. Может быть, это удобно - в машине, в самолёте, метро, но я люблю держать в руках книгу. Мне так привычнее: читаю с карандашом в руке, что - то подчёркиваю, делаю какие - то заметки на полях...
 - Я тоже читаю книжки.
 - Это правильно. Если ты откроешь книжный шкаф и достанешь некоторые книжки, увидишь дарственные надписи. И так приятно: через много лет открыть книгу и прочесть слова, написанные тебе в те далёкие времена...
 - Я помню, бабуля, книги, которые тебе подарил дедуля. Можно достану, прочту, что он писал?
 - Можно, родная. Они  - слева, на второй полке.
 - Нашла. Вот, большая "Книга о вкусной и здоровой пище". Дедуля написал: - "Моя дорогая, надеюсь, твои завтраки, обеды и ужины всегда будут приправлены хорошим настроением и солнечной улыбкой". Можно другие книжки посмотрю?
 - Смотри, конечно.
 - Какая яркая книжка, красная. Здесь написано: - "Дорогой Светочке, любезно выручившей меня в дни моего прибывания в славном городе Тбилиси." Здесь какая - то подпись, похожая на закарючку. Кто это написал?
 - Это написал один студент из Баку. У нас в институте было студенческое научное общество. В тот год к нам приехали студенты из Ереванского политехнического и бакинского индустриального институтов, где были такие же общества. Мы читали доклады, устраивали вечера, гуляли по городу, заходили в кафе. И этот парень из Баку потерял кошелёк. Он попросил меня одолжить ему деньги.
 - Ты одолжила?
 - Конечно.
 - А он подарил книжку?
 - Книжку эту он подарил перед отъездом, а потом выслал деньги.
 - Молодец. Честный был.
 - А тогда все были такие. Мы помогали друг другу, верили в дружбу.

 - Бабуля, я помню одну книжку, которую подарила тебе твоя подруга, с которой вы дружите всю жизнь. Вы ещё в детских яслях подружились.
 - Да, солнышко, это тётя Ира.
 - Она написала на книжке: - "Моей пожизненной подруге", и ещё что - то, не помню, что, но что - то хорошее. И ты мне подарила много книг и везде написала хорошие слова. А сейчас книги не дарят. Плохо...

 - Бабуля, а что ещё в сундуке?
 - В сундуке ещё: платьица , распашонки и ползунки, которые мама твоя носила, когда была совсем маленькой, детские рисунки и вышивки мамы, её письма нам с дедулей, когда она летом отдыхала у бабушки, мамин белый школьный фартук с пожеланиями одноклассниц, которые друг другу писали одноклассницы. Тут ещё несколько коробок. Это  - увлечения дедули: в одной - металлические монеты и бумажные деньги разных стран. Это называется - нумизматика. В этой синей коробке - карточные джокеры.
 - А в этих альбомах что?
 - Здесь марки. Это - другое увлечение дедули, оно называется - филателия. Ещё дедуля увлекался филотаймией...
 - А это что такое?!
 - Это -  коллекционирование календариков. И ещё у нас с дедулей были общие увлечения - книги, интересные факты жизни знаменитых людей, бумажные салфетки  и магнитики на холодильник.
 - Я тоже собираю салфетки. Ты мне дала много таких, каких у тебя было несколько.
   И ещё я книги собираю. Это же хорошо, верно, бабуля?
 - Конечно, родная. Книга многое расскажет, многому научит.

 - Бабуля, а что это такое, ноги... кукла что ли?
 - Да, это моя кукла, резиновая. Я её очень любила.
 - А почему ты мне её не дала?
 - Сейчас достану и ты всё поймёшь. Видишь, она большая, красивая, но ... без рук.
 - А где руки?
 - Ты знаешь, я не помню, но помню её всегда такой, без рук. И почему - то эту куклу звали Толиком. Может быть, за короткие кучерявые волосы, не знаю...

   Долго ещё внучка и бабушка говорили, и, думается мне - такое общение очень необходимо для ребёнка.

 
   
   


 


Рецензии
Спасибо, Магда. Многое может хранить бабушкин сундук. Почти все бабушки очень трепетно относятся к дорогим для себя вещам. Кто-то может не понять, для чего всё это лежит многие годы, но для владелицы значка и куклы, чернильницы и ручки с пером - это её детство и юность, близкие любимые люди. Это - возвращение в то далёкое время, когда мы были молоды и полны сил.
Всего доброго Вам. С удовольствием читаю подобные вещи.

Валентина Колбина   06.12.2017 12:52     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за визит и приятные слова, за понимание. Скорее всего Вы догадались, что я пишу о себе и своей внучке. Я считаю, что дети должны знать свои корни. Не случайно же говорят: кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки. С этой целью я написала три книжки о нашем славном роде, чтобы внуки знали и помнили.
С теплом.

Магда Кешишева   06.12.2017 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.