Всё существующее разумно




И через сто лет мы те же! Время течёт, изменяется, а мы всё такие же! За слова свои отвечаю. Расскажу несколько эпизодов из текущего столетия

10 декабря 1933 года, в пять часов вечера, в Стокгольме состоялась «раздача премий лауреатам». Среди Нобелевских лауреатов пребывал тогда русский писатель Иван Алексеевич Бунин. После застольной речи кронпринца, посвященной памяти Нобеля, полагалось по протоколу выступать с краткой речью лауреатам Prix Nobel. Бунин произнёс свою речь по-французски. Полный текст речи можно прочитать в главе «Нобелевские дни» из самой поздней книги Бунина «Воспоминания». Цитирую отрывок из той речи:

«…позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости».

В эти «последние пятнадцать лет» вошли и «Окаянные дни», которые испытал Бунин в России с 1917 по 1920 годы. Уж не знаю, как назвать жанр, в котором написаны «Окаянные дни» (пусть будут дневники), но написано это произведение в духе жестокого реализма. Что записано, то наблюдалось.

Не будем растекаться праведным гневом по многим сценам необъяснимой жестокости и невесть откуда взявшейся ненависти, в изобилии представленных Буниным на страницах «Окаянных дней». Возьмём один, не самый жестокий, но весьма мерзкий эпизод из тех дней:

«…Мужики, разгромившие осенью семнадцатого года одну помещичью усадьбу под Ельцом, ощипали, оборвали для потехи перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, летать, метаться, тыкаться с пронзительными криками куда попало».

Бунин поделился возмущением с Павлом Юшкевичем, философом, братом писателя С.С. Юшкевича, но тот высказался в пользу мучителей. Теперь уже Бунин возмущается позицией философствующего деятеля:

«…Но что за беда! Вот Павел Юшкевич уверяет, учит меня, что «к революции нельзя подходить с уголовной меркой», что содрогаться от этих павлинов – «обывательщина». Даже Гегеля вспомнил: «Недаром говорил Гегель о разумности всего действительного: есть разум, есть смысл и в русской революции».

Иными словами: всё, что ни делается во имя революции – всё к лучшему.

Два русских мыслителя из «Серебряного века» – писатель и философ, выросли на одной почве, дышали одним воздухом, впитали в себя знания и культуру своего социального слоя – русской интеллигенции начала 20-го века, а так по-разному воспринявшие один из многих эпизодов тех дней – жестокое издевательство над беззащитными птицами. Для потехи.

Неужели и вправду мужикам было весело? Ведь зрелище голых окровавленных птиц представляет жуткую картину. Для нормального человека. Или мужики таким образом выражали свою классовую ненависть к помещикам-угнетателям: вы, такие-сякие, кровь нашу пили, мы на вас горбатились день и ночь, а теперь мы ваших красивых птичек общиплем и посмеёмся. Имеем право – Гегель разрешил – всё существующее разумно.
 
Сто лет спустя подобный диалог (как у Бунина с Юшкевичем) состоялся у автора с одним знакомым поэтом Икс, моим сверстником. Мы родились в одном году, выросли и получили образование в державе развитого социализма, много поездили по стране – в силу специфики наших профессий – один из нас военный, а другой геолог. Один из нас увлёкся поэзией в преклонные годы, а другой предпочитает писать прозу. У нас много общего по некоторым вопросам. По социальному статусу мы пенсионеры. У коллеги, на мой взгляд, неплохо получаются лирические стихи. О себе промолчу.

Познакомились в самодеятельном литературном объединении, хорошо знакомы с русской литературой и с многими литераторами из Кавминводского региона. Пишем книги, издаём их на свои средства. Сейчас много таких «свободных художников» по всей стране. Оказывается, писать книги – это интересное занятие.

Я тогда с увлечением читал Бунина. Неспешно читал, с расстановкой, с пометками на полях, с возвратами назад…Когда прочитал «Окаянные дни», то захотелось поделиться впечатлениями – уж очень тяжёлые воспоминания выложил Бунин. Слабонервным лучше не читать.
Как-то ехали вместе с поэтом на электричке – на очередное собрание литгруппы, и я рассказал ему вот этот самый эпизод с общипанными павлинами. Рассказал почти дословно, только мнение Юшкевича и точку зрения Гегеля придержал – пусть коллега скажет своё личное мнение. Признаюсь честно: я ожидал осуждения мужицкой жестокости, но услышал казённую речь труженика советского Политпросвета.

В кратком изложении его мнение звучало так: угнетённые рабочие и крестьяне имели право в борьбе завоевать себе свободу, а насилие было неизбежно – это «праведный гнев» трудящихся масс, направленный против эксплуататоров. Он таким образом, как замполит солдата, просветил меня по части диалектического материализма. Сказано сие наставление было учительским тоном, как для слаборазвитого. И даже с некоторым упрёком: дескать, как можно не понимать таких простых вещей.

С трудом сдерживаясь и не скрывая удивления, я молча смотрел на него. Долго смотрел. Он поёрзал немного – мой взгляд ему не понравился – и перевёл разговор на свою любимую тему – о своих стихах он мог говорить долго и вдохновенно. Я невежливо перебил его:

    – Скажите, уважаемый поэт, а зачем мужики издевались на беззащитными птицами? Ведь павлины никак не могли угнетать рабочих и крестьян?

Он недовольно поморщился:

    – Как вы не понимаете, что революция – это много обоюдной жестокости…классовая борьба…

    – А птицы причём? Зачем их мучить? Они же беззащитные, доверчивые, как дети… – не унимался я.

    – Ну, попались под горячую руку разгневанному трудовому крестьянству…

    – Да они ж ради потехи всё это устроили…Им веселья захотелось…Хлеба и зрелищ! В России всегда любили погромы, а издевательство над слабыми – это вообще праздники народного веселья.

    – Вы сильно преувеличиваете, уважаемый…

    – А скажите господин поэт, что весёлого вы находите в этой сцене? Ведь вы одобряете жестокие забавы мужичья и оправдываете это классовой борьбой…Что здесь смешного вы нашли?

Поэт смутился от моего напора:

    – Да я и не смеюсь…с чего вы взяли? Я вам объясняю суть классовой борьбы…

    – Ну да, издеваться над птицами – в этом суть классовой борьбы…

    – С вами невозможно разговаривать…Оставим эту тему.

    – Оставим… – легко согласился я.

Всё уже было сказано. Никто никого ни в чём не убедил. Юшкевич и Гегель могли бы порадоваться, услышав наш спор: всё существующее осталось разумным. В том числе и неизбежные издержки русской революции.
Мы надолго замолчали. За окном вагона проплывали серые затуманенные пейзажи тёплой зимы.
 
Поэт Икс несколько раз рассказывал мне одну и ту же историю, как он издавал свою первую книгу стихов. По завершении книги он понёс рукопись к известному поэту по фамилии Игрек, издавшему уже десяток книг, и ставшему членом Союза писателей ещё в советское время.

На скромную просьбу начинающего немолодого поэта отредактировать рукопись перед печатью, мастер изящной словесности дал согласие и тут же, по-деловому, назвал расценки по оплате своего труда в рублях за строку.

Нормальный ход: опытный поэт зарабатывает деньги нелёгким литературным трудом. А редактирование первой книги стихов, да и прозы также, это необходимая стадия создания книги, весьма обязательная, особенно в начале творческого пути.

Поэт Икс ожидал радостного приёма, поздравлений, объятий или рукопожатий, на худой конец, но свежеиспечённого поэта изрядно охладил спокойный деловой подход маститого поэта: нет проблем, отредактируем как надо, но за это придётся заплатить.

Уж не знаю, на что надеялся Икс – то ли на копеечные расценки, то ли на бесплатное редактирование, но он сильно обиделся, забрал рукопись и ушёл домой в полном расстройстве чувств.

По причине стариковской плохой памяти и в связи с глубоко затаившейся обидой на корифея поэзии, Икс рассказал мне эту историю семь или восемь раз. Я и сам частенько повторяюсь, когда рассказываю кому-нибудь интересные случаи из прошлой жизни. Иногда мне напоминают, что «об этом» я уже рассказывал, и тогда я извиняюсь:

    – Прости меня, старого, совсем забыл…

И замолкаю.

С некоторых пор я стал говорить внуку:
    – Сейчас я расскажу тебе историю, но если ты её уже слышал от меня, то скажи. Не буду повторяться.

В пяти случаях из десяти внук меня останавливает, за что я его благодарю, и мы спокойно продолжаем жить дальше.

У поэта Икс было много случаев из жизни, которые он мне рассказывал раз по десять. Я не перебивал его и только делал вид, что слушаю (это трудно, но я научился), а сам размышлял о своём или любовался природой.

Историю с несостоявшимся редактированием я слушал без возмущения, но всё же немного сочувствовал обиженному поэту: дескать, каков наглец этот маститый поэт, денег ему подавай, что он возомнил о себе? После нашего разговора с Иксом о гнусной сцене с общипанными павлинами, у меня пропало сочувствие к нему, и при очередном преподнесении той древней истории, я сказал ему всё, что думал:

    – А вы знаете, уважаемый Икс, что всякий труд достоин вознаграждения? Об этом ещё Иисус Христос сказал, посылая своих учеников проповедовать Благую Весть.

    – Да, конечно.

    – Так чем же вы недовольны? Опытный поэт берётся редактировать первую книгу начинающего поэта и просит заплатить за труд. Или вы полагаете, что Игрек, будучи в восторге от ваших стихов, сделает вам всё бесплатно?

    – Не надо бесплатно, но почему он так много заломил? Откуда я возьму такие деньги?

    – Но вы же нашли деньги на издание этой книги?

    – Да, но чего мне это стоило!

    – А корифею поэзии, значит, ничего не стоило отредактировать вашу книгу…Пара пустяков. Не так ли?

    – Но он всё-таки много заломил…Сумасшедшие деньги.

    – Много или мало - это всё относительно. В такую сумму Игрек оценил свой труд. Бывает и дороже, вы же сами убедились на издании последующих книг…Для нищего пенсионера сумма приличная, но вполне реальная…Можно накопить за пару лет, откладывая с пенсии тысчонку-другую ежемесячно.

    – Я так и делаю.

    – И я так делаю. В чём-то себе приходится отказывать, но зато такая радость, когда выходит твоя книга, а там всё в порядке – без ошибок, без опечатков, без грубых стилистических промахов.

Как будто бы я убедил Икса в неправомерности его обиды на Игрека. Но не совсем. Из нашего дальнейшего общения нарисовалась такая картина: Иксу часто приходилось искать деньги на издание очередного сборника стихов – писал он много. Куда бы ни приходил Икс в поисках спонсоров, а там уже побывал не менее плодовитый Игрек и выпросил деньги на новую книгу. Иксу так и говорили: Игрек – известный поэт, его мы знаем, а вы кто такой? Так и уходил неизвестный поэт, несолоно хлебавши и затаивши неугасимую обиду на успешного конкурента.

В последние годы Икс постоянно озабочен поисками денег на издание своей очередной книги стихов. Он и ко мне часто обращается с этим надоевшим вопросом: где найти деньги? Отстал он только тогда, когда я ему трижды предложил:

    – Напечатать.

А что? Нормальный ход – всё существующее разумно, как сказал Гегель. В том числе и способы добывания денег.

                14.05.2017


Рецензии
Конечно же всё существующее разумно, потому что оно часть восприятия, то есть часть личности.
Что не всем легко понять.
Точнее, почти никому.

Ева София Байрон   11.02.2018 12:15     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Ева София, за посещение моей страницы.

С уважением - АдеФ.

Алессандро Де Филиппо   12.02.2018 13:02   Заявить о нарушении