О Грузии. сугубо личное мнение

                На холмы Грузии легла ночная
                мгла…
                М.Л.

         В моей жизни Грузия занимает особое место. Кандидатская диссертация  моя, полностью построена на материале, полученном на ее кавказском побережье (точнее на абхазском). Это два полных сезона. Плюс многочисленные командировки в Тбилиси. Это 1970 -1973 г. Позже в 1977 -1981 еще три года договорных работ (три полных сезона) и опять же командировки. Так что колорит этой страны я знаю не понаслышке. Кое-что о его особенностях, в частности об особенностях национального грузинского гостеприимства, есть в сборнике рассказов «Мои меридианы». Не буду повторяться. Подчеркну лишь одно: повторяю, все это сугубо мои, личные ощущения. Соответственно, как всякий человек я могу ошибаться.

        Однако, знакомство с грузинами состоялось несколько раньше, в 1960 г, когда весь наш курс проходил практику на Валдае. Валдайская опытная станция (фактически полноценный филиал ГГИ)   тогда была Меккой всех гидрологов СССР и полуторамесячная практика была обязательной для всех гидрологических факультетов Союза. Нашими соседями по общежитию были студенты Тбилисского Университета. С этой экзотической для нас северян публикой мы практически не общались. Своих забот хватало. Так бы и разъехались восвояси, толком не познакомившись.
 
        Но, однажды, темпераментные южане бросили нам перчатку – вызвали на футбольный матч между факультетами. Кто тогда победил, ей богу не помню. А после игры, почему то меня одного грузины пригласили  в гости. Вот тогда я впервые попробовал чачу и жгуче острый соус ткемали. Впечатлило! С одним из них, Нодаром Г. - ли мы обменялись адресами и подружились. Любопытно другое. Перед отъездом домой все они церемонно попрощались с нашими ребятами. Пожали руки. А меня, почему то обняли и поцеловали. У нас, северян, как то не принято целоваться с мужиками, а южан это видимо особый знак уважения. Тогда я подумать не мог, что через десять лет мне придется быть частым гостем в их родном Тбилиси, с обязательным ритуалом поцелуев и объятий.

         Нюансы грузинского менталитета открывались постепенно. Уже в первый мой приезд, в Тбилиси (остановился я у Нодари, так как в гостиницу устроится всегда была проблема),  я обнаружил за столом человек 20 незнакомых мне людей. Кто такие? шепотом спросил я Нодари. Соседи, коротко ответил он, позже пояснил, что приезд гостя – праздник, не только для семьи, но и для всего квартала. Соседи почитаются здесь иногда больше, чем родственники. Чем то это напоминает узбекскую махалля.

        Отношение к работе (по крайней мере при советской власти) было мягко говоря своеобразным. Мне надо было просмотреть сотни паспортов скважин в тресте Грузнефть. Да не смотри ты их – все это липа, убеждал меня Нодари. Вот в моей конторе – Грузгипроводхозе, мы что на зарплату живем? Нет дорогой. Раза два в год мне дают командировку (чаще нельзя – очередь). Задание – пробурить скважину. Никто ее бурить не собирается. Рисуем липовую колонку, составляем отчет, а деньги – мой личный доход. Думаешь в Грузнефти по-другому? Тоже самое, только денег больше, так как скважины у них глубокие. Сказать ему, что любому геологу в России это и в голову не придет – не поверит. А ведь в области геологии я знаю немало других фактов подтасовки и фальсификации материалов именно в Грузии.

        Вне зависимости от должности и общественного положения почти у всех бытовало твердое убеждение, что Грузия центр Вселенной, сами грузины исключительная  (титульная) нация . Грузин должен работать только на престижной работе. Увидев в Ленинграде русского дворника, Нодари с удивлением спросил: А что у вас курдов нет?

         Для русского, все живущие в Грузии - грузинаы. Это было глубокое заблуждение. В самой республике грузинами считались только представители центральных районов. Немного знакомый с историей Грузии, я сообразил, что таковыми представлялось население бывших княжеств Картли, Кахетии, отчасти Имерети. Ядром являлось Картли – в местном наименовании Сакартвело.
Тут надо сделать отступление.

        Вообще то, Грузия представляет собой лоскутное одеяло из относительно больших и малых народностей. Всего их более двадцати, со своими языками и диалектами. Некоторые языки вообще не похожи на грузинский. Они друг друга не понимают, даже письменность другая (например, Абхазы) или объясняются с трудом хевсуры, таты, пшады сваны и т.д., по моему, говорят на диалектах. Впрочем, могу и ошибиться. Но сами грузины не ошибаются. Этот говорят они не грузин – он осетин сван и т.д. Отношение к ним, по крайней мере, в Тбилиси, мягко говоря, сдержанное. Что поделаешь мол – люди второго сорта. Ну не истинные арийцы, а так недоразумение. Иногда антипатия принимает крайние формы, доходя до ненависти. Не знаю, чем насолили истинным арийцам осетины, чем не угодили абхазы. Скорее всего, не желанием терпеть насильственною грузинизацию и дискриминацию.

       Абхазы (самонаименование Апсны), в принципе, совершенно другой народ.  Исторически они долгое время были самостоятельным государством. Они первыми отделились от Византии (не без помощи кипчаков в Х веке), а уж потом к ним стали присоединяться другие грузинские княжества. Так, что первый вариант представлял собой Абхазо-Грузинское царство. Мира там быть не могло, так как грузины – христиане с VI века, а абхазы – исповедовали ислам. Возможно, что существовало и другое влияние. Например, Хазарского каганата. В этом громадном конгломерате государственной   религией в 740г был принят иудаизм. Любопытно, что некоторые источники утверждают: «Большинство тех, кто считает себя евреями, являются потомками хазар» [Эдуард Ходос Еврейский «Норд-ост» ЧП «Див», Харьков, 2004 -196 с.]. Вероятнее, все же, что после нескольких столетий турецкой оккупации доминировал ислам.

        Далее по Георгиевскому трактату Грузия добровольно вошла в состав Российской империи, а Сухуми (Сухум Кале) русские брали штурмом уже много позже, кажется в 1810 г. В первое время после революции 17 г. Абхазия была самостоятельной республикой. Это уже потом, великий специалист по национальным вопросам Коба наломал дров, а вернее заложил мину замедленного действия в Грузино - Абхазо – Осетинский конфликт. Фактически по его приказу Абхазия вошла в состав ГрузССР, вначале как автономная республика, а затем автономию сами грузины ликвидировали. Делать это не следовало. Уже тогда начались акции неповиновения, бунты. Массовые протесты имели место сразу после объединения и продолжались все время. В том числе и на моих глазах в 1967 и в 1987 годах. Все они жестоко подавлялись. И давили абхазов грузины.

        В конце концов, это им аукнулось полноценной войной. В самом деле – народы совершенно разные и по религии, и по языку, и по обычаям. Грузины обоснованно гордятся, что православие приняли на 400 лет раньше, чем славяне. Отношение к церкви всегда было уважительное, даже в годы воинствующего атеизма. Отношение абхазов к религии осталось для меня загадкой. Ни одной мечети в Абхазии я не видел. Бытует мнение, что они в значительной мере язычники. Не исключено, что мечети не давали строить православные грузины. Так это или нет, я не знаю. Но, показательно, что хотя Турция официально не признала независимость Абхазии, неофициальные контакты активно поддерживает и строит далеко идущие планы. Тем ни менее следы христианства в Абхазии тоже имеются. Сам видел храм VI века удивительной архитектуры в Пицунде, который большевики переделали в органный зал (хорошо еще, что не в склад или конюшню), и  два действующих мужских православный монастырь.

        Всего по данным РПЦ в Абхазии имеется 140 храмов, большинство из которых построено до Х века. Самый знаменитый и почитаемый монастырь – Ново-Афонский. В него еще в царское время, переселилась часть монахов с горы Афон (Греция). Показательно, что во время войны 1992 – 1993 г все грузинские священники сбежали в Грузию, бросив свои приходы. Сейчас РПЦ готовит священников в русских семинариях, в том числе из абхазов. Срочно переводит церковные книги на абхазский язык. Теперь же абхазы намереваются создать свою самостоятельную церковь. В таком случае конфликт с остальным православным миром им обеспечен. Как не признали Украинскую автокефалию, так не признают и Абхазскую. Прямо слабоумие какое-то.

        В советский период про Ново-Афонский монастырь был популярен такой анекдот. Едет царь с настоятелем в Новый Афон и видят дикую картину. Бежит растрепанная молодая женщина, а за ней гонится монах. Это что за безобразие? Спрашивает царь. Да никакого безобразия, Ваше Величество, отвечает настоятель. Это не мой монах! Почему ты так решил, удивляется царь. Да просто все – мой бы догнал.

        Осетия, вообще, оказалась разделенной пополам: на Северную в составе РСФСР и Южную в составе Грузии. Такое положение явно не нормально, хотя в Мире есть много аналогов: Северная и Южная Корея, Вьетнам, послевоенная Германия. Войны в этом случае практически неизбежны. Чему же здесь удивляться, когда на Кавказе начинают периодически стрелять. Интересна позиция глав Русской и автокефальной Грузинской церквей. Не смотря на то, что Южную Осетию Россия признала независимой, РПЦ было принято решение оставить церковные приходы Осетии в подчинении Грузинской церкви. То есть сохранить статус кво. Осетия в этом вопросе оказалась умнее Абхазии. Не воспротивилась.

        Истинные арийцы в Грузии с маниакальным упорством утверждают, что это их территории. С таким же успехом Россия может претендовать на все бывшие Советские республики, а также Финляндию, половину Польши с Варшавой и Калифорнию с фортом Росс. Тем более, что США незаконно отобрали Калифорнию (заодно и весь Техас) у Мексики в ходе войны за южные территории.

        Заметим, что истинные арийцы не менее прохладно относятся к другим своим соседям – Азербайджану и Армении. Вот простой пример. Электричка. Мой знакомый, геолог, едет в командировку с грузином тоже геологом. Грузин, вроде нормальный парень, говорит - посмотри, видишь компанию? Это точно азербайджанцы. Присмотрись, головы у них  маленькие, мозгов совсем нет! Я их даже не по разговору – по головам отличаю их от нормальных людей. Такое же  отношение и к армянам. Анекдотов на эту тему не счесть.  И в каждом анекдоте проглядывает нетерпимость. Вот, самый безобидный, Что такое дружба народов? спрашивают грузина. Дружба народов – это когда Русские, украинцы, белорусы  объединяются и дружно идут бить армян.

        Видимо поэтому локальные войны (а по существу резня) одобрялась значительной частью грузинского общества. Что далеко ходить? Яркий пример тому публичное выступление такого известного и любимого мной  человека как Вахтанг (Буба) Кикабидзе. Он одобрял войну 2008 года, был категорически против «расчленения» Грузии и осуждал Россию за помощь Южной Осетии. При том, Буба прекрасно знал о зверском характере нападения, По Цхинвалу работали «грады», что однозначно понимается как варварство. Шансов выжить у местного населения было мало. Получается, Грузия хотела вернуть себе территорию Южной Осетии, но уже без осетин. В случае победы Грузии большинство оставшихся в живых осетин наверняка бы иммигрировали. Сценарий аналогичный абхазскому. После умиротворения царскими в 1810 г., 60% абхазов иммигрировали в Турцию, а еще 20% ушли в горы. Побережье опустело. При царе его стали заселять грузины, греки, армяне. Главным образом грузины. Не напоминает ли это третий рейх? Немцам тоже были нужны восточные земли, но без местного населения.

        Буба выступал под флагом патриотизма. Но этот патриотизм, в сущности, оказался на грани шовинизма и расизма. Идея «единой и неделимой» - основное оружие «патриотов», коими в большинстве являются истинные арийцы. Зараженные этим ядом люди глухи к любым аргументам. Переубедить их невозможно. Понятие толерантность им не ведомо.

        Россию и Грузию всегда связывала культура. Бывшие грузинские князья и дворяне служили при Русском дворе, в гвардии. Князь Багратион в разгар войны 1812 г. жаловался царю: доколе меня, русского, этот немец (Барклай де Толли) будет третировать! Другой князь, Дмитрий Микаберидзе, говорил моей знакомой: запомни девочка, если грузинский князь говорит по-русски с акцентом, скорей всего он самозванец. На склоне горы Мтацминда расположен грузинский пантеон. Там похоронен Грибоедов и Нина Чавчавадзе. Надпись на могиле гласит: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. Но зачем пережила тебя любовь моя». Нина, как и Багратион, считала себя русской, да и была русской подданной. А ведь Грибоедов погиб в Тегеране, пытаясь предотвратить очередное нашествие персов на Грузию.

        Настоящая грузинская интеллигенция тоже говорила по-русски без акцента. Легкий, слегка деланный акцент придавал песням Нани Брегвадзе только очарование (так же как польский Эдите Пьехе). Но эта тончайшая патина, элита старой Грузии практически вымерла. Молодежь вообще не знает русского языка. Другая страна, другие люди. Им бесполезно говорить, что Россия пролила реки своей крови за ее народ. Иначе бы его просто вырезали турки и персы. Да и те территории, которые она стремится вернуть, оказались присоединенными к ней благодаря России. Истинные арийцы этого не хотят знать. Дипломатические отношения восстановить можно (и рано или поздно они восстановятся), но ту теплоту и искреннее уважение друг к другу, которое культивировалось столетиями, восстановить вряд ли удастся.

        Мне повезло – все мои поездки в Грузию приходятся на время советской власти. И при деловых контактах и бывая (порой долго живя) в грузинских  семьях я никогда не ощущал даже тени недоброжелательности. Везде я встречал исключительно вежливое и уважительное отношение. Последний раз я был в Грузии тридцать лет назад, на крупном международном симпозиуме и принимали гостей грузины с истинно царским размахом.

       А разве можно забыть традиционное грузинское застолье! Ритуал его ведения вырабатывался веками. Искусство хорового пения грузин меня особенно поразило. Люди, не имеющие специального музыкального образования, в любой компании могут петь с разложением мелодии на несколько голосов, ни разу не сфальшивив. Причем это массовое явление. Не знаю, врожденное оно или приобретенное в процессе долгих застолий (что не суть важно).  Но не зря говорят, что в пении проявляется душа народа. По этим критериям душа грузинского народа прекрасна. Тем более обидно, когда в его массе вдруг появляются настоящие арийцы.

      Что касается войн и разных силовых акций, то затевают их отнюдь не рядовые граждане. Власти независимой Грузии совершили большую ошибку, культивируя в образе России врага. И это находит поддержку у части населения. Власти приходят и уходят, а народы остаются. И я уверен, что большинство грузин прекрасно понимают, что с соседями надо жить дружно. Не только с теми, которые живут за ближайшим забором, но и соседними государствами.

        P.S. Примерно через полгода, после написания этого эссе, в («МК» в Украине №17 (786) от 17 -23 апреля 2013г) появилось любопытное интервью. На вопросы корреспондента отвечал бывший министр госбезопасности Грузии  (2001 – 2003г) Валерий Хабурдзания (В.Х.) в правительстве сначала Шеварднадзе, а потом Саакашвили. Поводом послужило объявлении о намерение экс министра создать в Грузии пророссийскую партию. Эффект был сильный и как раз мне в тему. В интервью речь шла о ликвидации чеченских банд и а, в том числе Гелаева и группы арабов в Панкисском ущелье с массой интересных деталей. Экс министр весьма  информированный человек. Проводилась эта операция при взаимодействии Грузинских и российских спецслужб (было и такое). После операции, Гелаева выдавили в Россию и там кончили. А В.Х. русофоб Саакашвили немедленно уволил.
Теперь, я процитирую окончание интервью. Вопрос: имеет ли перспективы в Грузии пророссийская партии?
Ответ:
       - Наши страны нужны друг другу. Да, сегодня в Грузии Россия – это «оккупант». Молодежь уже не знает русский языка и думает, что в Москве люди ходят в ушанках и с бутылкой водки в руках. Что Россия вот-вот развалится. Но нас объединяют православная вера и проблема безопасности на Кавказе. Поэтому надо с чего-то начинать.
Стоит ли еще что-то добавлять?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.