Российский радикализм

Весь ХХ век, начиная с октября 1917г., прошёл в России под знаком радикальной идеологии. Радикализм-radix (корень) обозначает идейно-политическое направление, ставшее целью разрешить коренные, глубинные проблемы общества, в корне изменить общ. положение. Этот термин был впервые употреблён М.Катковым в 1840г. в журнале «Отечественные записки». В российской публицистике ХIХ-начале ХХв. радикализм был синонимом нигилизма, бунтарства (негативщина).

Радикализм включает широкий спектр идейно-полит. течений, задача которых заключается в фундаментальной перемене общества, в разрушении старой общ. Системы. Сюда входят революционеры всех оттенков и направлений (социалисты, социал-демократы, марксисты, троцкисты, анархисты, фашисты). В зависимости от полит. Окраски он делится на правый и левый. Действия радикально настроенных лиц нередко вызывали не столько возмущение, сколько сочувствие, преклонение перед их самоотверженностью, самоотдачей в борьбе за поставленные ими идейно-политические цели и идеалы.

В структуре радикального полит. сознания можно выделить следующие компоненты:
• Идея отрицания.
• Преобладание разрушительных (деструктивных) начал над созидающими.
• Резкая  критика сущего (общественного строя)
• Желание и осуществление немедленных политических действий, политическое нетерпение.

Радикализм рождается в острые, переломные моменты истории, когда общество в силу ряда обстоятельств готово к принятию крайних идей.  Идеи решить сложные, противоречивые, глубинные социально-экономические. И иные проблемы простыми методами и средствами.

Социальной основой российского радикализма выступали широкие слои общества. К особенностям российского радикализма следует отнести непредсказуемость политических действий. (террор, взятие заложников…). Он ещё носил на общем фоне высокой религиозности общества атеистический характер. Идея Господа мешала творить беззакония, от неё следовало освободиться. Радикальные идеи связывались в первую очередь с молодёжью, с молодыми интеллигентами.  Радикальная идея формировалась как внутри, так и вне России, испытывала влияние Запада. Они сливались с отечественными, принимали нац. Окраску(большевизм, троцкизм, сталинизм).

А.Н. Радищев (1749-1802гг.) Родился в дворянской семье, получил домашнее образование под руководством профессоров Московского университета, затем учился в Пажеском корпусе и в Лейпцигском университете, где изучал юридические науки. С 1771 по 1790гг. служил в Сенате. В 1790г. возглавлял таможню. Революционные взгляды Радищева  оформились под влиянием идей Просвещения. Они нашли отражение в оде «Вольность», в знаменитом «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.) Екатерина II после прочтения заявила, что автор бунтовщик хуже Пугачёва. Радищев был арестован, приговорён Уголовной палатой Сената к смертной казни, заменённой ссылкой в Илимск. Это был один из первых смертных приговоров, вынесенных за революционное суждение дворянину. После смерти Екатерины II в 1796г. Радищев вернулся из ссылки. В 1802г. он покончил счёты с жизнью.

Революционные идеи Радищева касались, прежде всего, судеб крепостного крестьянина, Он сравнивал его рабское положение с положением «вола в ярме». Причиной социальной несправедливости мыслитель видел в неправильных взглядов людей на мир. У него теории естественного права. «Человек, - писал он, - родится в мире равен во всём другому. Все одинаковые имеем члены, все имеем разум и волю». Радищев отстаивал и развивал идею власти народа, как высшей форму власти. Император призван не злоупотреблять властью, иначе за народом Радищев оставлял право насильственным путём отнять власть у императора. В тоже время Радищев говорил о возможности проведения реформ сверху, включая и освобождение крестьян. Здесь он выступает как просветитель. Идеалом государственного устройства России Радищеву представлялась демократическая республика, основу которой будут составлять принципы общ. договора-гражданские права и суверенитет народа. Он отвергал идею просвещённой монархии. Экономической основой государства считал собственность крестьян на землю. Радищев таким образов стал родоначальником освободительной идеи, которая оказала влияние на декабристов, петрашевцев, Герцена, Чернышевского, Плеханова, Ленина и др.

                Декабризм
Ленин: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». Декабристы оценивались как революционеры, однако постоянно подчёркивалась их дворянская классовая ограниченность, их неспособность добиться победы без поддержки народа. До 1860г. они объявлялись гос. преступниками (М.Корф). Глубинными причинами движения декабристов стали следующие: влияние идей французской революции 1789-1794гг., испанской рев. 1820г., а также настроения, связанные в войне 1812г. и идеи Радищева. С точки зрения политической, декабристы, являлись гос. преступниками, участниками военного заговора. С точки зрения нравственной в их движении впервые обозначилось стремление русской интеллигенции пострадать за русский народ. Высоко оценен и подвиг жен декабристов, последовавших за своими мужьями, сосланными в Сибирь.

Все декабристы ставили задачи ликвидации крепостничества и абсолютной монархии, сословных привилегий, провозглашение демократических свобод, наделение крестьян землей, неприкосновенность частной собственности.

П.И. Пестель является автором программного документа под названием «Русская правда». Основными принципами организации государства Пестель считал: верховенство народа над властью; ликвидацию любой формы монархии (истребление всей царской фамилии); отказ от федеративного государственного устройства. Российская республика, по Пестелю, объявлялась централизованным государством со столицей в Нижнем Новгороде, переименованной во Владимир. Высшим законодательным органом должно стать Народное вече. Высшим контрольным органом – Народный Собор (120чел). Отменялся имущественный ценз при избрании на гос. должности. Провозглашалась личная свобода, неприкосновенность личности, жилища, собственности, равенство перед законом, ликвидация сословий. Все граждане. Крепостное право отменялось, крестьяне наделялись землей. Земля делилась на общественную и частную. Пестель предлагал конфискацию церковных земель. В судебной сфере – отмена смертной казни.

Никита Муравьев – автор «Конституции». По его проекту Россия объявлялась федеративным государством. Столица- Нижний Новгород, переименованный в Славянск. Принцип разделения властей. Законодательная власть – двухпалатное народное вече, состоявшее из Верхней Думы и Палаты народных представителей. Высшая исполнительная власть принадлежала императору. Самому императору запрещалось покидать пределы России. Муравьев допускал провозглашение республики, если император откажется принять Конституцию. По его проекту в России учреждалась выборность и сменяемость судей всех уровней, вводился институт присяжных заседателей, адвокатов. «Конституция» определяла равенство граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию крепостного права, отмену «табеля о рангах». По сравнению с «Русской правдой» Пестеля «Конституция» Муравьева носила более умеренный характер. Вводился имущественный ценз для избирателей. Земля оставалась в собственности помещиков. Освобождение крестьян – при выплате компенсации помещикам.

Декабристы оказали огромное влияние на своих современников (Пушкин, Вяземский, Дельвиг и др.), на последующие поколения революционеров (Герцен, Огарев, петрашевцы). Сами они стали первыми революционерами, попытавшимися осуществить на практике свои теоретические воззрения.

                Петрашевцы

Кружок М.В. Петрашевского возник в 1845г. в Петербурге и действовал до 22.04.1849г., когда его участники(34) были арестованы и заключены в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 23 были преданы военному суду, 21 приговорён к расстрелу заменённому ссылкой на каторгу, в арестантские роты, войска, действующие на Кавказе.

Социальной базой петрашевцев была военная молодежь, разночинная интеллигенция, студенчество. Они занимались в основном теорий. Дискуссиями фр. утописта-социалиста Ш. Фурье. В 1848-1849гг. в деятельности кружка стали обозначаться полит. вопросы, включавшие обсуждение возможности революции в России, об освобождении крестьян, о судебной реформе, отмене цензуры… С осени 1848г. среди членов кружка стали распространяться идеи о создании тайного общества и организации восстания против самодержавия. Петрашевцы не рассматривали пролетариат как самостоятельную силу. В вопросе гос. устройства (Беклемишев, Данилевский) стояли на либеральных позициях, отстаивая конституционную монархию. Другие (Петрашевский, Спешнев, Баласогло) выступали против совр. Российской монархии, защищали демократическую республику. Сам Петрашевский глубоко критиковал абсолютизм, был сторонником федеративной республики по типу США. Вообще их идеи тесно переплетались с социализмом. По их мнению, он был провозглашён в древности Иисусом Христом в его учении "о любви к ближнему" и «прощении обид».

В1840-е гг. среди отечественной интеллигенции формировались революционно-демократические идеи.

В.Г. Белинский (1811-1848гг.) Родился в семье флотского медика. Детство он провёл в г. Чембаре Пензенской губернии. Там же окончил уездное училище, Пензенскую гимназию и осенью 1829г. поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета, где учился до сентября 1832г. Исключённый, Белинский занялся литературной деятельностью, знакомился с немецкой философией. В1833г. он сблизился со Станкевичем, Аксаковым, Бакуниным. В 1839-1846гг. Белинский сотрудничал в «Отечественных записках», с 1846г.- в «Современнике». Он оказал влияние на творчество Гоголя, Кольцова, Тургенева, Некрасова. С начала 1840-х гг. полностью перешёл на революционно - демократические позиции.

Белинский был последовательным противником крепостничества и самодержавия, отстаивал идеи народной революции. Наиболее полно революционно - демократические взгляды он изложил в письме к Гоголю в июле 1847г., в котором критик осуждал крепостное право, церковь как опору самодержавной власти, выдвигал программу преобразований российского общества. Основную надежду он возлагал на народ. Белинский выступал с критикой не только самодержавия, но и вызревшего в Западной Европе капитализма с присущими ему формами эксплуатации. Будущее России связывал с социализмом, который в его представлении рисовался идеальным обществом, «золотым веком». Оказал большое влияние на Герцена, Огорёва.

Н.Г. Чернышевский (1828-1870гг.) Он родился в семье священника, в 1842-1846гг. учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Стал главным редактором журнала «Современник». На рубеже 1850-1860-х гг. Чернышевский создал подпольную рев. организацию «Земля и воля», готовил антиправительственные прокламации, призывавшие к свержению самодержавия. 7 июля 1862г. Чернышевский был арестован. До мая 1864г. он содержался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В феврале 1864г. был приговорён к 14 годам каторжных работ, бессрочному поселению в Сибири и лишению всех прав состояния.
 
Социально-политическая проблематика изложена Чернышевским в его романах «Что делать?», «Письма без адреса». Главным препятствием на пути к новому обществу он видел в крепостничестве и самодержавие. Считал возможным переход к социализму через сельскую общину. В романе «Что делать» нарисовано будущее соц. общество (сны Веры Павловны). Он представлял соц. хозяйство как крупное промышленное производство, состоящее из промышленных и с/х товариществ, обеспечивающих друг друга продуктами своего труда, основанного на планомерном начале. Его учения оказали влияние на Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

Н.А. Добролюбов (1836-1861гг.)  родился в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии, однако затем, избрал путь просвещения, поступив в 1853г. в Главный педагогический институт в Петербурге на историко-филологический факультет. После окончания института он был принят на работу в журнал «Современник». Его взгляды сходны с идеями Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского и др. рев. демократов. Он отстаивал рев. путь развития России, считая, что Россия может избежать тех трудностей развития, с которыми столкнулась Зап. Европа. Добролюбов пропагандировал идеи народной революции. Его статьи: «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?».

Д.И. Писарев (1840-1868гг.) родился в дворянской семье, окончил Петербургскую гимназию, историко-филол. факультет Петерб. университета. В 1861г. Писарев приступил к работе в журнале «Русское слово», выступал в защиту революционно - демократических Идей. В 1862г. он был арестован и просидел в одиночном заключении Петропавл. крепости 4,5 года. С октября 1866г. он стал сотрудничать в журнале «Дело», а с 1868г. в «Отечественных записках». Писарев выдвигал и отстаивал главную идею рев. демократов 1860-х годов о народной революции в России. Он отводил главную роль в рев. преобразованиях «мыслящим реалистам», «необыкновенным людям» типа героя Рахметова. Писарев доказывал историческую необходимость революции в тех случаях, когда мирные средства не могут быть использованы. В отличие от Герцена и Чернышевского, Писарев не был сторонником идеи перехода к социализму через крестьянскую общину, делая основную ставку на развитие промышленного производства. Он считал необходимым рев. просвещение масс и был кумиром радикальной молодежи в пореформенной России.

                Народовольцы

Теоретические воззрения революционных демократов о средствах и способах достижения поставленной полит. цели составили идейное основание развернувшегося в России со второй половины 1860-х гг. массового террора, создание террористических организаций.

4 апреля 1866г. прозвучал первый ошеломивший российское общество выстрел террориста, студента Д. Каракозова, покушавшегося на императора Александра II. С этого времени терроризм стал явлением повседневной политической жизни. Революционеры-практики 1860-1870-х гг. имели солидное теоретическое обоснование своих действий, изложенное в произведениях классиков революционно-демократической идеи (Белинский, Герцен, Чернышевский, Писарев). Революционная идеология находила отклик в сознании радикальной молодёжи, молодого поколения российской интеллигенции. В 1878г. Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд её оправдал. Распространению радикализма способствовало ожесточение общества, вызванное недовольством широких масс в связи с половинчатостью крестьянской реформы 1861г. Со второй половины 1860-х гг. радикальные идеи, связанные с террором, получили отражение в деятельности ряда рев. организаций, наибольшую известность среди которых получила «Народная расправа» под руководством С.Г. Нечаева.

Идейно-политические воззрения Нечаева и его сторонников нашли воплощение в программном документе, названном «Катехизис Революционера». По нему, революционер человек обречённый. Он знает только одну науку-науку разрушения. На рубеже 1860-1870-гг. на арену политической борьбы вышло новое радикальное  направление, получившее название народничества. Началу формированию народнической идеологии было положено сочинениям П.Л. Лаврова(1823-1900гг.) «Исторические письма» и Н.К. Михайловского «Что такое прогресс», которые отдавали дань социологической, нравственной, историко - филосовской проблематике. Народничество развивалось и как идеология крестьянства, мелкой буржуазии страдавшей от наступления капитализма.

В конце 1850-х гг. Лавров сблизился с Чернышевским, участвовал в организации «Земля и воля». В начале 1870г. Лавров эмигрировал из России и поселился в Париже, вступил в I Интернационал. По Лаврову, общественное развитие не зависит от объективных законов, по которым развивается природа. Он делал вывод о господстве в социологии субъективного метода (метода самонаблюдения). По Лаврову, каждое действие человека в своей первооснове исходит из стремления к удовлетворению своих потребностей, из достижения удовольствия. В дальнейшем познание и творчество выводят человека за рамки его первоначальных потребностей, к которым добавляются долг, обязанности. Особую роль играет идеал достоинства личности, стремясь к которому личность вступает в контакты с другими людьми, и приходит к признанию их достоинства и права развитие. Решающую роль в этом играет чувство справедливости.

В «Исторических письмах» Лавров выдвинул идею о том, что цель истории состоит в физическом, нравственном, интеллектуальном совершенствовании личности. Он полагал, что к преобразовательной деятельности способны лишь те, кто обладает возможностями для совершенствования интеллекта, энергией, т.е. критически мыслящая личность. Эта личность есть источник общественного прогресса. Личности (критически мыслящие) объединяют свои усилия, выступают в виде Коллективного организма». Цель их деятельности - социалистическое общество, средство его достижения-партия критически мыслящих личностей, или революционная партия. В неё должны объединиться «фанатичные люди», готовые на любые жертвы ради конечной цели. Партия должна строго следить за нравственным состоянием своих членов, поскольку в обстановке враждебного окружения могут появиться люди, ставшие на их путь.

Политическая идеология Лаврова основывалась на концепции демократического социализма. Он придерживался идеи аграрного социализма, главным базовым составляющим которого оставались сельская община и артель.
Лавров был противником анархической идеи немедленного разрушения госаппарата, считал возможным в революции временно использовать государство, однако, после победы революции выступал за быстрое его упразднение. Идеализировал сельскую общину, форму общинного землевладения. Отсюда - его призыв начала 1870-х гг. к организации «хождения в народ». Мир будущего - социалистическое общество, Лавров представлял как соединение автономных общин, из которых при необходимости образуются свободные федерации. В дальнейшем Лавров сблизился с воззрениями К.Маркса, Ф.Энгельса по вопросам классовых конфликтов в обществе.

Н.К. Михайловский (1884-1904гг.) Один из видных теоретиков народничества 1880-1890-х гг. Он учился в Костромской гимназии, затем в Петербургском институте горных инженеров. За участие в студенческом движении был исключён из института. С 1868г. работал в журнале «Отечественные записки». Будучи приверженцем и продолжателем субъективного метода Лаврова, Михайловский подчёркивал активную роль личности в истории прогрессе, способность её противостоять стихийности свободного выбора деятельности, нравственных оценок и идеалов. Главную роль в истории, по его мнению, играли выдающиеся личности, народу отводилось пассивное место ожидания появления такой личности-«героя», способного вовлечь массы в борьбу силою своего личного примера. Концепция «героев и толпы». Михайловский стоял на точке зрения общинного социализма. Крестьянская община в России, по его представлению, находится выше по уровню развития, чем капиталистическое общество на Западе, поэтому община ближе к социализму.

М.А. Бакунин (1814-1876гг.) Он учился в Петербургском артиллерийском училище, служил в армии. В 1834г. вышел в отставку, поселился в Москве, где примкнул к кружку Станкевича. В 1840г. выехал в Германию, учился в Берлинском университете. Имел близкое знакомство с П.Прудоном и К.Марксом, дважды приговаривался к смертной казни саксонским и австрийским судом. В 1851г. был выдан российскому правительству и сослан в Сибирь. В 1861г. бежал из Сибири, вновь включился в полит. борьбу. В 1864г. он вступил в Международное товарищество рабочих(I Интернационал), оказывал влияние на деятельность его секций. За пропаганду анархистских идей в 1872г. на Гаагском конгрессе I Интернационала Бакунин был исключён из его рядов. В 1870 и в 1873-1874гг. он участвовал в Лионском восстании, в восстаниях в Италии и Испании.

Идейно-полит. взгляды его как теоретика анархизма сформировались в 1840-х гг. под влиянием западноевропейской мысли (Прудон). Анархизм Бакунина имел социальной основой мелкобуржуазные и люмпен-пролетарские слои, страдавшие от наступления капитализма.

Бакунин объявлял основным законом общества закон социальной солидарности и закон свободы. Составным элементом свободы является бунт, бунтарская природа человека. Бунт возможен против двух социальных институтов: церкви и государства. Он считал государство злом, носящим исторический характер, временным явлением в истории общества. Бакунин не выступал против государства вообще, а только против строго централизованного, авторитарно-самодержавного, чиновничьего, власть и политика которого освящена церковью. Государство представало в качестве искусственного продукта привилегированных слоёв общества. Государство растворится в обществе, в котором будут уничтожены неравенство, угнетение, создадутся условия для свободы личности. Бакунин полагал, что в славянских странах решающую роль в социалистическом переустройстве общества должны сыграть крестьяне. Требования к немедленному бунту, рев. действиям, разрушению самодержавия находили горячий отклик среди радикальной молодёжи. Идеи Бакунина получили дальнейшее воплощение в теоретических построениях П.А. Кропоткина.

П.Н. Ткачёв (1844-1885гг.) Бланкист. Из мелкопоместной дворянской семьи. В 1861г. он поступил на юридич. факультет Петербургского университета, участвовал в студенческом движении. В 1865-1866 гг. Ткачёв сблизился с народническим кружком Ишутина, Худякова. С 1862г. появились первые публикации Ткачёва в демократической прессе. За написание воззвания «К обществу» он был арестован, осуждён, и, отбыв в заключение 4 года, выслан в Великие Луки в начале 1873г. В декабре 1873г. он эмигрировал за границу, где сблизился с Лавровым, сотрудничал в его журнале «Вперёд». Вскоре он обвинил Лаврова в либерализме и стал пропагандировать свои идеи в журнале «Набат». В 1877г. Ткачёв и его сторонники создали тайное общество народного освобождения, близкое по программе и тактике народнической организации «Народная воля». С 1878г. Ткачёв жил в Париже, сотрудничал в бланкистской газете «Ни бога, ни хозяина».

Политические воззрения Ткачёва формировались под воздействием идей Чернышевского, Писарева, французского социалиста О. Бланки. В основу политической идеологии был положен общий народнический тезис о гибельности капитализма для народной российской жизни. Ткачёв полагал, что наше государство-фикция, не имеющее в народной жизни никаких корней. Русский народ, считал Ткачёв, доведённый до нищеты и отчаяния, ненавидит угнетателей, но самостоятельно не может выступить против них. Народ ожидает революционеров, которые смогут добиться его освобождения. Группа революционеров должна освободить народ. «Задача революционеров не готовить, а делать революцию».

Вывод об относительной лёгкости революционного переворота Ткачёв понимал, как и многие народники, что государство не имеет прочных корней в обществе, оно как бы «висит в воздухе». После захвата власти революционерами Ткачёв ставил задачу превратить консервативное государство в революционное. Необходимость создания «Народной думы», проведение преобразований, реформирование крестьянской общины. Ткачёв предполагал проведение постепенной экспроприации орудий производства, передачу их из частного владения в общее пользование, устранение неравенства между людьми. Он за немедленный политический переворот, захват власти рев. меньшинством. Гений и талант среди народничества.

Во второй половине 1870-х гг. отдельные народнические кружки и группы предприняли попытки объединения в крупные рев. организации. В 1876г. возникла тайная организация народников «Земля и воля». В состав Петербургского центра вошли А.Д. Михайлов, Д.А. Лизогуб, Г.В. Плеханов, В.А. Осинский, М.А. Натансон… Организация ставила задачу объединить разрозненные народнические кружки, рев. общества для борьбы против самодержавия, а также для оказания помощи переходу народа к социализму. Название «Земля и воля» организация получила в 1878г., тогда же стал издаваться и печатный орган с тем же названием. Лидеры «Земли и воли» большое внимание уделяли формированию идеологии движения. С весны 1878г. программа получила более конкретное выражение целей, заключавшихся в объединение революционеров, в организации постоянных поселений в деревнях, в привлечении к рев. борьбе «разбойничьих шаек», в издании листовок. Были взяты идеи Бакунина. Но в деревне их деятельность не удалась. С 1878г. начали террор. Часть землевольцев перешла на сторону террора (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Ошанина…). Другая часть (Плеханов, Аптекман, Попов) оставались на позициях продолжения пропаганды в деревне.

В июне 1879г. в Воронеже состоялся съезд «Земли и Воли», принявший компромиссное решение о сочетании всех форм борьбы. Противником террора на съезде выступил Плеханов, который, оказавшись почти в одиночестве, покинул съезд. Однако компромисс был непродолжительным: в августе 1879г. в Петербурге на новом съезде произошел окончательный раскол «Земли и воли», разделившейся на «Чёрный передел» и «Народную волю». Чёрнопередельцы продолжили пропаганду в деревне, но терпели неудачи. Многие были арестованы.

Народовольцы же объявили войну самодержавию и правительству. Ставка на террор. Главная цель- подготовка цареубийства. В 1880-1881г. народовольцы осуществили несколько покушений, закончившихся неудачей. 1 марта 1881г. Александр II был убит. Однако поставленные полит. цели не были достигнуты: правительство ответило арестами, казнями ведущих деятелей «Народной воли». В 1884г. она прекратила своё существование. Террор как средство борьбы не привёл к ожидаемым результатам, более того, нанёс существенный вред рев. движению в целом.


                Э С Е Р Ы

Наиболее влиятельное течение. Первые организации эсеров появились в середине 1890-х гг. - «Союз русских социалистов-революционеров» (Берн 1893г.), киевская группа и «Союз социалистов-революционеров» (Саратов,1895-1896 гг.). Во второй половине 1890-х гг. организации возникли в Петербурге, Воронеже, Харькове, Одессе, Пензе, Полтаве. Они были немногочисленными. Идейно-теоретческие воззрения первых эсеровских групп не отличались чёткостью. Эсеровская доктрина, отвергала марксизм, как не российское полит. учение. Они, как и народники исходили из признания особого пути России к социализму. Наибольшей конструктивностью отличалась деятельность тамбовского кружка под руководством В.М. Чернова.

Одной из главных задач, стоявших перед лидерами эсеровского движения на рубеже ХIХ-ХХ вв., была задача модернизации народнической идеологии. Так, Чернов пытался обновить народничество путём его европеизации. Начинал свою деятельность Б. Савинков, А.Р. Гоц, О.С. Минор.

В 1899г. в Минске была создана Рабочая партия полит. освобождения России (РППОР). В 1900г. возникла «Южная партия эсеров», издавшая «Манифест». Осенью 1901г. было положено начало объединению неонароднических групп России и зарубежных в единую организацию, преодолению разногласий между правыми и левыми эсерами. В январе 1902г. в газете «Революционная Россия» было объявлено об образовании партии. В мае 1904г. была опубликована программа об особом пути России к социализму. Особое внимание эсеры уделяли крестьянству. Помочь ему должна интеллигенция. Исходным основанием соц. Доктрины эсеров было положение о социализации земли. Социализация земли означала отмену частной собственности на землю без выкупа. Они исходили из традиционных представлений русского крестьянства о том, что земля ничья, что она должна принадлежать тем, кто на ней трудится.

В области полит: демократическая республика, свобода слова, печати, собраний, союзов, стачек… Эсеры выступали сторонниками федерации, 8- часового рабочего дня, мин. заработной платы. Основные надежды возлагали на Учредительное собрание. В отношении самодержавия занимали жёсткую позицию, считая, что вести борьбу с ним можно лишь рев. насилием. Террор понимался эсерами и как средство пропаганды и агитации. Он получил наибольшее распространение в период революции 1905-1907гг. Всего с 1902г. по 1911г. эсеры осуществили 263 акта. С 1907г., террор стал ослабевать. Последнее покушение было на П.А. Столыпина.

Слабыми сторонами эсеровской партии были отсутствие орг. единства, структуры. Руководство партией принадлежало ЦК из 5 человек. Независимо от ЦК действовала Боевая организация Гершуни, Азеф (террор). Социальной основой являлись студенчество, интеллигенция, служащие. Революцию 1905-1907 гг. эсеры не признали буржуазной. Они отказались от народнической тактики захвата власти группой революционеров. Исходили из необходимости демократической конституции. На I съезде произошёл раскол. Началось кризисное состояние. Серьёзный удар по авторитету партии нанесла деятельность провокатора Азефа как агента охранки. Кризис усугубился в результате столыпнской аграрной реформы. Сельская община разрушалась, и формировался слой самостоятельных крестьян отрицательно относившихся к их лозунгам.

После Февральской революции эсеры стали наиболее массовой партий в России (около 1000000 чел.). Было правое, левое, центристское течение. Правые были сторонниками войны до победного конца. Они отрицали идею большевиков о соц. революции. Левые эсеры грезили мировой соц. революцией. Центристы (Чернов) - за революцию переходного типа. Кризис нарастал и к осени 1917г. произошёл окончательный раскол партии: левые поддержали большевиков, а правые объединились с центристами против большевиков, но без успеха. На выборах в Учредительное собрание эсеры получили 58%., но оно было разогнано. Мирная поддержка в защиту собрания 5-6 января 1918г. была расстреляна.

С весны 1918г. руководство партии эсеров приняло решение о начале вооружённой борьбы против советской власти. С 1920г. часть эсеров эмигрировала Летом 1922г. в Москве состоялся судебный процесс над членами ЦК партии. С 1925г. деятельность партии в России прекратилась.

В.М. Чернов (1873-1952гг.). Выходец из дворянской семьи. Учился в саратовской гимназии. После окончания её в Дерпте (1892) поступил в Московский университет на юридический факультет, включился в рев. студенческое движение. В теоретическом плане Чернов с начала ХХв. Вёл работу по европеизации народнических идей и создании социалистической доктрины с учётом преобладания в стране крестьянского населения. Его идеи заложили основы неонароднической идеологии. Он объединил в один класс трудовое крестьянство и пролетариат, обозначая их понятием «рабочий класс». Чернов связывал изменения в положении крестьянства с переходом к крупному производству, основанному на социалистических началах; через социализацию земли кооперацию.

В декабре 1901г. Чернов по предложению Гершуни и Азефа вступил в только что созданную ими партию социалистов-революционеров и в состав редакции газеты «Рев. Россия». В период русской рев. и в последующие годы Чернов выступал за использование разнообразных средств борьбы с правительством, включая террор. Вернувшись в Петроград в апреле 1917г., он был избран членом Исполкома и товарищем председателя Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Входил в состав Временного правительства, выбрав пост министра земледелия. С лета 1917г. возглавляет центристскую группу ЦК, считавшую, что продолжение контактов с кадетами в правительстве пагубно скажется на партии и революции.

После прихода к власти большевиков занимал осторожную позицию, выступая против террора в отношении их. 5.01.1918г. избран председателем Учредительного собрания. В сентябре 1920г. Чернов выехал за границу. Режим Сталина он оценивал как «госкапитализм». С 1940г. обосновался в Нью-Йорке, издавая эсеровский журнал «За свободу».

Григорий Андреевич (Герш Ицкович) Гершуни (1870-1908гг.) Родился в семье арендатора. С 1901 г. приступил к созданию партии социалистов-революционеров, пропагандировал эсеровские идеи. Избирался в состав ЦК, был организатором и руководителем Боевой организации партии (террор). В мае 1903г. Гершуни был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В марте 1904г. суд приговорил его к смертной казни заменённой пожизненным заключением. В октябре 1905г. Гершуни бежал из Сибири через Китай в США, где занимался пропагандой рев. идей. Заболел и умер в 1908г.

Евгений Филиппович (Евно Фишелевич) Азеф (1896-1918гг.) Происходил из семьи мелкого торговца, учился в гимназии. С 1 июня 1893г. начал работу в качестве провокатора. Вёл двойную жизнь, сочетая руководство партии эсеров  и её Боевой организации с работой в качестве осведомителя. Это впоследствии стало известно. С 1910г. Азеф жил в Берлине, занимался коммерцией. В 1915г. как опасный террорист был арестован, 2 года просидел в тюрьме в Германии. Умер в 1918г. в Берлине.

А.Ф. Керенский (22 апреля 1881-1970гг.) Родился в Симбирске. Отец- директор гимназии, где учился Ленин. В 1899г. поступил на историко-философский факультет Петербургского университета, затем перевёлся на юридический, закончив в 1904г. Был принят в коллегию адвокатов. Широкую известность Керенский приобрёл благодаря своей адвокатской деятельности, выступая на процессах по делу партии «Дашнакцутюн» (1912г.), по делу депутатов-большевиков IV Гос. думы (1915г.). Он возглавил думскую комиссию по расследованию трагических событий расстрела рабочих Ленских приисков в 1912г., участвовал в мероприятиях по защите М. Бейлиса (1913г.).

В 1912г. Керенский был избран депутатом IV Госдумы по списку Трудовой группы, а с 1915г. стал председателем фракции трудовиков в Думе. С 1912 по февраль 1917 г. участвовал и руководил масонской организацией «Великий Восток народов России». Во время Февральской рев. Керенский был избран во временный комитет Госдумы, зам. Председателя Петроградского Совета. 2 марта он стал министром юстиции Временного правительства. В марте 1917г. вступил в партию эсеров. В сентябре 1917г. возглавил третье коалиционное Правительство и находился в Петрограде. Он, постоянно лавировал между полит. силами. Авторитет правительства падал, но Керенский этого не замечал. 25 октября, в разгар большевистского переворота он покинул Питер и прибыл в Псков в штаб Северного флота за подкреплением. Опираясь на поддержку генерала П.Краснова, Керенский 31 октября предпринял попытку наступления на столицу, закончившуюся неудачей. В 1922-32гг. находился в эмиграции в Берлине и Париже. В 1950-1960гг. работали жил в США.

Б.В. Савинков (1879-1925гг.) Происходил из дворянской семьи. Окончив Варшавскую гимназию (1879г.), поступил на юридический факультет Петербургского университета (исключён в 1899г.). Савинков был заместителем Азефа. После поражения революции 1905-1906г. отошёл от террористической деятельности, занялся литературой. Разорвал с партией эсеров. В апреле Савинков вернулся из эмиграции в Петроград, сотрудничал с Временным правительством Керенского. Враждебно отнёсся к октябрьскому перевороту, участвовал в походе Краснова. Активно боролся против большевиков на Дону, Волге, Питере, Москве.
 В августе 1924г. Савинков был арестован контрразведкой в Минске и приговорён к высшей мере наказания, заменённой 10-летним заключением. Покончил жизнь самоубийством, выбросившись из 5 этажа следователя. Есть другие версии.

М.А. Спиридоновна (1884-1941гг.) Одна из видных участниц эсеровского движения. В 1905г. вступила в партию. 16 января 1906г. убила в г.Борисоглебске начальника карательного отряда Г. Луженовского, за что была приговорена к смертной казни заменённой бессрочной каторгой. Освободилась в марте 1917г. В Питере Спиридонова включилась в политическую деятельность: выступила против коалиции с Временным правительством, поддерживала курс большевиков, Октябрьскую революцию. Стала лидером левых эсеров, одобрила разгон Учредительного собрания, подписания Брестского мира, выступала против ухода левых эсеров из СНК.

Разногласия с большевиками появились весной 1918г., когда они приступили к соц. преобразованиям (продотряды, комбеды, гос. монополия на хлебную торговлю). После июльских событий 1918г. Спиридонова подверглась аресту, но за заслуги перед революцией была освобождена. С 1918г. стала на путь борьбы с большевиками. С 1921г. жила в Подмосковье под надзором ВЧК. Расстреляна в сентябре 1941г.

Максималисты (ССРМ) Левые эсеры, занимались террором. В 1918г. отношения ССРМ и РКП(б) обострились. Их лозунг «Власть Советам, а не партиям». Деятели: М.Соколов, В.Мазурин, В.Виноградов

Энесы (ТНСП) Правые эсеры. Против Октября, за Учеридительное собрание. Эмигрировали в Париж, Берлин и Прагу. Деятели: А.В.Пешехонов, В.Я Мякотин и др.
Анархизм

Анархизм как идейное-политическое течение возник в 1840-е гг. в Западной Европе. Отцом анархизма называют фр. мыслителя Прудона, написавшего сочинения «Система экономических противоречий, или, Философия нищеты», «Исповедь революционера». Россия имела давние традиции анархизма, начиная с Бакунина. В 1880-1890-е и последующие годы идеология анархизма  получила развития в трудах П.А. Кропоткина, основоположника анархо-коммунизма. В 1990г. в Женеве возникла Группа русских анархистов за границей во главе с М.Дайновым В 1903г. там же начала свою деятельность группа анархистов-коммунистов «Хлеб и воля» (Гогелия). Появились группы в Белостоке и Нежине.

По социальному составу анархистские организации представляли собой объединения ремесленников, студентов, торговцев, крестьян; в их составе почти не было рабочих, дворян, чиновников, купцов. Около половины состава занимали евреи, 40%-русские, украинцы, кавказцы. Анархисты никогда не объединялись в партии, их политическая философия строилась на началах индивидуализма. Им были чужды принципы коллективизма, партийной дисциплины, партийной структуры.

В период революции 1905-1907гг. в России оформились три обособленных течения анархизма: анархо-коммунизм, анархо-индивидуализм, и анархо-синдикализм. Каждое имело свою платформу, печатный орган. Анархисты активно участвовали в «экспроприациях», вооруженных нападениях и грабежах. Кризис анархизма ещё более усилился в период революции 1905-1907гг. и особенно в годы первой мировой войны, когда в их среде произошёл раскол на оборонцев (Кропоткин) и интернационалистов (Гросман, Шапиро).

Февральская революция способствовала возрождению анархизма. Анархисты настаивали на дальнейшем углублении революции, на свержение Временного правительства. Обстановка осени 1917г. была на руку анархистам. Однако с весны 1918г. разрозненные вооружённые действия анархистов были пресечены большевиками. С начала 1920-х гг. анархистское движение сходит на нет. Часть вступила в РКП(б).
 Крупнейшие деятели движения: П.А. Кропоткин (1842-1921гг.), Лев (Леон) Чёрный (1878-1921гг.), Нестор Иванович Махно (1888-1934гг.).

Из троих один Махно происходил из крестьянской семьи с Украины. Знаменитое Гуляй-Поле Екатеринославской губернии. Махно организовал борьбу против немецких войск, помогал Красной Армии в борьбе против Деникина и Петлюры. Выдвигал программу создания самостоятельной крестьянской республики. В августе 1921 г. он покинул территорию Украины. Жил в Германии, Франции.

Кропоткин родился в княжеской семье. Служил в Амурском казачьем полку. Обучался на физико-математическом Факультете Петербургского университета(1867-1871гг.). Служил в Статистическом комитете Министерства внутренних дел. Был в дальнейшем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1876г. бежал из заключения в Великобританию. Выступал против марксизма. Встречался с Лениным в Кремле, признал Октябрьскую революцию.

Лев Чёрный из дворянской семьи. Был студентом медицинского факультета Московского университета. Является одним из организаторов боевых групп анархистов в годы первой русской революции. Подвергался неоднократно арестам, ссылкам в Сибирь.


Рецензии
Спасибо за очень большую выборку сведений по истории революционного движения в России. К сожалению, много поверхностных и неточных суждений. Например:

1) декабристы не были бунтовщиками, а как раз пытались опиратся на закон, что во многом и предопределило их неудачу. Дело в том, что законным царем должен был быть Константин. А так как он отказался, то по существовавшим в России правилам престолонаследия следовало собрать собор, кажется, Вселенский: тут я в истории сам не силен, который и должен был голосами всех сословий вынести решение, кому быть царем. Николай же по существу был узурпатором.

2) Эсеры вовсе не были поголовно революционерами. Здесь я, хотя тоже далеко не копенгаген, но довольно хорошо знаю историю своего ридного Алтая и могу утверждать: наши эсеры были сплошь либералами и законниками. Кстати, внутренняя рыхлость эсеровской партии плохо им аукнулась.

3) То же и об анархистам. Их влияние в Сибири было громадным. Все наши красные партизаны (красные по официальной истории) были на самом деле многоцветными. О чем говорить, если у Мамонтова, самого авторитетного партизанского вождя, было три комиссара: большевик, левый эсер и анархист. И борьба против Советской власти (а основной контингент борцов как раз составляли бывшие красные партизаны) шла под анархистскими лозунгами.

А в целом история революционной борьбы в России очень запутана, и по настоящему в ее изучении еще конь не валялся. Спасибо, вы хоть суммарно обобщили разнородные сведения

Владимир Дмитриевич Соколов   03.11.2022 16:48     Заявить о нарушении