Хорошо, что это записано и будет прочитано внуками

Папа рассказывал мало о войне. Если только когда выпивал за праздничным столом. И то рассказывал в основном всякие курьёзные истории. Когда я слушала всё это, то мне казалось простым кощунством со смехом и шутками рассказывать об этих великих годах войны.
Но вдруг, после того, как он прочитал мою первую книгу «Девять сказок Птаха», он сказал: «Я тоже хотел сказать людям те же слова, что ты написала в этой книге, но у меня всегда не было свободного времени. Только, Надя, надо писать прозу более изящным языком, чем ты…»
Несмотря на то, что наш папа окончил национальную школу на татарском языке, он отличался исключительно правильным построением предложений на русском языке, удивительной логикой изложения фактов, изящным слогом и замечательной образностью речи. Его письма из санаториев мы всегда читали по несколько раз вслух. А когда он начинал что-либо рассказывать, то буквально очаровывал слушателей. Этот редкий художественный дар передался по наследству только моей младшей сестре и моей старшей дочери. Я, к сожалению, не унаследовала этого таланта от отца.
За месяца два или три до своей смерти, когда мы с папой сидели и читали газеты в зале, он вдруг оторвался от чтения и стал мне рассказывать. Его воспоминания о войне очень потрясли меня. Я сидела, слушала папу и беззвучно плакала. Потом он ещё несколько раз целыми вечерами придавался воспоминаниям об этих страшных событиях. Ещё несколько раз он рассказывал кое-что о войне моей подруге Люсе Гусевой, её внучке Ирочке и люсиному зятю Сергею Дедушкину.
23 февраля 2002 года за праздничным столом отец очень оживился. Его младшая внучка Наташа и её жених Борис подарили ему 23 гвоздики. Он рассказал им несколько эпизодов, наверное, самых безобидных о военных действиях. Но когда они ушли, папа рассказал мне о финале войны и о самых трагических фактах своей фронтовой жизни. И в заключении добавил: «Ты, Надя, пишешь что-то постоянно, постарайся записать рассказанное мной поточнее, чтобы люди знали цену нашей победы в Великой Отечественной войне. Напиши, пожалуйста. Что получиться, то получиться. Только ничего не переври».
После просьб об уточнении его участия в военных операциях он только составил таблицу-выписку из приказов Верховного Главнокомандующего о даче салютов в Москве в честь отмеченных боевых операций, в которых участвовал отец в период ВОВ СССР (1944 – 1945 г.г.)

ТАБЛИЦА

Выписка из приказов Верховного Главнокомандующего в период ВОВ СССР (1943-1945 г.г.) военных действий, в которых участвовал подполковник в отставке Хисметов Фаткул Арифович

Страницы,№ приказа,дата,салют(кол-во залпов/орудий), благодарность отцу лично, за что, комсостав
               

Стр. 104, №80, 19/01/44, к.з.224/20, личной благодарности "Нет", Красное село, Командующий 8-й армией генерал-лейтенант Стариков Ф.Н.

Стр. 110, №87, 01/02/44, 124/20, личной благодарности "Нет", Кингиссеп,         Командующий 21-й армией генерал-полковник Гусев Д.Н.

Стр. 151, №113, 21/08/44, 224/20, личная благодарность "Да", город Выборг,      Командующий корпусом 45 генерал-майор Трубачёв В.А.

Стр. 192, №150, 28/07/44, 224/20, личная благодарность "Да", город Нарва,       Командир 125-й дивизии ККСД генерал-майор Фадеев Н.Н.

Стр. 240, №190, 20/09/44, 224/20, личная благодарность "Да", Западная Нарва,     Командир 125-й дивизии ККСД генерал-майор Фадеев Н.Н.

Стр. 241, №191, 21/09/44, 324/20, личная благодарность "Да", город Таллин,      Командир 125-й дивизии ККСД полковник Зиновьев В.К.

Стр. 355, №270, 06/02/45, 224/20,личная благодарность "Да",Форсирование Одера,    Командир 125-й дивизии ККСД полковник Зиновьев В.К.

Стр. 408, №305, 22/03/45, 224/20, личная благодарность "Да", город Оппельн,      Командир полка 749 полковник Карпов

Стр. 410, №307, 24/03/45, 224/20, личная благодарность "Да", город Мейссе,       Командир ИПТБ, Капитан Хисметов Ф.А.


Я быстро записывала, как конспект, общие факты, которые сообщил мне отец. Но описать эпизоды военных действий у меня не хватило душевных сил. Я почему-то каждый раз начинала плакать. И папа, не зная, причины всегда очень пугался и спрашивал: «Что-то случилось? О маме вспомнила?..»
Я отвечала: «Да, о маме вспомнила». Он махал рукой и уходил в маленькую комнатку хрущёвской двухкомнатной квартиры, ложился на мамин диван и долго смотрел в потолок.
Я выписала из папиного военного билета все документальные факты. Переписала на отдельный лист все папины награды:
1. Два ордена «Отечественной войны» первой степени. Первый орден был получен отцом на фронте, второй – в мирное время. На нём написано: «Фронтовик 1941-1945 г.г.»;
2. Два ордена «Красной звезды»;
3. Знак гвардейца «Гвардия»;
4. Медаль «За боевые заслуги»;
5. Медаль «За оборону Ленинграда»;
6. Медаль «За победу над Германией».
Кстати, оказалось, что отцом получено много медалей в мирное время:
1. Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»;
2. Медаль «За доблестный добросовестный труд. Ветеран труда СССР»;
3. Знак «Победитель соцсоревнования. 1973»;
4. Знак «Победитель соцсоревнования. 1975»;
5. Знак «Победитель соцсоревнования. 1976»;
6. Знак «Победитель соцсоревнования. 1978»;
Памятные знаки и медали:
1. «XXV лет. Советский комитет ветеранов войны»;
2. «Юбилейный знак. XXX лет СКВВ»;
3. Знак «Ветеран 2-й ударной армии 1941-1945», как участник боевых операций в её составе»;
4. «Защитник Ленинграда»;
5. Знак «Ветеран Волховского фронта – участник битвы за Ленинград. 1941-1944 г.г.»;
6. Медаль «В ознаменование тридцатой годовщины Советской Армии и Флота 1918-1958 г.г.»;
7. Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945. ХХ»;
8. Медаль «25 лет победы в войне 1941-1945 г.г.»;
9. Медаль «Георгий Жуков. 1896 -1996 г.г.»;
10. Медаль «Вооружённые силы. За 15 лет безупречной службы»;
11. Медаль «В ознаменование сороковой годовщины Вооружённых сил СССР 1918-1958 г.г.»
12. Медаль «Пятьдесят лет Вооружённых сил СССР, 1918-1968»
13. Медаль «Участнику войны. ХХХ лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»;
14. Медаль «Шестьдесят лет вооружённых сил СССР»;
15. Медаль «Городу-герою слава. 250 лет. В память 250-летия Ленинграда»;
16. Медаль «Участнику войны. 40 лет победы в Великой Отечественной войне. 1941-1945»;
17. Медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне»;
18. Медаль «70 лет Вооружённых сил СССР. 1918-19»,
которые я подарила внукам.
Очень хорошо, что я это сделала сразу после папиных воспоминаний, так как отцовский «Военный билет» после его смерти забрали в архив Ульяновского областного военкомата. Переписала все награды и поощрения, а через месяц, 23 марта 2002 года на праздник Рамадан, отца не стало. Он умер в Ульяновском госпитале ветеранов Великой Отечественной войны. Врачи всю ночь боролись за папину жизнь, но утром его не стало. 24 марта, тоже на праздник Рамадан, его похоронили на родине, на семейном кладбище в древней деревне Старо-Дрожжаное, которую я теперь считаю своей малой родиной, так как на своей настоящей малой родине, в городе Бутурлиновке Воронежской области я прожила только три месяца и в грудном возрасте покинула её. Говорят многие, что Бутурлиновка – очень живописное место. Но мне так и не удалось там побывать…
После смерти отца у меня было такое ощущение - будто рухнула мощная, монолитная стена. Я боялась одна заходить в квартиру. Там было очень холодно без папы даже в сильную жару, хотя тело папы не заносили в квартиру после смерти. Все прощались с ним около подъезда. И ушёл он из дома своими ногами, но после его смерти весь наш дом и вещи в нём приобрели для меня какое-то другое значение. Я стала вспоминать мельчайшие детали в жизни родителей за последнее десятилетие. Как они с радостью встречали меня у порога, какими вкусными обедами они кормили меня, как я с ними ходила в сад. Последние три года моя младшая дочь жила с моими родителями. 1996-99 годы считались в городе Ульяновске достаточно криминальными. Дедушка постоянно оберегал свою внучку, встречая с работы и учёбы. Вечером, пока она не зайдёт в квартиру, обходил дом круг за кругом со своим другом Григорием Филипповичем Руденко. Отец, вообще, не боялся никого: ни начальства, ни хулиганов. Как-то мы вместе с ним возвращались в жаркую погоду из сада. Папа сидел у открытого окна, ему было очень душно. Ему тогда было 75 лет. В автобусе было много свободных мест. Но две очень милых девушки почему-то стояли около кабины водителя автобуса. К ним в очень грубой форме стали приставать трое верзил. Они непристойным образом их хватали за интимные части тела. Девчонки стали кричать и звать на помощь. Но никто не реагировал на их призывы. Вдруг папы попросил меня пропустить его к выходу. Я встала и дала ему дорогу, сначала не понимая, что он собирается делать. А он, слегка покачиваясь, подошёл к двум верзилам, схватил их за затылки, столкнул лбами и вышвырнул их в открывшую на остановке «Посёлок Дачный» дверь. Оба упали прямо на асфальт, ободрали лицо и руки. Третий попытался обратиться к отцу с бранью. Но папа так посмотрел на него, что он сам выпрыгнул из автобуса спиной и тоже упал. Дверь захлопнулась. Автобус поехал дальше. Все пассажиры одобрительно загудели. Девушки вытирали слёзы. Я почему-то очень перепугалась за папу. Папа почти всегда в сад ездил один. Уезжал с первым автобусом, возвращался - с последним. Хулиганы могли встретить отца одного, могли избить его и даже убить. Я рассказала о произошедшем маме. Мама только рукой махнула: «Да кто его тронет!»         
Через месяц я поинтересовалась у папы: «Ты этих троих парней не встречаешь?» Отец вначале не понял: о ком я говорю. Когда я разъяснила ему, кого я имею в виду, он спокойно ответил: «Встречаю».
- Ну и что они, - с беспокойством спросила я. На что отец безразлично сказал: «Здороваются…»
Видимо, эти хулиганы не были полными отщепенцами…
Папа с мамой были очень смелыми людьми, как все представители этого удивительного поколения, которое выстояло в войну, подняло страну из разрухи, содержало своих родителей, так как у них были мизерные пенсии, а потом все оставшиеся силы вложили в своих детей, внуков, правнуков. Они очень были дружные, весёлые, помогали друг друга. Да и чужим совершенно незнакомым людям они делали всё, что было в их силах. Они не были наивными. Они были очень мудрыми… И меня постоянно мучило чувство вины перед родителями из-за того, что я так мало для них сделала хорошего, когда они были живы. Когда папы не стало, я после работы часами слонялась по Засвияжью пешком, ходила к реке Свияге, к Чёрному озеру, в гости к свекрови. Часто ходила пешком в «Молодёжный парк». Домой возвращалась к часам десяти вечера, принимала душ и, часто не поужинав, ложилась спать. Лежала и думала о папе и маме, упрекала себя за то, что так мало любила их, недостаточно ценила. А ведь рядом со мной жили необыкновенные люди. Теперь я стала понимать, что мой отец – Великий Человек! О, ужас! Почему всё это дошло до моего сердца так поздно!.. Почему я стала понимать величие папиной жизни только после его смерти?.. Я очень любила отца. Но моя любовь к нему была всего лишь любовью дочери к очень хорошему отцу, который для меня, как ребёнка, смог сделать всё!
Меня, кстати, нельзя назвать очень удачным ребёнком. Из-за меня в его жизни было, наверное, больше огорчений, чем радости… Я довольно часто огорчала родителей.
Меня всегда очень удивлял один факт: люди часто негативно относились ко мне. Но больше всего меня обескураживало то, что они об этом говорили не мне, а моим родителям. При этом, говорили о таких фактах, которых, вообще, не было в действительности, мне приписывали поступки, которых я не совершала, от моего имени говорили такие слова, до которых я просто бы и не додумалась. Папа никогда не ругал меня за это. Видимо, как мудрый человек понимал, что я не способна на это. Но папа не ругал меня даже тогда, когда я этого заслуживала. Другой отец избил бы дочь за это. Он, возможно, жалел меня за всю мою никчёмность. Если у некоторых родителей неудачные дети вызывают раздражение, то у папы по отношению ко мне превалировала жалость к дочери-неудачнице. Если быть честной, то можно уверенно сказать, что благодаря своим родителям я прожила нелепую, но очень счастливую жизнь. То есть, благодаря им, всю жизнь за своей спиной я чувствовала крепкие тылы и всегда с надеждой смотрела в завтрашний день, вырастила двух прекрасных дочерей, дала им образование, устроила их в жизни. И вот я совершенно одна… И поговорить даже дома не с кем, и из каждого угла комнаты на меня холодными глазами смотрит укор.  Ближе к осени я уже спокойно вечерами сидела в квартире и даже стала заниматься хозяйственной деятельностью. Вечера стали очень долгими тёмными, и я решила дописать окончательно материал, используя папины рассказы. Тем более с приходом Путина к власти о Ленинграде, о Ленинградской области стали больше говорить, и я поняла, папины воспоминания нужны людям. Кроме того, Ленинград был любимым папиным городом. Он его не только защищал. Папа там учился в Высшей офицерской школе, закончил её с отличием, там они с мамой провели, наверное, лучшие дни совместной жизни. Там была зачата моя младшая сестра.
Ну, что ж я собралась с мыслями и стала тщательно шлифовать написанное, но вдруг поняла, что без отца я не имею права исправить ни одно слово, а на военные эпизоды у меня, как и прежде не хватало душевных сил. Но я поняла, что я обязана издать этот материал о всех этих ужасах. Иначе, многое из папиных рассказов я могла бы просто позабыть. И я стала набирать рукопись без исправлений. А потом её, всю в расплывшихся от слёз строках, сдала в архив "Новой истории" города Ульяновска.


Рецензии
Как прекрасно иметь такого папу,которым можно будет гордиться всю жизнь.И воспоминания о нем-это хорошая "планка" для его детей и внуков.:)

Ирина Давыдова 5   02.04.2018 21:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина. Я горжусь своим отцом.

Надежда Хисметова   03.04.2018 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.