Настоящий разговор, его необходимость и Сократ

Диалог - способ раскрытия крупицы истины. В общем, дураки те, кто полагают, что в споре не рождается истина. Больше её добыть, в общем-то, негде. С точки зрения, Сократа, btw. Таким образом, мы вступаем в противоречие с моей излюбленной присказкой детства: "Спорят два дурака. Один - потому что спорит. Другой - потому что спорит с дураком". Разумеется, если нам хватит духа и морального права поддержать Сократа. Если же мы выступаем на стороне Ницше, то Сократ нам не товарищ.

Когда мы говорим о начале настоящего разговора с помощью повествовательного стиля изложения? Нет, речь не о диалоге, сия преамбула имеет место быть по причинам, независимым от мыслей, побудивших к написанию данной статьи. Настоящий разговор в публицистике или в прозаическом творчестве — это предметная, обстоятельная речь автора, идущая из глубин осознанности его личности.

Речь идёт о настоящем разговоре и пусть не мешаются мне более подходящие термины "эссе" или "монолог". Нет. В нашу эпоху творчество, если оно претендует на высокое служение истине, выражается именно в честном "разговоре" автора с несуществующим читателем (по правде, уместнее всего считать, что никакого читателя нет и не будет, тогда разговор будет вестись куда честнее).

И если "читатель умер", а автор страстно желает жить, он обязан творить и делать это честно, по-настоящему, безусловно отвергая всевозможную конъюнктуру и следуя лишь собственным правилам и убеждениям, пусть и перенятым у других авторов: если они истинны для него — он обязан их присваивать.

Именно с честности и открытости перед собой и начинается настоящий разговор. Отныне, если хотите, замещая в чём-то деградировавший и устаревший жанр абсурдных нагромождений символов, который порой хочется обозвать "игрой в бисер", я предпочёл бы вести свои заметки именно в жанре "настоящего разговора". Ибо Диалог в том смысле, в котором его понимал Сократ, уже невозможен.

Итак, начну с мысли, которая и побудила меня к написанию статьи. Имея дело с выражением собственных взглядов в виде эссе, прозы или чего-то иного, мы по сути дела, оставляем отпечаток сегодняшнего себя в канве истории. И, может, это кажется нескромным, ведь можно задуматься: "Кто я такой, чтобы оставлять свой отпечаток в канве истории? Особенно, если это никому не нужно?" Но задаваясь этим, наполненным ложной и вредной скромностью, вопросом, мы забываем о том, что нам талдычит массовая культура: "делать и думать так, как нам нравится". Если отбросить шаблонное негативное восприятие массовой культуры, то этот тезис во многом верен, ведь ему следовали и все глубоко духовные, а также мудрейшие люди в истории. Даже Шопенгауэр, несмотря на свои негативные мысли относительно человечества, в целом, вряд ли бы захотел думать иначе — он видел так истину и не стал бы от неё отказываться без весомых причин. Также и гедонисты. Если институт церкви или светские образовательные учреждения не внушили им почитания религии или любви к науке, то на каком основании им ценить нечто им чуждое, если они видят и чувствуют истинную ценность в удовольствиях, которые им близки и понятны? Напротив, критика их взглядов или их самих без должной аргументации, а обращения к абстрактным формулировкам вроде "подумай о душе" или "сейчас обязательно нужен диплом" могут, напротив, отвратить молодые умы от "высоких идеалов". Молодые умы, в принципе, обладая большей гибкостью, чем косные консервативные "старики", больше расположены к позитивным переменам в жизни, отказываясь от "геморных" и "унылых" обстоятельств, преобразуя их в "движуху". Также их вряд ли заинтересуют "унылые" идеи, какими бы высокоинтеллектуальными они ни стремились быть (или казаться?)

Таким образом, можно оставлять свой отпечаток в канве истории и без необходимого пакета причин. В сущности, в этом нет никакой необходимости, и можно быть подобным тому же Сократу, который не верил в перо, считая свои идеи куда выше этого. Прошло много лет: значение пера ещё больше снизилось, а настоящие идеи, приоткрывающие нам завесу тайны перед Истиной, стало гораздо труднее отыскать. Однако, нет никакой необходимости и НЕ оставлять этот отпечаток. В конце концов, можно это делать просто для себя, если чувствуешь, что это "себе нужно".

Итак, мы решили, что такое "настоящий разговор" и что он допустим. На этом я бы закончил это краткое сочинение, подразумевая его как вступление к другим, возможно, более значимым (для меня) пассажам.


Рецензии