не выдуманные истории

      В мире  искусства,в среде  музыкантов,композиторов,солистов,певцов,
     балерин,танцоров,в среде театра,в огромной литературной среде,не мало
      историй смешных и печальных,не ожиданных и странных.
      Артистический мир-это особый мир,имещий даже свой жаргон.В этом мире
       живут гениальные,почти гениальные,великие,талантливые,средние и    
   
бездарные.Двух последнх больше всего.
  Развитие человека,начиная с его появления,шло в поисках выразить себя,
 пытаясь говорить,в начале в виде звуковых сигналов,в движениях тела,
 рождении танца,который не мог быть без музыкального сопровождения,а это
 привело к рождению мелодии,песни.Желание отобразить окружающий мир привело
 к появлению наскальных рисунков.Потом появилось два чуда,буквы,алфавит,первые
  рукописи.

 Много и других чудес, осознание Творца, Всевышнего, создание замечательных
 храмов, скульптур, создание цивилизации, высочайшие достижения античного
 искусства.Приближаясь к Ренессансу,происходит бурное развитие искусства
 живописи в Италии, музыкального искусства в Германии.Это время создания
 великих творений Леонардо да Винчи, Рафаэля,Микельанджелло,эль Греко,
 Ботичелли,Перуджино,Тициана и многих других.Появление муз.инструментов
 клавесина,органа, муз.инструментов, скрипки, виолончели,виоло да гамба,
 рождает семейство великих итальянских мастеров Страдивари,Гварнери,Амати
 и многих других.

Этот великий период расцвета культуры и искусства, стремление к просвещению
 происходил благодаря меценатству аристократии, интересом, восхищением
 творением великих мастеров, крупные заказы церкви, папы римского, кардиналов.
 Всё это сочетается с падением нравов,развратом,что привело к отделению к
 англиканской церкви,к созданию инквизиции, к страстным,исступлёным проповедям
 Савонароллы против папы,к обличению в разврате,отходу от истинно религиозного
 христианского учения.

По его указанию сжигали книги, уничтожали замечательные
 произведения искусства, сжигали сотни людей,заподозренных в ереси.
 В музыкальном искусстве этот период называется барокко.Шедевры барочной
 музыки создали Бах,Гендель и Вивальди,и другие.Современники Баха не оценили
 должным образом творчество гения.После смерти он практически забыт.Лишь через
 сто лет Ф.Мендельсон преподносит и открывает миру забытого гения, теперь уже
 навечно.Но даже после этого замечательного события не сразу пришло понимание
 гения.

Это показывает, как необъятно творчество Баха и, как много зависит от
 исполнителя, особенно от первого исполнения.Вспомните провал оперы Бизе Кармен,
 которая по сей день одна из самых популярных в мире, или неудача первого
 исполнения концерта для скрипки П.И.Чайковского.Исполнительская деятельность великого
 испанского виолончлиста Пабло Казальса совершила переворот.Бах  предстал,
 как романтик,с свободным движением, неожиданной фразировкой.Это было в начале
 ХХвека, а вот в середине века совершил переворот великий канадский пианист
Глен Гульд.
 Нередко творец опережает своё время и понимание приходит не скоро.
 В музыкальном искусстве есть композиторы-новаторы,создающие новый,непонятный
 муз, язык.В ХХвеке это Д.Шостакович,С.Прокофьев,позднее А.Шнитке.А вот забавная история с композитором-новатором.

В начале Х1Х века во времена Наполеона в
 парижской газете была статья о прошедшем концерте, где исполнялось новое
 сочинение композитора-новатора.Автор пишет, это что то чудовищное, похоже на
 пальбу из пушек, жуткие стуки тимпани-основного ударного инструмента, мелодия лишена покоя и благозвучия,музыка нервозная,сумасшедшая и т.д.Автор статьи известный писатель Стендаль,а композитор-новатор Бетховен.
 Не мало музыкантов-профессионалов,которые не понимали и не воспринимали муз.
 язык Д.Шостаковича и С.Прокофьева,а сейчас это уже классика.
               
 В ХХвеке заметно возросла роль музыканта-исполнителя и дирижёра.Выросло
 поколение великих,блистательных музыкантов.В начале 60ых годов в СССР стали
 приезжать музыканты,оркестры,ансамбли,Как то корреспондент газеты брал
 интервью у известного американского скрипача И.Стерна.Он спросил,какое место
 занимает великий скрипач Д.Ойстрах среди великих скрипачей.И.Стерн не
 задумываясь ответил,что второе,а кто же первый,спросил корреспондент,о первых
 много,улыбаясь сказал И.Стерн.
 
 В ХХ веке много дирижёров-диктаторов вроде А.Тосканини.Возглавляя театр
 Ля  скала  он диктует певцам,что и как надо делать.Исключение было сделано
 для Ф.Шаляпина,который выступал в опере Гуно Фауст.Тосканини не сказал ни слова.
 Ф.Шаляпин-гениально одарённый певец,был талантлив во всём.


 Так,как то он был в гостях у известного профессора кл.виолончели Брандукова
 и попросил дать ему виолончель,которую никогда не брал в руки и абсолютно
 правильно держа пальцы на струнах и смычок в руках, заиграл.
   Возвращаясь к теме дирижёр -диктатор,хочу заметить,что особенно много их
 было в СССР,где дирижёр был наделён неограниченной властью.В СССР не было
 котрактных систем и дирижёр получив оркестр бесконечно долго занимал эту
 должность.

 Однако не все дирижёры могли иметь свой оркестр,и в этом случае
 музыканты оркестра могли чувствовать себя свободно т.е. игнорировать его
 присутствие.Так в Ленинграде жил известный проф.Гаук.Когда он приходил на
репетцию приходилась 20-30 минут добиваться тишины. Проф.Гаук видимо привык
 к этому.ОДНАЖДЫ ОН ПРИШЁЛ НА РЕПЕТИЦИЮ,ВСЕ СИДЕЛИ НА СВОИХ МЕСТАХ И БЫЛА ТИШИНА. Он шёл  напуганный и говорит,ребята,бросьте хохмить.Тогда оркестр
 заиграл туш и его поздравили с днём рождения.
 
 Выступление на сцене требует огромного напряжения.Даже великие музыканты
 имеющие сотню выступлений в году,каждый раз испытывают это напряжение.
 Известного пианиста В.Софроницкого приходилось буквально выталкивать
 на сцену,бледного и трясущегося.Однажды великий испанский виолончелист
 Пабло Казальс очень сильно прищемил палец дверцой машины и воскликнул
 Господи,неужели я не должен буду больше играть.

 В театральном,оперном мире, своя специфика.Дирижёр А.Лазарев,победитель
 всесоюзного конкурса дирижёров и назначенный главным дирижёром Большого
 театра рассказывал через несколько лет,главное,что должен знать дирижёр
 в Большом-это,кто с кем спал,спит,и будет спать.
Развитие муз.искусства-это естественный процесс.Каждое поколение выражает
 себя новыми путями.В конце ХХвека появился великий композитор А.Шнитке.

В его музыке отчётливо проявляются новые способы выразительности,подчёркивающие
 трагичность жизни,боль и крик души человеческой.Но к сожалению это привело
 к серьёзным потерям.В  новой музыке не имеет значения красота звука,голоса
т.е. солирующие инструменты,скрипка,виолончель стали частью оркестра.
 В ХХ1веке отрадно отметить подъём исполнительского искусства во всех
 видах.

 Теперь о конкурсной системе.Это явление ХХ века.Первые международные муз.
 конкурсы начались перед второй мировой войной.Победители, советские музыканты
 Д.Ойстрах на конкурсе им.Изаи в Брюсселе в 1938 году и Э.Гилельс на конкурсе
 пианистов.В муз.конкурсах, как и в спортивных соревнованиях, система баллов.
 Поэтому от музыканта требуется безошибочность,техническая безупречность,
 ритмичность и т.д.Однако, наличие этих качеств не означает, что это
 интересный музыкант.


Не мало замечательных музыкантов, которые могут зацепить
 не ту ноту или ошибиться в чём то ещё, но как захватывает их игра,какая
 свежесть и свобода.Конкурсы сразу приобрели политический и националистический
 характер.Быть лауреатом стало очень престижно.Так Д.Ойстраха и Э.Гилельса
 встречали, как героев.Ван Клиберн, победитель первого международного
 конкурса им.П.И.Чайковского, был встречен, десятками тысяч людей в Нью-Йорке,
 как национальный герой.Члены жюри конкурса не всегда объективно оценивают
 выступления участников, особенно, если это был студент члена жюри.Поэтому
 не редко талантливые музыканты не попадали на третий тур, но потом они могли
 стать известными,а победитель конкурса куда то исчезал.Это объяснимо.

 К конкурсу можно готовиться 4-5 лет,отделывая до безупречности конкурсную
 программу.Победив на конкурсе,исполнитель  оказывается с очень ограниченным
 репертуаром.Оказавшись без педагога,он порой беспомощен,так как не приучен
 к самостоятельной работе.Советская муз. школа,одна из лучших,имела серьёзный
 изъян,стандартное музыкальное мышление,отсутствие индивидуальности.

 СТУДЕНТЫ Д.Ф.Ойстраха старались играть,как он,да и требование к ним играть точно
 установленным муз.плане,приводило к одинаковости.Первый международный конкурс
 им.П.И.Чайковского состоялся в 1958году.Это было огромное событие в культурной
 жизни СССР,да и во всём мире вызвало большой интерес.Приехало много музыкантов
 из многих стран.

Много талантлиых,одарённых ,поэтому не легко было жюри
 определить лучших.Когда решался вопрос о  том,кто выходит в третий тур,
 то  возникли ожесточённые споры.Нужно было отобрать 12 участников.Э.Гилельс,
 председатель жюри пианистов,потребовал и настоял на участии ещё одного,
 тринадцатого  пианиста.Им оказался Ван Клиберн,ставший победителем конкурса.
 
Если бы не настойчивость Э.Гилельса,то мир не знал бы об этом замечательном
 музыканте.Его выступление имело невероятный успех.Публика громко скандировала,
 первая премия.Он победил,этот фантастически одарённый и симпатичнейший
 молодой человек.Последующие 5-6 лет о нём говорил весь мир,но постепенно
 слава его стала меркнуть.На его беду слава,порой,наносит большой вред.

 Весь мир хотел слушать только концерты П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова.
 Естественно,музыка теряет свежесть от чрезмерного употребления,что   мешает
 развитию музыканта.Ещё до конкурса П.И.Чайковского в  Москву приехал никому
 не известный пианист из Канады Глен Гульд.В Большом зале консерватории
 была одна треть  публики.Встретили его вежливо-прохладно.Он играл И.С.Баха.
 Когда Г.Гульд закончил стояла тишина,сменившееся бурей оваций.

КАКИМ ТО образом зал стал наполняться.К началу второго отделения зал был набит битком.
 Миру предстал гений,с совершенно новой трактовкой И.С.Баха.На другой день
 Г.Гульд-великий пианист,стал известен всему муз.миру.Это случилось в1957 году.
 К великому сожалению в 1967 году он даёт последнее публичное выступлние.
 Москва к этому времени становится одним из культурных  центров мира.
 Стало престижным давать концерты в Москве.Среди событий особое место
 занимает приезд великого пианиста В.Горовица.Будучи преклонного возраста, 

80 лет, он даёт  триумфальные концерты.Другим событием был приезд великого
 скрипача  Йегуди Менухина,исполнившего концерт Бетховена.Зто было нечто
 поразительное,весь его облик и игра излучали душевную чистоту.Когда в Москве
 был концерт памяти Д.Ф. Ойстраха,то игрался концерт    
                И .С.Баха для трёх
 скрипок, играл Й.Менухин,а его партнёры И.Ойстрах и его сын.Кто то остроумно сказал
 про трёх исполнителей,отец,сын и святой дух.
 Культурная жизнь в СССР распределялась не равномерно.Всё талантливое рвалось в
 Москву.Только там можно было сделать карьеру.Такое явление обедняло провинцию
 оркестры были слабоваты,публика не достаточно подготовлена.Были смешные истории.
 
 Так в одном городе выступал струнный квартет под управлением скрипача
 Цыганова и афиша гласила,концерт четырёх цыган.М.Ростропович,великий
 виолончелист,с большим чувством юмора,имел концерт в каком то городе, где

 в зале сидел один человек,он посадил его перед собой,  съиграл всю программу.
 Я уже давно не был в стране.Наверное что то изменилось.Во всяком случае
 по каналу культура можно увидеть и услышать много интересного.Я верю,
 что  искусство,красота и природа спасут мир,человека, от развала и уничтожения.

,               


Рецензии