Общий обзор речей трех друзей и Иова
Каждый из трех друзей говорил, и каждый раз Иов отвечал. Этот цикл повторяется трижды, только Софар говорит не трижды, как все, а дважды. Ответы Иова составляет восемь или девять речей (девять, если считать главы 26-27 двумя отдельными речами).
С течением времени речи становятся все короче. Третья речь Вилдада в 25-й главе особенно короткая. Растет интенсивность и выразительность речей, поднимается их градус. И Иов, и его друзья становятся все менее вежливыми и все более критичными друг к другу.
Монологи друзей обычно содержат упрек и совет. Иов обычно помимо ответов на речи друзей обращается к Богу с прошениями и жалобами (в этом духовное родство Иова с Павлом: Павел тоже имел привычку посреди обращения к людям останавливаться для молитвы Богу, и так не по одному разу за письмо). Друзья Иова ни разу не помолились.
Сначала оппоненты Иова говорят о довольно простом и познаваемом устройстве мира, в котором тот, кто чтит Бога, будет благоденствовать. Когда же Иов опровергает эту картину (прежде всего своим собственным примером) они начинают говорить о неисповедимости путей Господних и о том, что прямой связи между правильным образом жизни и воздаянием нет. Иов же не согласен ни на одни обобщения и упрощения, ни на другие, ему важно узнать правду и конкретный ответ на вопрос о том, почему он так страдает.
На протяжении всей книги Иов добивается встречи с Богом и ответа от Него. И ведь добился-таки. Можно провести параллель между Иовом и Марией, стоявшей у пустого гроба и не уходившей несмотря ни на что . Оставаться было нерационально, неразумно, бессмысленно. Апостолы (с мужским практичным складом ума) уже ушли. У Иова и Марии была тяга по Богу, упорство в стремлении добиться встречи с Ним, ответа от Него. Оба были вознаграждены.
13.05.2017
Свидетельство о публикации №217051400044
Евгений Бочаров 19.05.2017 18:06 Заявить о нарушении
Рыжов Александр Геннадьевич 19.05.2017 22:38 Заявить о нарушении