Берегитесь закваски фарисейской
Неслучайно Господь назвал лицемерие «закваской»: как незаметна в тесте закваска, так же трудно определить и в человеке лицемерие, которое извращает весь уклад его духовной жизни.
Слово «лицемерие» произошло от умения «примерять лицо» к определённой обстановке, то есть, не выдавая своего действительного душевного состояния, человек выражает только то настроение и только те мысли, которые принимаются окружающими.
В одной из своих поучительных сказок русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин рассказал, как родилось Лицемерие.
Пороки и Добродетели, жившие исстари во вражде, однажды решили примириться и «такой общий modus vivendi [образ поведения (лат.)] изобрести, при котором и тем и другим было бы жить вольготно». Попытки найти скрепляющее звено между добром и злом долгое время не имели успеха, но, наконец, «произросло между ними существо среднего рода: ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выровнялось и расцвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: Лицемерие...».
Самые гнусные пороки удивились, увидев, как быстро улыбчивое Лицемерие выучилось всем необходимым жизненным наукам: как «по струнке ходить», как «воды не замутить», как «без мыла в душу влезть». Даже отец лжи, считавшийся самым опытным в «канальских делах», и тот изумленно глаза вытаращил: лукавый был уверен, что нет в мире подлости, которой не превзошёл бы он.
Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Добродетели и Пороки» показала нам, что лицемерие, заключающее в себе «злополучную дружбу между добродетелями и пороками», притупляет нравственность в человеке. Компромисс совести и фальшивой добродетели извращает понятие о правде, порядочности и честности, делает человека самоуверенным противником Истины Божией. Христианский закон не терпит срединности в нравственной области: добро есть добро, а зло есть зло.
Русская и зарубежная классическая литература оставила нам для образца множество примеров лицемерия.
Вспомните Иудушку Головлёва из романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Духовный мир этого героя не соответствовал внешнему проявлению христианского благочестия. Изливавший потоки благочестивых речей, то и дело ссылаясь на Божие Изволение и Божий Промысел, Иудушка, постоянно уверявший всех в любви и дружбе, на деле предал всех.
Отвратителен и Тартюф в одноименной пьесе Мольера. Жизнь этого «святоши» – ханжи и пустосвята – была «одною цепью преступлений, разных пороков – возмутительных и грязных», но все безнравственные поступки совершались им под личиною благочестия. Даже совесть, заставляющая человека ощущать свою греховность перед Богом, перестала беспокоить Тартюфа:
Совесть – вещь условная.
(рассуждает он). Нередко
Дурной поступок ладит
с ней вполне,
Была бы только ловкость
или сметка.
Слово Божие предупреждает, что без доброй совести человек обречён на «кораблекрушение в вере».
Лицемерие, лесть, двуличие – это всё одежды Лжи. Ложь является замыкающим и размыкающим звеном в цепочке человеческих грехов.Можно ли обидеть человека нелицеприятной правдой? Мудрость гласит: правдой обидеть нельзя! Вопрос в другом: как сказать эту правду? И правдой ли она является на самом-то деле, а не субъективным мнением, которое лишь выдаётся нами за правду?
В любом случае, важно знать: для чего ты говоришь «правду свою», с какой целью: хочешь самоутвердиться, указывая человеку на его недостатки и ошибки, или хочешь помочь? Говорить правду с любовью, не осуждая, под силу только тем, кто помнит слова Господа: «…каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матфея 7:1-5). Горькую правду вам в глаза скажет только друг. Лицемер же – человек с фарисейской правдой – действует иначе: в глаза – одно, за спиной – другое! Цель одна – навредить! Прикрывая свою настоящую суть «белыми одеждами», лицемер под видом добра занимается интригами и достижением корыстных целей. Улыбкой, приглашением в гости, дружескими объятиями он расположит вас к себе так, что вы забудете о том, что именно лицемерным поцелуем Иуда предал Христа.
«Не видишь ли, какое зло – лицемерие? – говорит преп. Варсонофий Великий.– Оно – плод зависти, потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывает наружность, приукрашенную любовью, и подобны подводным скалам, которые, будучи немного закрыты водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло».
В Новом Завете используется греческое слово
«СунеидЕзи», которое переводится как совесть, сознание. Говоря о совести, Новый Завет даёт отличия чистой совести от нечистой, порочной, осквернённой, прожжённой: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4,12).
Кто из нас не знаком со своим личным беспристрастным и неподкупным судьёй, который то обличает нас и корит за содеянное, то дарит чувство сердечной радости за дела наши? Это наша Совесть.При помощи теории эволюции невозможно объяснить существование совести в человеке. Согласитесь, не всякого человека можно заставить, делать то, что противно его совести, и даже боязнь гнева начальства и страх оказаться без средств к существованию не заставят человека, в сердце которого есть Бог, лицемерить и угодничать. Совесть, с точки зрения Эволюционной теории, – это ничто иное как «человеческая слабость», ибо «гарантирует» поражение в жестокой борьбе за выживание, так как не побуждает человека делать то, что мерзко, но выгодно, что позволит выжить, ценной нравственных потерь.
Может быть, ветхозаветное понятие «Страх Господень» и является ветхозаветным представлением о чистой совести, побуждающей человека жить и поступать в соответствии с Законом Божиим: «Начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, исполняющих заповеди Его «(Псалом 110:10).
Человек может поступить так, как подсказывает совесть, а может пойти против неё. Воля человека – это способность делать осознанный выбор.
Мы привыкли употреблять слово «фарисей» как синоним слова «лицемер».Сегодня ересью лицемерия охвачен Запад: новые каноны, написанные прелатами в угоду миру, который «весь лежит во зле», тому пример.
С попустительства лицемеров,говорящих от имени Бога, произошла легализация греха – узаконили однополые браки. Толерантный Запад продолжает настойчиво убеждать православных христиан и в том, что защита прав сексменьшинств – это «элемент демократии и естественный процесс развития общественных институтов». В общем, Запад мудрствует лукаво! Ещё святой Иоанн Лествичник сказал, что лукавый – диаволу соименник (то есть – тёзка!). А мы, вспомните, как молимся: «...избави нас от лукавого».
Всякая власть, а особенно, если касается власти духовной, – это огромные, непостижимые человеческому уму права и такие же огромные обязанности – защищать Мать-Церковь, защищать Истину от лукавых деяний.За каждой Божественной литургией, прежде чем приступить к Святым Тайнам, священник просит прощения у всех присутствующих в Алтаре и у всех отсутствующих (заочно): «Простите меня, отцы, братья и сестры!» И только фарисей сможет после таких слов покаяния безбожно гневаться и обижать грубым словом прихожан и работников причта. Одни православные будут терпеть эту фарисейскую грубость и тихо молиться, вторые – уйдут из храма (хорошо, если не из веры!), а третьи начнут заискивать и впадать в человекоугодие перед фарисеем, боясь его гнева.
В книге Апокалипсиса есть глубокие откровения, показывающие, что пассивное пребывание между добром и злом свидетельствует о слабости человеческого духа, о безнравственности натуры «И Ангелу Лаодикийской Церкви: напиши… знают твои дела, ты ни холоден, ни горяч, о если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпел, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3, 14-16). Теплохладность вообще противоречит учению нашей Церкви.
Священнослужитель, готовый защищать Истину, всегда будет сопротивляться беззаконию Апокалипсиса, будет сопротивляться «православному» экуменизму, построенному на лжи. Господь сказал, что не изменится ни одна йота в Законе! И если мы в это свято верим, то должны противостоять каждому, кто отпадает от Истинного учения Христа, невзирая на чины, не думая о том, что можем попасть под гнев начальника, который может лишить нас хлеба. Разве не Господь сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». Господь никогда не оставит без помощи тех, кто открыто защищает Истину и без страха обличает ложь, называя вещи своими именами.
Прежде чем фарисеи вознесли Господа нашего на Крест, Он произнёс им грозный приговор: «Горе вам, фарисеи!»
Свидетельство о публикации №217051400077