Глазами женщины глава19

Глава 19.


Яркое солнце! Вершины, покрытые снегом, и снежная целина склонов. Снег слепит глаза! Макс и Вера - настоящие покорители снежных трасс. Мы с Митей поскромней. Вера даёт мне первые уроки и я больше валяюсь в снегу, нежели катаюсь. Это очень нравится Мите, который принимает мои падения за игру. Снег он видит впервые. А лыжников - и подавно. Мы взяли ему санки и он, после некоторого раздумья, катается с пологой горы. Так проходит половина дня. Кое-что  начинает получаться. Зато Макс и Вера просто летают по горам! Совершенно опьяненные воздухом, возвращаемся на виллу. Митя взахлёб делится впечатлениями.
- А мне можно на лыжах, мама?
- Завтра попробуем, сынок, - успокаиваю его.
- А правда, я далеко ехал на санках?
- Да, далеко!
Обед, скорее ужин, проходит в весёлом возбуждении. Вера удаляется в прихожую и возится со снаряжением. Митя в гостиной рисует. Мы с Максом на веранде.
- Тебе понравилась наша трасса, Маргарита?
- Да!
- Правда,  это  не  Домбай,  но  тоже  хороша.  А
главное нет наплыва туристов, - замечает Макс. - У нас провинция!
- У вас просто райский уголок. И оборудование современное.
- Да, канатка на полтора километра. Недавно сделали. Раньше так высоко не поднимались. Поэтому сезон был короткий.
Макс замолчал, раскурил трубку и вдруг произнёс.
- Ты прости меня за резкий разговор в Милане, Маргарита. Сам не знаю, почему не сдержался.
- Пустое, Макс, ты прав. И сказал мне всё это потому, что  тебе не безразлична моя судьба. Так ведь?
- Так, не безразлична!
- Хочешь правду? А, Макс?
- Маргарита, ты самостоятельная и свободная женщина и сама делаешь свою судьбу.
- Нет, Макс. Обстоятельства играют важную роль в нашей жизни. А случай, бывает и решающую. Пойми, я живу, как Пенелопа, которая всё время ждёт своего Одиссея. А он в это время в Средиземном море странствует по различным городам и весям. Иногда поднимается в Атлантику и выше и всё в плавании. И наш сын Телемах - моя защита от соблазнов, которых вокруг меня множество. Но я все же дождусь своего странника, моего пилигрима. Я тебе это обещаю! У меня такое чувство, что он уже на пути домой, ко мне, к нам с сыном. 
- Маргарита! Желаю тебе, чтобы это случилось!
- Спасибо тебе, Макс.
Лучи закатного солнца, играющие в стёклах терема-дворца, вершины гор в снежных шапках,  первозданная тишина. Боже, как хорошо-то! Я посмотрела на Макса, он грустно улыбался чему-то и его мысли были сейчас далеко.
- Ты о чём, Макс?
- О несбыточном, Маргарита! Пора спать.
На утро Макс почувствовал себя плохо. Мы волновались, но он успокоил нас, сославшись на усталость. - Девочки, поезжайте на горы, покатайтесь, а я займусь шашлыком. Я ведь обещал!
- Папа, а тебе не будет скучно одному? - спросила Вера.
- А вы оставьте мне Митю, - лукаво нашёлся Макс.
- Макс, ты хочешь этого? - спрашиваю я.
- Конечно, ему будет интересно, вот увидите!
- Митя! - зову Митю. - Хочешь с Максом делать шашлык?
- Шашлык, шашлык! - закричал Митя. - А что это? - Мы все рассмеялись.
- Вот и увидишь, оставайся со мной. Будешь помощником у меня.
- Хочу быть помощником у Макса! - весело кричал Митя. Так и сделали.
Сегодня я делаю успехи! Вера не отходит от меня и настойчиво и терпеливо добивается исполнения своих советов. Начинаю, действительно, чувствовать, что такое горные лыжи.
- Ну, Маргарита! За мной! - Вера оттолкнулась палками и понеслась вниз по склону. 
Я за ней и, о! Еду! Азарт захватил меня, просто лечу - ветер, снег, солнце и ощущение полёта! Очнулась в сугробе. Вера стоит надо мной и смеётся.
- Ты просто молодец! Быстро скатываешься. И падаешь в группировке! Всё хорошо?
- Отлично, Вера! - Отряхиваюсь от снега. - Ещё!
- Ещё? Тогда поднимайся.
Горные лыжи снова несут меня стремительно вниз. Как хорошо! Почему я не знала об этом раньше? Вера ждёт меня внизу.
- Спасибо, Вера! Ты мастер не только горного спуска, но и обучения!
- Ну, что ты. Просто у тебя способности к полёту.
- Здесь ты права, я постоянно летаю. Вот бы только не упасть.
- Ну, это тебе не грозит, поверь мне. Ты рождена для полёта. Папа часто об этом говорит мне, - она замолкла и внимательно посмотрела на меня.
- Продолжай, Вера!
- Маргарита, прости, если что не так скажу, но папа тебя любит. Я вначале бесилась, а потом поняла - ты  возвратила ему ощущение его молодости, той далёкой русской. Он просто ожил, глаза ожили, появился интерес к жизни. Вот, даже домик отстроил, а как спешил! И всё из-за тебя.
- Вера, ты преувеличиваешь.
- Нет, нет, это всё так. И я тебе за это благодарна!
Мы обнялись и так стояли и стояли. Первой опомнилась Вера.
- Нам надо уезжать. Папа просил быть не позже двух. Шашлык не любит ждать! Вот его слова. Поехали.
На зелёной лужайке перед домом стоял накрытый стол, над которым голубым пологом раскинулся большой зонт. Жёлтые садовые кресла хорошо вписывались в зелёное пространство газона, создавая цветовой эффект “яичница с луком”. Рядом, под раскидистым деревом Макс колдовал над большим барбикью,  приспособленным для приготовления шашлыка. Его юный помощник подносил поленца из берёзы, которые весело потрескивали и постепенно становились углями.
- А, вот и вы, дамы! А мы уже готовы. Ждём вас. Раздевайтесь, приводите себя в порядок, как раз поспеет и шашлык, весело возвестил Макс.
- Мама, я с Максом делал дрова, вот они, - спешит поведать Митя и показывает берёзовые поленца.
- Молодец! Ты был послушный?
- Макс, я был послушный? Скажи маме!
- Замечательный! - только и промолвил Макс.
Когда мы с Верой выходили к столу, приятный запах щекотал, возбуждая аппетит.
Шашлык удался на славу! Макс использовал для шампуров тонкие прутья черноплодной рябины, кусты которой росли у теремка. Получилось очень здорово. Больше всех радовался Митя. После обеда прогулялись по лесу, окрестным местам и уставшие, но полные впечатлений вернулись назад.
Незаметно пролетела неделя. Я стала просто заправской горнолыжницей, Митя не отходил от Макса, Вера, как никогда раньше, была необычно весела и откровенна со мной.
Появился Стефано со соей машиной и я поняла, что настало время покидать этот райский уголок. Макс с Верой уезжают в Вену. Австрийская граница рядом в тридцати километрах. Мы же с Митей возвращаемся в Венецию. Попрощалась с Верой, которая села  в машину и зовёт Макса. Подходит Макс.
- Маргарита! - его умные глаза грустны, но голос бодрый. - Спасибо за всё. Я получил огромное наслаждение! Как прекрасно было общаться с Митей! Очень хороший сын у тебя, Маргарита. Спасибо, что подружилась с Верой! Я прошу тебя, будь рядом с ней, чаще общайтесь.
- Макс, ну что ты?
- Нет, нет, Маргарита, всякое бывает в жизни, дай мне слово. Она хороший человек!
- Макс, конечно, даю слово!
- Вот и хорошо. Пойду. - Мы обнялись, поцеловались и Макс, не оборачиваясь, пошёл к машине. Машина плавно тронулась и исчезла за поворотом. Митя, огорченный прощанием с Верой и Максом, нашим расставанием, затих на  заднем  сиде-
нии, крепко прижимая подарок Макса. Я села рядом и мы поехали.
Через месяц из Берлина пришла скорбная весть: Макс умер! Это меня ошеломило! Так вот почему он был таким в последнюю нашу встречу. Он говорил открытым текстом, а я была снисходительна. Бедный Макс. Так больно терять близких друзей! Всё рухнуло! Это здание искренней дружбы, что мы возводили так бережно и так усердно - рухнуло. Макса нет!   
Сразу же позвонила Вере.
- Верочка, какое горе! Прими мои самые искренние соболезнования! Дорогая моя. Это просто ужасно! Бедный Макс!
- Спасибо, Рита! Очень больно мне. Теперь я совсем одна, - она впервые назвала меня Ритой.
- Верочка, я сейчас же приеду, хорошо?
- Хорошо, Рита, спасибо тебе. Ты хорошая.
- Верочка, еду. Целую тебя, дорогая моя.
- Тебя встретят, Рита, сообщи номер рейса.
- Хорошо, до встречи.
На завтра, первым же рейсом я прилетела в Берлин. Меня встречал Иван Иванович. Мы дружески обнялись. Он выглядел очень удрученным.
- Какое горе, Иван Иванович, бедный Макс!
- Да, Маргарита Юрьевна, умер хороший человек, мой давний друг и я, словно, осиротел. И вы, я знаю, очень были с ним дружны. Он часто делился со мной.
- Как Вера?
- Вы знаете, держится, характер у неё твердый. Но переживает очень. Хорошо, что вы приехали. Ей будет полегче.
- Жалко её. Макс был ей и отцом, и другом. Он очень гордился ею. А она его очень любила. Я это неоднократно наблюдала.
Машина   остановилась,  мы  приехали.  Из  особняка,
окруженного деревьями, вышла Вера. Мы обнялись. И так, обнявшись, стояли и плакали. Иван Иванович нежно, но настойчиво провёл нас в дом.
Всё время, пока длилась эта скорбная процедура, наполненная официальными событиями, я была рядом с Верой. В Берлин съехались многочисленные друзья Максимилиана Вернера, Макса, товарищи по работе. Я видела всех членов Попечительского Совета, прилетела маркиза Паола, сэр Майкл О’Нил, Нелли, был здесь и Марко Сернези. Все говорили о Максе и вспоминали его благородные поступки и дела. Прошла неделя и все постепенно разъехались. Остался узкий круг друзей и родных. Вера обратилась ко мне с просьбой остаться ещё на два дня для решения каких-то неотложных дел. Я, конечно, согласилась. Она стойко перенесла всё и сейчас была решительна и деловита. На следующий день мы с Верой посетили адвокатскую контору, которая вела дела Макса. Должны были обнародовать завещание. Я хотела остаться в приёмной, но Вера повела меня прямо в кабинет.
- Верочка! Я знаю, это дело конфиденциальное. Я-то зачем там?
- Рита, Маргарита Юрьевна, папа упомянул вас в завещании. – Я обалдела.
- Верочка! Макс! Меня?
- Да, Рита, не удивляйся. Я об этом знала и одобрила папин поступок! – Я молчала.
В просторном кабинете собралось немного людей. Среди них был и Иван Иванович. Другие были мне незнакомы, но я видела их на церемонии. На подобном действе я была впервые. Монотонный голос главы фирмы слушала рассеянно, ничего не запоминала. Почему-то думала о Максе. Живом, улыбающемся, с трубкой. Ах, Макс! Что же ты наделал! Услышала своё имя. Поняла только, что Макс  завещал  мне  терем-избу   и  что-то ещё. Слёзы
текли, но я не обращала на это внимание. Вера, молча, протянула платок.
Вера провожает меня в аэропорту Берлина. Обещает, как только разберется в делах, быть в Венеции. Просит внимательно изучить текст завещания, который она передала мне в русском переводе и подготовить свои предложения, вытекающие из него в моей части. Думаю: та же деловая хватка, что и у Макса! Молодец!
- Ну, я пошла, Верочка. Жду тебя.
- Рита, буду точно! У нас с тобой теперь общее дело. Папа здесь постарался! - Мы прощаемся.


Рецензии