В ожидании дождя

Его с нетерпением ждали все: люди, земля, лес, огороды и дачи. На календаре – конец июля. Вот уже целых три недели днем нещадно печет солнце: в тени плюс 30 градусов. От жары и духоты невозможно спрятаться нигде: ни в тени деревьев, ни  в квартире, ни даже в воде.
Мягким стал асфальт, горячей – земля. Сухо в лесу: могут погибнуть грибницы, да и пожары угрожают. Горит лес. Город окутан дымом. Трудно дышать. Листья на деревьях, что у обочины дорог, покрылись толстым слоем пыли. Начала желтеть трава.
Но вот на чистом голубом небе начинают появляться тучки. Их все больше и больше, и они все темнее и тяжелее.
– Это фрактонимбусы, – объясняет мне мой друг Георгий Андреевич, бывший работник метеостанции, участник войны. – Они всегда идут впереди дождевого фронта. Это – верные предвестники дождя.
– И птички сегодня в лесу жалобно просили пить, – говорит соседка Елена Федоровна. – Это к дождю.
– И солнце вчера на закате садилось за тучи, – вторит еще один сосед, Анатолий. – Значит, скоро должен пойти дождь.
Верю в это и я. Временами мне даже слышатся раскаты грома. Но на поверку в одном случае это рев мотоцикла, в другом – машины, в третьем – вертолета.
А тучи все сгущаются и темнеют. Но в очередной раз набегает ветер и разгоняет их. И снова становится жарко и сухо.
– Ох как надоел дым! Сил моих больше нет, – говорит пенсионерка Эмма Александровна.
Давно уже не видно сидящих на лавочке по вечерам супругов-ветеранов Савицких: спасаются от дыма в квартире.
Через дорогу к моему огороду в добрые времена протекают три ручья. Два из них уже совсем пересохли, а третий еле жив. Болотистую часть дороги я проходил с трудом и только в сапогах. Сейчас это место прохожу свободно в туфлях – между кочек сухо. А в том месте, где не кочки, а грязь, земля высохла и потрескалась.
На огороде у меня земля глинистая, вперемешку с черноземом. Сейчас глина превратилась в твердые, каменистые куски, а чернозем – в горячую пыль. Жалко смотреть на картошку: уныло стоит увядшая ботва в ожидании дождя. Люди уже устали поливать свои огороды и дачи. Плохо растет трава на сенокосах.
Проснувшись утром, сразу же смотрю на крыши гаражей из окна четвертого этажа. Но меня снова и снова ждет разочарование. Крыши опять сухие.
И вспоминаются другие времена. Когда дождь разойдется, ему бывает трудно остановиться. И льет он тогда без устали и днем и ночью. Бывает, что дождь уже совсем не нужен, а он все идет и идет, как поется в песне: «На всей земле сухого места нет». Люди начинают волноваться: как бы от переувлажнения не погиб весь урожай на корню. А раньше, когда еще не была построена Зейская ГЭС, в такие времена наш город нередко страдал от наводнений.
А вот сейчас все наоборот: и небо покрыто тучами, и фрактонимбусы появлялись снова, и птички опять жалобно просят пить, и солнце на закате заходит в тучу, а дождя все нет и нет.
Но вот в один из последних дней июля с юго-запада на город начала надвигаться целая армада темно–лиловых туч. Издалека стали доноситься глухие раскаты грома. Подул ветерок, и повеяло прохладой. Застучало по подоконнику. И пошел долгожданный дождь: крупный, с шумом, с громом и молнией.
Я долго стою у окна, любуясь и радуясь этому мощному живительному потоку, обрушившемуся с небес на нашу исстрадавшуюся от жары и засухи землю. Как хорошо! Теперь у нас будет все: и хлеб, и картошка, и сено, и грибы.


Рецензии