Абсолютное сходство

Антон ТЮКИН

АБСОЛЮТНОЕ СХОДСТВО

Люди есть люди…

Русская народная присказка

1. ДЕТСТВО

Как странно, что есть общее у нас:
Советских - из дворов пятиэтажек,
Безликих серых башен (нет не страх,
Не школьный бред и похвальба бумажек)

С мальчишками Италии рококо,
C девчонками узорного барокко,
Хоть те от нас безмерно далеко,
Да так что не достать рукою... Сроки 

Истории огромны, погляди.
И что увидишь? Мальчик позади
Костёла. Вот второй малыш. Играют,

Гоняя перед новостройкой мяч
Тряпичный… Но торопится палач
И инквизитор жертву выбирает
Костлявым пальцем.

2. ЮНОСТЬ

Под аркадами юнцы
Свистят и улыбаются девицам:
- “Давайте познакомимся?!” Венцы
На статуях и в кронах щебет. Птицы

Не наши. Зато девочки - почти!
Стучат часы на местной “Спасской башне”.
- “Придёте? - Да, возможно, к девяти
В тенистый парк…” Я вижу день вчерашний,

Как завтрашний, который навсегда…
Бежит в ручье холодная вода,
Как руки строившего тот дворец тирана.

Экрана нет? Ну, право ерунда,
Когда блестит зубная панорама
Красоток. А лодыжки и запястья
Готовы пасть в объятия… Скалит пасть

Инквизиция? Мы ж не еретики!
Лобзанья грешников и блудниц не горьки
В шестнадцатом. Нет ангелов в двадцатом?
Зато Ильич, магнитофон и “хата”…

3. СТРАСТЬ

“Излишества от Культа” - капители,
Дыхание кроткое и двое на постели
Родительской, иль в роще жарким летом -
Всё - перед топором ли, пистолетом!

И пламень тел без глупых драпировок -
Главней “формаций, революций, установок”.

- “Не бойся. - Говорили, что комета…
- Всё ерунда!”, - пред пляскою скелетов 
С церковных стен, c мозаик ль молоткастых.
- “Я расстегну? Не надо отвлекаться…” 

15.05.17 

Примечание:

* - Барокко (итал . barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).

* - Рококо (франц . rococo, от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й пол. 18 в. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям искусства 18 в. по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству.


Рецензии