Статья о творчестве С. Цвейга

             Стефан Цвейг (1881 – 1942) австрийский писатель новеллист, автор романов – биографий, драм, эссе, переводчик. Он известен своим психологическим мастерством.
Неприятие  современного ему мира он выражает в своих новеллах, где проявляется глубокий интерес к внутреннему миру человека, тонко анализирует психологию героев, проявляя художественное мастерство писателя.
Углубленный анализ души в произведениях  С. Цвейга связан, прежде всего, с желанием лучше понять природу человека, а через это все человеческие отношения. Он выступал  сторонником эволюционного способа развития общества, ему претили революции и насилие. Разлад художника с жизнью и невозможность решить общественные  проблемы своего времени привели писателя к гибели – он покончил жизнь самоубийством.
В своих произведениях автор  сознательно исключал общественные конфликты, помещая противоречия в психологический план. Писатель стремился проникнуть в глубинные тайны внутреннего мира своих героев, показывая при этом нарастающий драматизм окружавшей их жизни. Литературоведы всегда считали С. Цвейга непревзойденным мастером психологического анализа. Писатель считал, что единственным средством борьбы со злом – это перевоспитание человека. В новелле – легенде «Глаза извечного брата» автор пытался разрешить разногласия между существующей в жизни жестокостью и живущей в душе совестью может только человечность. Герой произведения не может освободиться от осознания несправедливости жизни и переживает за страдание всех людей, предлагая в качестве борьбы… перевоспитание!
В новелле «Письма незнакомки», С. Цвейг рассказывает о трагической судьбе женщины, которая даже с помощью самоотверженной любви не смогла преодолеть разобщенность людей. В лучшем произведении автора «Улица в лунном свете» показано все тоже не понимание людей друг друга. В душе главного героя происходит борьба между себялюбием и любовью. Где герой остался рабом своих низших чувств. Жена, которую он  заставил торговать своим телом, осталась выше и чище его. Она погибла, но не предала  своих идеалов.
В новелле «Амок» показано столкновение двух страшных людей: опустившегося врача с богатой пресыщенной жизнью дамой, для которой лекарь – не более как вещь для ее жизненных удобств. Конфликт, порожденный в обществе, заканчивается гибелью обоих. Автор старается примирить героев, ищет пути выхода из создавшегося положения – он возвращает герою утраченные в процессе  нравственного падения чувства. Узнав о том, что богатая англичанка, исковеркавшая его жизнь, находится на краю гибели, врач пытается ей помочь. Так, по велению автора, два человека прощают зло, которое причинили друг другу и становятся милосердными.
Мысли и чувства человека из высшего общества С. Цвейг анализирует в новелле «Фантастическая ночь». У этого человека, лишенного цели и смысла жизни, есть только один путь – путь в сторону быстрой смерти. Внешне он выглядит респектабельным снобом, в душе же остается равнодушным к людям. На короткий период автор помещает его в условия новой жизни, но и там герой не может найти способ помочь людям, найти с ними полное душевное родство.
Отрицание современного мира С. Цвейг выражает в своих новеллах «Гувернантка», «Двадцать четыре часа из жизни женщины», где показывает  стремление  человека к  невозможному счастью.
Обращение к жанру романа-биографии для С. Цвейга было и ответом на требование времени, а так же выражением его творческих исканий. Сохраняя свою научно-познавательную роль, эти произведения ориентированы  на раскрытие смысла нравственных исканий героев, на оценки их поступков. Для романа-биографии С. Цвейга характерно замкнутое пространство в жизни героев. Чаще всего эти произведения заканчиваются смертью главных действующих лиц: умирает Фуше, гибнут под топором палача Мария Стюарт и Мария Антуанетта, в расцвете таланта уходит из жизни Бальзак.
Исследование характеров героев своих романов-биографий С. Цвейг ограничивает сферой психологии, без социальной направленности. Отсюда иногда происходила эстетическая реабилитация Марии Антуанетты и Марии Стюарт. К каждому из героев у автора свое личностное отношение, которое сложилось в результате изучения самой исторической личности и эпохи, в которой она проживала.
С. Цвейг был одним из тех писателей, которые развили жанр художественной биографии, он на практике способствовал реалистическому восприятию видения действительности в романе-биографии. Он является одним из лучших биографов в современной литературе. Художественность его романов заключается в авторской организации документального материала, в яркой образности,  в создании индивидуальных характеров, в  использовании всего арсенала художественных средств. Он выступает в роли художника, психолога, накладывает свой отпечаток на эти произведения.
Стефан Цвейг выступил в литературе и как автор пьесы «Йеремия», где взял за основу сюжет книги пророка Йеремии, который предсказывает падение Иерусалима и призывает покориться  Навуходоносору, ибо «нет ничего важнее мира». Пафос пьесы – отказ от насилия. Литературоведы считают ее первой антивоенной пьесой на европейской сцене; она была поставлена в 1918 году в Цюрихе, в 1919 году в Вене.
Стефан Цвейг в своем творчестве уделял внимание и статьям, которые посвящал классикам зарубежной литературы: Данте, Гофману, А. Толстому, Ф. Достоевскому, М. Горькому.


Рецензии