Сказка про Мать-Землю
Они сидели на берегу и смотрели на это волшебство. Сначала в последних ночных сумерках замерли и затихли ночные животные, птицы и насекомые. Потом подул предрассветный ветерок. Казалось, что листики на деревьях, только этого и ждавшие, зашевелились и затрепетали. Первыми откуда-то появлялись стрекозы. Они носились над водной гладью, пытаясь поймать не успевших спрятаться комаров и мошек. То в одном, то в другом месте стали раздаваться крики фазанов. Вскоре к ним присоединялись другие пернатые сородичи. Как только первые лучи солнца высушили утреннюю росу, всюду стрекотали кузнечики.
Прошло ещё немного времени, и вся природа окончательно проснулась. По голубому небу скользили легкие белые облака, подкрашенные снизу розовато-желтыми лучами восходящего солнца. Яркими зелёными оттенками засветилась умытая росой листва деревьев и кустарников, пойменных трав и луговых цветов. Со всех сторон доносился шум листвы от утреннего ветерка, песни жаворонков из поднебесья, стрекотание сорок, шуршание в траве невидимых её обитателей. Новый день вступил в свои права.
Пока дед с внуком созерцали это нерукотворное царство мира, солнце поднималось все выше и выше. Стало довольно жарко и наши натуралисты засобирались домой.
К хутору они шли по тропинке через заливной пойменный луг удивительной красоты. Вешние воды реки, которые весной здесь всё заливали, уже вошли в речное русло. Нескошенная трава поднималась почти до пояса и везде цвели, разбросанные как разноцветные мазки на картине художника, луговые цветы. Тима шёл по тропинке первым. У него из-под ног в разные стороны прыжками спасались побеспокоенные кузнечики, а греющиеся на солнце ящерицы, вспугнутые приближением людей, разбегались и исчезали в густой траве.
Совсем неожиданно на вершине обрывистого берега внук увидел странную металлическую конструкцию. Она была сделана в виде высоченной конструкции, уходящей ввысь, и собрана из черных труб, тросов и ещё каких-то механизмов,. Вид этого сооружения совсем не вписывалась с чистоту окружающего мира. Тимофей, показав на неё рукой, он спросил деда:
- Посмотри, что это такое здесь появилось?
- Это буровая вышка. Там геологи пытаются заглянуть в глубину земных пластов. Говорят, они здесь нашли залежи руды и теперь хотят добывать её из-под земли. Сначала при помощи скважин, пробуренных с помощью вот таких вышек, делаются изыскания, а потом начинается разработка месторождения.
- Но ведь даже эта вышка своим видом всё портит! А если начнут здесь всё разрывать, то что станет с миром, который сейчас нас окружает?!
Дед сначала помолчал, а потом сказал:
- Знаешь, пока ещё не очень жарко, садись на травку, я расскажу тебе сказку.
Они легли поудобнее на мягкую траву и дед начал говорить:
Издавна жили казаки на своей земле. Так давно, что и не понят когда первые их предки здесь появились. Жили не тужили: разводили домашних животных, сажали огороды, рыбу ловили, да несли государеву службу.
Как-то приехали к ним люди из столицы и говорят, что здесь под землей нашли руды и теперь хотят их добывать. Мол, и нам польза, и вам от этого станет лучше жить.
Собрались казаки на майдане и стали думку думать. Вот живут они на этой земле издавна, вроде бы всё у них есть. Но всегда хочется чего-то большего. Одни стали говорить, что, вон, в городе люди живут, не сеют, не пашут, а всего у них в достатке. Может и нам теперь счастье привалило: будем на печи лежать, а деньги сами к нам в кошели сыпаться станут! Но были и другие, которые стали роптать, что можно этим природу родную уничтожить и землю погубить. Спор тот временами доходит чуть ли не до кулачных потасовок.
На всё это молча смотрел атаман. Он понимал, что главное слово останется за ним, но никак не мог решить какую сторону ему поддержать. Слишком уж много ответственности было в этом его окончательном слове.
Так, не придя к общему мнению, разошлись к ночи казаки по домам, договорившись продолжить обсуждение утром. Только один атаман остался на майдане, надеясь, что в тишине сможет всё обдумать и принять верное решение.
Сидел он, сидел, и не заметил как уснул. Приснился ему удивительный сон. Будто сидит он на майдане, а к нему подходит необыкновенной красоты женщина. Одета она была в старинное женское платье-кубильке, которые в давние времена носили казачки. Вся её одежда была расписана растениями, птицами да животными. Цветы и веточки с листьями были вплетены в густые пышные волосы. Удивительно, но определить её возраст было невозможно. В ней легко можно было увидеть и озорство юной девушки, и мудрость взрослой женщины.
Она подошла и присела на скамью рядом с атаманом.
- Доброго здоровья тебе, атаман! Похоже, думы тяжелые тебя одолевают. Может, я смогу тебе что-нибудь подсказать?
- И тебе здравствовать, незнакомка. Кто ты, и почему думаешь, что сможешь мне помочь?
- Я та, которую вы между собой называете Мать-Земля.
Атаман оторопел и не в силах был произнести ни одного слова. Но, похоже, незнакомка и не ждала его ответ. Она просто продолжила говорить:
- То, о чём вы сегодня судили-говорили, я знаю. Советовать ничего не хочу. Просто мне интересно: разве вам мало дано, что вы захотели ещё большего? Издавна я создала для людей, проживающих здесь, всё, чтобы они ни в чём не нуждались! У вас есть леса с множеством животных и птиц. Луга и степи с травами для ваших коней и других домашних животных. Река с множеством рыб живущих в ней. У вас есть кров и пища, жилища и одежда. Растут замечательные дети. Чего ещё вам не хватает? Хотите день и ночь лежать на мягком ложе и ничего не делать? Так тогда через пару поколений ваш род закончится! Живущие в беззаботном удовольствии люди перестают существовать. Они становятся никому не нужны. Ни Богу, ни другим людям. А если человек становится никому не нужен, тогда Смерть и прибирает его к своим рукам. Уж ей, поверь мне, такие особо нужны. А что она с ними потом делает – только ей ведомо.
Ничего не отвечал на её слова казак. Казалось его язык стал невыносимо тяжелым и не мог пошевелиться во рту. Немного помолчав, Мать-Земля снова заговорила:
- Всё же, думаю, что смогу помочь тебе прийти к правильному решению. Я покажу тебе то, что вас может ожидать. Смотри!
Тут на атамана накатила такая темнота, что стало вокруг ничего не видно. Потом мгла понемногу рассеялась и он увидел вдали огромное здание, вокруг которого слышался грохот и шум. Какие-то механизмы скрежетали и перетряхивали землю. Что-то они отделяли в сторону, а основную массу переработанного грунта сваливали в сторону. Горы мертвой земли, на которой не росло ни травинки, поднимались в небесам. За этими горами был вырыт в виде воронки огромный котлован, который уходил вглубь земли. Кроме перерытых недр, пыли и шума не было ничего видно. Ни деревьев, ни кустарников, ни реки. Ничего. Нигде не было видно ни людей, ни домов. Всё куда-то исчезло. Тут взор атамана остановился на каком-то мутном коричневом потоке в том месте, где когда-то текли прозрачные воды Хопра. Неожиданно он осознал, что это и есть его любимая река. Только теперь к ней страшно было подходить: мутная вода издавала неприятный запах, а около берегов можно было различить белые тушки погибшей рыбы.
От ужаса у атамана волосы стали дыбом. Он никогда ничего не боялся, в атаку на врага скакал впереди всех. Но здесь было от чего испугаться. Неожиданно ему подумалось, что вот так должна выглядеть, наверное, поверхность луны, которая светит по ночам в небе. Нет у неё ни синевы вод, ни зелени растений, ни голубизны небес. Ничего, кроме серости грунтов и красного от пыли зарева в небесах.
Сердце атамана готово было остановиться. Неужели он принял такое решение и окружающий чудесный мир превратился в этот кошмар?! И всё это ради чего?!
Неожиданно темнота вновь всё заволокла и мгновение спустя он оказался на скамье рядом с Матерью-Землёй. Она вновь заговорила:
- Это было одно из возможных твоих решений. Другое решение ты можешь увидеть, если закроешь и вновь откроешь глаза.
Закрыл атаман глаза. Закрыть то закрыл, а вот открыть теперь боялся: вдруг увидит ещё что-то более страшное? Осторожно приоткрыв веки, он с облегчением обнаружил, что оказался в том самом мире, в котором он родился, рос и сейчас живёт. Рядом была станица, по улицам которой бегала детвора и ходили люди. Внизу неспешно текли прозрачные воды Хопра. По нему, рассекая волны, плыли на лодках рыбаки. На песчаном пляже купались, спасаясь от жары, станичники. В небе висели жаворонки и небольшие сокола. Казалось, что будто охраняя, пойменные леса охватывали огромными зелеными руками его родную реку.
На глаза сурового атамана накатились слёзы: неужели ещё не поздно всё вернуть восвояси?!
Он повернул голову и увидел стоящую рядом Мать-Землю. Она, не отрывая взгляда, пристально следила на ним. К атаману вернулся дар речи:
- Что это было?
- Это были два возможных последствия ваших решений. Первый раз ты увидел добычу руды из глубины моих недр. Что ждет твой народ? Останется ли он здесь жить? Да и вообще существовать на земле. Скорее всего его будет ждать забвение. А во втором случае вы будете жить как и жили - любить, жениться, растить детей. В общем, продолжать свой род.
- Скажи, неужели всё так серьезно?
- А ты пошли казаков проверить воду в колодцах, где рядом делались пробные шахты. Там вода во многих уже стала солёной. Ведь пласты моего тела очень разные. Есть водяные слои, соли, которая будет смешиваться с водой. Есть и ядовитые, яд которых самый страшный на земле. Не всё, что там есть полезно человеку. Вот только он зачем-то пытается забраться глубже и глубже. А теперь мне пора. Прощай.
И она пошла в сторону реки. Только сейчас атаман заметил, что в том месте, куда прикасалась её нога, зацветали кустики полевых цветов.
Вдруг на его плечо опустилась рука. Он вскинул голову и… открыл глаза. Рядом стоял есаул. Этим утром он первым пришёл на майдан для продолжения разговора. Ничего не понимая, атаман стал озираться по сторонам. Он увидел, что настало утро и, выходит, просто всё это время спал и видел сон. Но неожиданно взгляд его упал на цепочку цветов, уходящих в сторону реки. Цветы цвели там, где в его сне ступали ноги женщины из его сна.
На том и кончилась история про встречу атамана и Матери-Земли.
- Постой, дедушка, а что же тогда всё-таки казаки решили?
- А что ты видишь вокруг себя?
- Как что? Лес, деревья, птиц, нашу родную реку.
- Вот ты сам и ответил на вопрос. В другом случае здесь была бы только мертвая земля.
- Тогда зачем здесь опять что-то ищут?
- Так на земле самое главное зло ещё никто не отменил.
- Что же это за зло такое?
- Это жажда денег. Конечно, не все люди готовы продать родную землю. Но есть и другие. Те, у которых свет и чистота души заменяются на звон монет. Такие, даже удовлетворив все свои потребности, будут продолжать делать деньги просто ради увеличения тех в их карманах. Выжав, что смогут из одного места, они переберутся в другое, где ещё останется нетронутая природа. Им совершенно всё равно, что будет с другими людьми, которые там останутся жить. И только от нас зависит сможем ли мы сделать так, чтобы наш край остался таким же красивым и цветущим как сегодня для последующих поколений.
Свидетельство о публикации №217051501482