Некрасивая невестка

          "Красота приглядится, а щи не прихлебаются" (русск. пог.)
   
          Мы стоим среди строительного хлама и разрытых тротуаров с Варварой Григорьевной на одном базарчике, у большого магазина "Корона", торгуем. Я – тюльпанами, она – картошкой. Товар наш лежит прямо на земле, но, тем не менее, налог "за место" с нас собирают.Наблюдаю, как здоровый детина, сын,  помог ей – вытащил из машины несколько мешков картошки, и уехал. Я подошла купить пару килограмм. Знакомы мы много лет, картошка у Варвары вкусная, сорта «Алладин» - они сами с мужем Юрой Кондратьевым выращивают. Обычно и он рядом крутится.
          - А где Юра? - спросила я её.
          - А Юры больше нет… - и женщина заплакала... А потом рассказала свою историю...
               

          Это у Веры Васильевны Давыдовой был второй блин, и он опять получился комом – первая девочка от неудачного брака родилась хромой, а второй сын,  Юра, от случайного знакомства с каким-то пьющим ветеринаром,словно недоношенный, маленький. Тогда они жила в Узбекистане.  Когда сын Юра подрос, оказалось, он ещё - и  заика. Говорить, как все заики, любил, а  послушать было нечего – городил чёрт те что. При этом дураком не был. И уже с четырнадцати лет был замечен в приверженности к алкоголю…
          Потом Вера Васильевна стала жить в Петропавловске.  В личной жизни, как вы уже поняли, ей поначалу не везло, а вот карьерный рост наметился нешуточный - была она величиной  в шестидесятые годы в нашем областном центре, вторым по значимости лицом в городе Петропавловске, важным и умным человеком! И ещё продолжала оставаться красивой женщиной.
          К тому времени ей, наконец, повезло и с мужчиной. Был в нашем городе ссыльный из Москвы – Борис Викторович Сенаторов (фамилия настоящая). При Сталине весь их курс из МГИМО по окончании - пятнадцать человек - за просто так был осуждён и сослан сюда, наверное, за знание иных языков. Когда сталинщина и бериевщина кончились, его реабилитировали, и Борис с Верой уехали в Москву. Борису вернули родительскую шикарную квартиру в центре столицы, определили на хорошую работу. Кадров не хватало, и он возглавил один из университетов Москвы. Хромая дочь Веры Васильевны  стала жить с ними, а Юрку оставили с бабушкой в Петропавловске. 
           Детей своих Вера Васильевна нежно любила, и когда сын влюбился в простую хохлушку, недавно приехавшую с Украины - здоровую, работящую, но некрасивую, очень порицала увлечение сына. И, даже редко бывая в Петропавловске, умудрялась вставлять шпильки в их отношения.
          Хохлушку звали Варварой, родилась она под Киевом, и у себя в колхозе  была звеньевой в полевой бригаде. Украинская молодёжь – работящая и предприимчивая - и в те, шестидесятые  годы, хотела лучшей жизни, и стремительно покидала нищую деревню. Брат Вари к тому времени уже обосновался в Петропавловске, где жилось сравнительно неплохо, пожалел сестру, привёз сюда.
          Устроилась на работу она на молочный завод. Жила на квартире в подгорной части города. Тут её и увидел Юрка – жили  по-соседству. Однако крупная девушка всерьёз мелкого кавалера не воспринимала. Своих чувств Юрий выразить словами не мог, но неловко ухаживал - постоянно встречал Варю с работы, пускал ей зеркальцем солнечных зайчиков в окно, следил за ней то из-за забора, а то прямо подглядывал в окно. Однажды даже был пущен хозяйкой квартиры, которая к нему благоволила, прямо в дом, чтобы  посмотрел на спящую девушку - на его-то взгляд Варвара была красавицей!
            К тому времени у неё  «образовался» другой кавалер – парень могучий, симпатичный, работал он в «органах».  Варе он нравился. Однако со временем  она поняла, что детина бесхарактерный,  прислушивается  к советам друзей, матери, твердившим, что девчонка некрасивая и бедная.
           - Я была девушка резкая, хлёсткая, и когда услышала, что мать ему говорит обо мне, сказала: «А идите вы оба на х-й!» - вспоминает она.- Однако время подпирало – мне уже двадцать четыре было. Замуж пора, а с женихами после войны не густо. Квартирная хозяйка всё уговаривала обратить на Юру внимание, говорила, что с его отношением ко мне будем жить славно. Ну, я и вышла за него!
          - Да вы же его не любили!- спрашиваю я пожилую соседку по прилавку.
          - Не любила, а как поженились, стал он мне родной. На всю жизнь! Я же девушкой была, и других мужчин у меня не было. Нянчила я Юру, берегла, как дитя малое. Работала за двоих, и его приобщала к домашним хлопотам. Жить мы стали у его бабушки, завели «хозяйство» - кур, свиней. Я родила сына, красивого, на него похожего(!). Потом как-то поехала на родину, на Украину, родню проведать, и вдруг там меня тошнить стало. Я не сразу поняла, что снова беременна. Вообще-то мы с Юрой больше детей не хотели, и, когда я вернулась и сообщила, что у нас снова будет ребёнок, к моей беременности он как-то странно отнёсся… Всё же я родила второго сына-богатыря, уже похожего на меня. 
           Позже я стала работать на мясокомбинате, на это и жили. Юра работал снабженцем на заводе Ленина. Денег я с него никогда не спрашивала – зачем мужчину унижать? Захочет он что-то купить или выпить,  просить ни у кого не надо - деньги у него всегда были, все их он тратил на себя. Да, бывало, после командировок ещё и должен заводу оставался…
           Немного подумав, Варя продолжила:
           - У матери в Москве Юра частенько бывал - он же работал в отделе снабжения на большом заводе. А я - только один раз была у родни в их шикарной квартире. И вот что скажу: хоть мои родители были люди деревенские, а благородства и в их отношениях и между собой, и к другим людям было больше, чем у этих столичных. А всего прожили мы с Юрой пятьдесят три года, и было у нас три свадьбы…
           - Как это? – спросила я.
           - Первая – когда поженились, бедненькая. Тогда все бедные были. И мать его из Москвы приезжала. Потом – серебряная, а после – золотая. На этой у нас весь завод Ленина гулял несколько дней – уходили одни, приходили другие, целыми бригадами. К этому времени всё у нас было, ни в чём не нуждались! И это – мои заслуги. Одному сыну квартиру я купила, когда он жениться собрался, а потом и второго отделили.
           Юра-то сам хоть много лет на заводе проработал, а просить ничего не мог. Полагалась ему трёхкомнатная квартира, но я сказала – «никогда тебе трёхкомнатную не дадут, проси хоть однокомнатную!» Он попросил, сказал – сына женить надумали, и ему дали. А сын потом – время такое было, все стремились иметь поменьше квартиру – нечем платить, добавил всего триста долларов и поменял на трёхкомнатную!
           Сестра Юры, хромая, так и прожила в Москве около матери, и умерла в шестьдесят четыре года незамужней. А Юра около меня, хоть и пьющий, – семьдесят восемь! Вот пятого апреля 2017 года умер, за неделю до дня рождения... Внезапно заболело сердце, живот – а так никогда к врачам не обращался, даже медицинской карточки у него не было. Много заводских пришло его проводить – на работе его уважали.
          Только недавно признался, что всю жизнь считал второго сына не своим - так мать ему напела. А у меня отроду других мужчин и не бывало. Это как же любящая мать запустила любимому сыну такую смертельную стрелу в сердце? Эх, матери! Нет, я хоть и простая женщина, а в семьи к детям не лезу – пусть сами во всём разбираются!
          -
                14. 05.2017 г.

             Хоть Юру Кондратьева я знала много лет, только сейчас я узнала  историю его жизни… Прошёл почти год, сейчас январь 2018-ого... Вчера ходила на рынок, за молоком, встретила Варвару Григорьевну. Её всегда приятно видеть - речь её откровенна и безыскусна, уважаю простых людей. Постояли, вспомнили Юру:
          - А ведь я так и не привыкла жить без мужа, никак не смирюсь! Всё-то мне кажется, что он неподалёку. Предан он мне был бесконечно, как и я - ему. Благословляю судьбу за нашу встречу... - сказала она мне про своего мужа, ничем не примечательного на посторонний взгляд.

             Прошло ещё несколько лет - сейчас 2021 год. Встретила Варвару на базаре. Она опять торгует своей продукцией - первыми огурчиками. А у меня они только наметились. Обнялись. "Как ты, Варя, поживаешь?" - спросила я её. Она заплакала - "Я же сына похоронила!" "А что случилось?" "Не хочу говорить об этом. Семейная история" - ответила она. Стороной узнала - застрелился! Какой-то криминал!..
         


Рецензии
родители часто вмешиваются , но иногда они знают лучше детей!! спасибо

Ирина Ностальгия   03.07.2017 08:55     Заявить о нарушении