Убумэ

Убумэ (;;) - в японской мифологии ёкай (сверхъестественное существо) в виде взрослой, беременной женщины с ребёнком на руках. Она относится к категории духов юрэй - т.е, неупокоенных душ. Дословно слово "убумэ" переводится как "женщина с ребёнком".

Образ этой юрэй известен из Кондзяку-хяку-моногатари ("Стародавние повести"), который был написан в начале XVII века, а также из рисунков художников периода Эдо (в частности, бестиарий "Тосандзин ява"). Согласно этим источникам, Убумэ представляется оголённой по пояс беременной женщиной, и единственной одеждой её является окровавленная косимаки - набедренная повязка. На руках она непременно держит закутанного в пелёнки младенца.

Убумэ, как и другие ёкай, появляется ночью на мостах или перекрёстках дорог. Поведение её довольно схоже во всех префектурах - призрак всеми силами пытается или указать на своего живого ребёнка (в случае, если женщина, например, погибла в родах), чтобы его прохожий смог спасти, или снискать покой в посмертии.
Согласно легендам и рассказам, Убумэ иногда ведёт путника к месту, где лежит её живой ребёнок, и если её ребёнок спасён - впоследствии она старается всячески помогать и ухаживать за ним. Рассказывается, что Убумэ даже может попробовать купить платье для ребёнка, но расплатится она лишь горсточкой листьев - это довольно распространённый образ, когда призраки деньги заменяют листьями (например, Тануки).
В ином случае, она стенает и кричит "родись, родись!", и когда встречает призрака - даёт в руки ребёнка, которого держала на руках, и исчезает. Ребёнок же превращается или в надгробный камень, или в дзидзо - маленькое каменное изваяние ребёнка. В японском буддийском пантеоне существует и бог Дзидзо - покровитель детей и дорог, связанный с богом мира мёртвых Эмма, который и изображается в виде маленьких изваяний. Таким образом, прослеживается некая параллель между Убумэ и Дзидзо, и можно предположить, что в функции Дзидзо отчасти входит и помощь в упокоении детских душ.
Существует и другое верование - Убумэ поджидает путника на моста, и просит подержать ребёнка, произнеся сто раз "Славься, Будда Амида". Чаще всего путник не отказывает, берёт ребёнка и с удивлением замечает, что его вес ежесекундно увеличивается. В случае, если путник сумеет выполнить просьбу, Убумэ говорит, что "теперь она может упокоиться с миром", и исчезает вместе с ребёнком. Путник же получает сверхчеловеческую силу в награду за добрый поступок.

Происхождение призрака более-менее однозначно, хотя и варьируется т области к области.
Все версии объединяет одно обстоятельство - Убумэ становится только женщина, умершая вместе с ребёнком. Призрак женщины столь сильно цепляется за мир живых от того, что не реализовала материнскую функцию, и что её ребёнка постигла или может постичь ужасная участь. Что примечательно - Убумэ, по сути своей, есть юрэй не одного человека, а сразу двух, в чём прослеживается материнская связь с ребёнком и в посмертии.
Есть верование, что Убумэ может стать лишь та женщина, которая похоронена вместе с ребёнком (или рядом, или если ребёнок так и остался в утробе) - поэтому часто ребёнка изымали из могилы и хоронили отдельно, а вместо младенца несчастной женщине клали куклу, дабы она смогла упокоиться.

Некоторые фольклористы связывают происхождение Убумэ с древним японским ритуалом человеческого жертвоприношения - Хитобасира. Суть ритуала сводилась к тому, что в свод здания заживо замуровывалась жертва, и чаще всего - мать с ребёнком. Этот ритуал имеет китайское происхождение, и появился, вероятно, не раньше VI века - первое упоминание на территории Японии встречается в Нихонги.
В пользу этой теории говорит и один из вариантов написания имени Убумэ - ;;;, который встречается в "Вакан сансай дзуэ", т.е "Японо-китайском иллюстрированном сборнике трёх миров". Такое написание имени характерно и для китайского существа Кокакутё - это существо было наполовину птицей, наполовину женщиной, которая пожирала человеческие души и похищала детей. И, как и японская Убумэ, Кокакутё была духом женщины, умершей в родах.

С Убумэ связано святилище Сёсинъин - ежегодно, в один день в июле, выносится статуя Убумэ, и женщины молятся о благополучных и безопасных родах.

Образ Убумэ встречается в живописи и кинематографе, однако едва ли можно назвать эту ёкай популярным персонажем.
Рассказы и истории о встречах с ёкай встречаются и сейчас, в современной Японии.


Рецензии