Личная трагедия В. С. Высоцкого

«Лукоморья больше нет,
От дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет –
Так ведь нет:
Выходили из избы
Здоровенные жлобы,
Порубили все дубы
На гробы.

Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это – только присказка,
Сказка – впереди».

 
Написать эту статью побудили меня воспоминания. 1980 году в августе месяце я со своим коллегой по работе возвращался из командировки и проездом оказался в Москве. Как и все в эти годы, я также являлся большим почитателем В.С. Высоцкого.  Даже как-то раннее очередной раз  также, будучи проездом в столице пытался попасть на спектакль с участием В.С. Высоцкого в Театре на Таганке. Но тщетно все билеты были проданы на много дней  вперед и естественно я, не  «солоно хлебамши» возвратился восвояси. 
На этот раз я предложил своему коллеге посетить могилу В.С. Высоцкого и помянуть его. Он согласился, мы купили бутылку водки, кое какую закуску, достали три пластмассовых стаканчика, затем сели в такси и поехали на Ваганьковское кладбище. Я представлял себе, что в тишине кладбища мы на могиле Высоцкого можем спокойно его помянуть. Возле Ваганьковского кладбища находился рынок мы с коллегой зашли туда и купили несколько гвоздик, чтобы возложить их на могилу. Зайдя на территорию кладбища, я подошел к небольшому киоску пытаясь узнать, где находится могила В.С.Высоцкого. Немолодая продавщица со скучающим лицом, оживилась, услышав мой вопрос (что продавалась в киоске я уже не помню).  «Вы знаете, что умерших артистов на Ваганьковом кладбище подхоранивали к старым могилам. Володю должны были похоронить в середине кладбища, подхоронив его к старой могиле, но когда директор кладбища узнал о количестве людей сопровождающих Володин гроб, он ужаснулся. Чтобы эта толпа людей не снесла половину кладбища, он распорядился выкопать могилу в самом начале кладбища. Я присутствовала на похоронах такого количества людей, на похоронах я не видела, хотя работаю здесь более десяти лет. Марина Влади была в белом платье с приколотой живой черной розой». Да вздохнула она, «Володя не был даже «заслуженным», а стал «народным»». Действительно могила В.С.Высоцкого оказалась у самого входа.  Возле нее присутствовало большое количество людей, огорожена она была металлическими стойками. Но больше всего, что меня поразило это количество цветов. Сама могилка была оформлена прямоугольником где-то 2м Х 1м только срезанными головками красных гвоздик и море цветов  в бутылях в банках. Такого количества цветов находящихся в одном месте мне так и не пришлось больше увидеть.  Кроме этого возле могилы были оставлены кем-то несколько гитар, бескозырки пилотки и еще какие-то атрибуты. Естественно, что помянуть В.С. Высоцкого в «тишине» не пришлось. Запомнилось, что возле могилы Высоцкого была могила конькобежки Инги Ворониной.  Постояв немного, мы с коллегой решили зайти вглубь кладбища и там помянуть Высоцкого. Меня поразила красота надгробий и известность захороненных здесь людей. Так мы набрели на могилу Сергея Есенина и действительно в её «тишине» «раздавили» эту бутылку. Почему-то у нас не было ни в «одном глазу», по-видимому, от  нервного состояния вызванного увиденным. Так я с коллегой помянул поэта-барда В.С.Высоцкого.

Прошло время, и я задумался о такой непростой судьбе Высоцкого. Попробуем разобраться в личной трагедии поэта.

Порушено и загажено Лукоморье… сказка, внутренний миф, обитание души. Что делать, когда тоска не унимается? Наверное, поэтому и пил поэт, что не хватило сил вернуть к жизни внутреннее Лукоморье, очистить его от жлобов и вновь возродить сказку. Все творчество В.С. Высоцкого указывает, что тоска так и не смогла освободить душу поэта.
28 июля 1980 года, в Москве хоронили Владимира Высоцкого. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа – В.И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!...».
Официально о его смерти было сообщено крохотной заметкой в черной рамке в газете «Вечерняя Москва» и некрологом в «Советской культуре» гласившей, что умер артист Театра на Таганке, заслуженный артист РСФСР такой-то. Конечно же, это была ложь. Как это зачастую бывает, признание к Высоцкому пришло уже после его смерти. В 1986 году Владимиру Семеновичу было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Но и эту заметку руководству Театра на Таганке удалось пробить с большим трудом. Напрасно старались – люди узнали печальную новость без всяких заметок из уст в уста и по «вражьим голосам».
Шли Олимпийские игры, Москва была на режимном положении и закрыта для приезжих. Но и в этих условиях, включавших в себя еще и адскую жару, на похороны Высоцкого пришло огромное количество людей – улице не хватало  мест, люди залезали на крыши соседних зданий, очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров. К Таганке стянули все наличные милицейские силы, в том числе конную милицию. Даже по приблизительным данным количество людей пришедших проводить в последний путь Высоцкого ровнялось около 450 тысяч человек. Такие похороны Москва видела только на похоронах И.В. Сталина.
По-видимому, личная трагедия В.С. Высоцкого связана со смертью И.В.Сталина и с последующими событиями его о бесславившими и обесчестившими.
Владимир Высоцкий – из поколения детей войны. Отец – Семен Владимирович Высоцкий перспективный военный, имевший 3-и высших образования – экономическое, химическое и юридическое.  Перед самым началом войны, его знали к своему кругу, как сильного, умного, мудрого и бесстрашного человека. Все люди знают о его мужестве во время войны, так именно этот человек участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс и Львов, «брал» Берлин и еще многое другое. Это человек получил более 20-ти медалей и орденов, отмечающих его боевые заслуги. Настоящий, оправданный своими заслугами, авторитет для своего сына – будущего российского поэта-барда. Владимир Высоцкий впитал в себя радость и гордость Великой Победы. Детские и юношеские годы формируют сознание будущего мужчины. Естественно Владимир гордился своим отцом, несмотря на то, что семья распалась. Великая Отечественная война, заставившая отца уйти на фронт «разбила» созданную семью. Там отец повстречал новую любовь. Мать Володи вышла замуж за другого мужчину, который не стал для мальчика авторитетом. Это и послужило тем, что маленький Володя, разочарованный  своими семейными обстоятельствами, уговорил своего отца, настоящего и очень мужественного военного, взять  его с собой в Германию, куда и направили перспективного офицера. Мачеха – Евгения Лихолатова, была также достаточно образованной женщиной. Владимир Высоцкий, вместо своей родной матери, заполучил новую, которая также очень любила его. Евгения Степановна была очень хорошим педагогом по музыке. По-видимому, она  и привила любовь Владимира Высоцкого к искусству. Володя, вспоминая, очень часто говорил, что в доме царила атмосфера уюта и тепла. Владимир Высоцкий воспитываясь в семье военного, который «брал»  Берлин впитал в себя радость и гордость за свою страну от Великой Победы. Естественно он боготворил И.В. Сталина, под руководством которого СССР выиграл эту Великую Отечественную войну.
Как только ушел из жизни И.В. Сталин, эта трагедия отразилась в сердцах многих миллионов человек. 
8  марта 1953 года восьмиклассник Володя Высоцкий, пройдя мимо гроба с телом покойного И.В. Сталина проникнувшись этой трагедией всем своим сердцем и всей своей совестью, вернулся домой и написал стихотворение. Так родилось стихотворение « Моя клятва»:

Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело…

Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у горба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.

В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталина в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталина нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.

Владимир Высоцкий – из поколения детей войны. Много видел, много помнил! Но вот ситуация изменилась все его идеалы были в один момент низвергнуты ничтожными людишками. И эти ничтожные людишки часто оказывались рядом. Он испытал, как талантливый человек, в своей жизни всё, а особенно много – Зависть, Подлость и главное Предательство. Естественно душа болела, и эту боль он пытался заглушить водкой. Водка помогала ему быть таким, каким он был и говорить что хотел. И защитить свою душу!
Достаточно тяжелое детство войны, огромное влияние «вождя» И.В. Сталина, которое впоследствии превратилось в оправданный жизненный путь вместе со всеми его нравоучениями, сделали из Владимира Высоцкого настоящего мужчину и просто хорошего человека!


Рецензии
Спасибо, Георгий... и мне напомнило... мы с другом, как и вся страна слушали магнитофонные записи, некоторые песни Высоцкого пели сами, даже почему-то думал, что когда- нибудь встречусь с ним... И вот 80 год, комната в студенческом общежитие... и по радио говорят...и не верится...как будто... совсем близкий, родной человек... что же это?
Где-то через год был в Москве и решил пойти к Высоцкому. Зашел на территорию... и почему-то никого не спросил, где.. а пошел как-то левее, думая, наверное что где-то в центре...и вышел на могилу Есенина, удивился, человек 20 было не у Есенина, а рядом, оказалось, могила девушки...которая без него не могла...
В каком-то необычном состоянии не торопясь прошел по большому кругу почти все кладбище... и в конце вышел прямо к Высоцкому... Удивился как не заметил, ведь прямо на площади... у входа. А еще день был обычный, а в ведрах и трехлитровых банках стояли цветы... море цветов, целая площадь цветов... тоже никогда больше такого не видел...и людей, людей много, и чувствовалось у всех одно...
Какой-то мужчина показывал фото, я подошел, смотрю, а это фото похорон, разные фото, на одном фото сын Высоцкого... Кто-то неуверенно спросил, думая что можно купить... как возмутился этот мужчина... Да вы что!!!?... Это мой друг...я просто показываю...как можно было подумать?...
Долго я был там.. смотрел.. слушал... думал... а ведь есть... есть То, которое может объединить почти всех людей...

Владимир Писчиков   16.01.2018 21:32     Заявить о нарушении