О сказках

                * * *         
        Вероятно самый ранний вид фантастики – детские сказки. Я имею ввиду народные (фольклерные). Точную дату появления фольклерных сказок вряд ли удастся установить. Их вид совершенно особый, учитывающий детскую психологию. Хотя, как ее учитывать далеко не всегда понятно. Известен случай когда на спектакле «Красная шапочка», казалось бы безобиднейшей сказки, маленькой девочке стало страшно. Еще не понимая, что это театр она кричала на весь зал; Выключите это! Имея ввиду телевизор.
 
        У меня в детстве были всего две книжки сказок; сказки Гауфа и Сказки Дядюшки Римуса. Обе великолепно изданные и совершенно разные по духу. На фоне мрачноватых сказок Гауфа, выигрышно смотрелись искрометные сказки негритянского происхождения. Другую зарубежную классику сказки Христана Андерсена и Шарля Перро я прочитал уже в подростковом возрасте и это было менее интересно –  совсем другое восприятие.       

         Любопытно, что многие сказки писались для конкретных детей. Так Жорж Санд (Аврора Дюдеван) писала свим детям совсем не плохие сказки. Для знакомой девочки Льюис Кэррол написал: Алису в стране чудес и Алису в зазеркалье. Намеренно или нет, Кэррол напичкал сказки занятными парадоксами – неизвестно. Факт тот, что физики балдеют от этих сказок до сих пор И не только физики. Английская королева тоже пришла в восторг от сказок Кэррола и повелела закупить все его публикации. В результате получила кучу работ по математике.

        Льюис Стивенсон рассказывал сыну своего друга (или брата?) на ночь разные истории. Ребенок каждый раз требовал продолжения. Позже, когда Стивенсон записал все это на бумаге, получился роман: «Остров сокровищ».

        Совершенно индивидуальное место в скозочном ряду заниают вещи в стиле фэнтази - произведения Редьярда Киплинга и  Александра Грина. Эти талантливы писатели создали такие шедевры как «Книга джунглей» и «Алые паруса».
Гениальны сказки А.С.Пушкина как по стилю изложения так и по языку. Однако, солнце Русской поэзии прочитав сказку Ершова «Конек горбунок» мрачно заявил; Все! Мне тут больше делать нечего! И, говорят, с тех пор сказок больше не писал. Не знаю правда ли это.

           Нонешние авторы не столь самокритичны. Мне совершенно не нравятся всякие «Незнайки», «Ежики в тумане» «Поттеры» и прочие, слишком надуманные. Куда им до того же Корнея Чуковского и Алексея Толстого. Но мое нравится - не нравится никакого значения не имеет Главное, чтобы они нравились детям.

         Мир детства загадочен и для взрослых практически не постижим. Нам только кажется, что мы его знаем и понимаем, Меня совершенно поразила статья одного толкового лингвиста, который обратил внимание на детские считалки. Непонятные слова которые употребляют дети оказывается какой-то древний неизвестный праязык. Одно поколение детей передает их следующему видимо на протяжении тысячелетий. А взрослые их просто забывают. О детском же восприятии современных сказок написанных взрослыми можно только догадываться.


Рецензии