Проза жизни. Детский дом

      Моя улица детства, Красная Подгора, была расположена на берегу Мокши. А с порога дома виднелась гора, на которой стояли два белокаменных как бы летящих  здания, дома моей мечты. Я бежала по садовой дорожке в гору, чтобы рассмотреть их, а они исчезали. Я возвращалась к порогу, оборачивалась и дома опять возникали. Мне это казалось чудом.  Как  сказал дед, это были корпуса детского дома,  и там жили дети, оставшиеся без родителей.
     Я пошла в школу. Первый раз я увидела детдомовских детей,   когда училась во втором классе. Их откуда-то привезли,  и  ребятишки разного роста и возраста стояли в две шеренги вдоль стен коридора.  Мы бегали и смотрели на них с любопытством,  а они на нас - настороженно. В классы,   сдвинув парты, добавили в каждый ряд  еще по одной задней парте,  и нас стало много. Приезжие дети держались особняком, и мы даже не знакомились.  Через какое-то время все они так же неожиданно исчезли. Наверное, их перевезли  в другое место.
     Классе в шестом опять появились уже подростки из детского дома, главным образом, девочки.   Девчонки  держались своей компанией, были весьма независимы  и посматривали на нас свысока,  они нам казались старше и опытнее.  После окончания восьмого класса большинство из них  не пришло в девятый класс. Говорили, что их отвезли в Иваново, на прядильно-ткацкие комбинаты. 
     Но некоторые дети все же оставались в школе, как я сейчас понимаю, те, у кого были родственники в городе или районе.
   В нашем классе остались две девочки из детдома. Как-то одна из них, Аня, взяла у меня книжку почитать, а она мне понадобилась. Конечно, Аня могла принести ее и на следующий день, но мной двигало любопытство. Как живут дети в детдоме? Мы договорились с Аней, и в  назначенное время она  встретила меня у ворот высокого забора. Аня  спросила разрешения у воспитательницы, чтобы мне можно было прийти,  взяла ключи  и открыла  дверь. Мы вошли в  дом моей детской мечты.  Дом был построен до революции. Дети спускались и поднимались по широкой лестнице. Мы поднялись на второй этаж. В огромном зале стояло множество кроватей. Аня подвела меня к одной и сказала, что эта -  ее. Стула не было, только тумбочка. Я хотела сесть, но Аня сказала, что этого никак делать нельзя, только ночью, когда ложишься спать. «А где можно?»,- спросила я. Аня показала мне на столики со стульями у окна. Там они делали уроки. Мы сели и Аня рассказала мне, что живут они по режиму. Все, что нужно,  регламентируется, сколько тетрадок в месяц, сколько карандашей, одежда, белье, даже ленты в косы. Выходить за пределы детдома нельзя, а если очень нужно, то надо отпроситься у воспитателя. Я уходила с тягостным чувством. Впервые я поняла, что такое свобода. Я, конечно, предупреждала дома, куда  и зачем иду. Но я была свободна. Хочу в библиотеку, хочу в магазин, куплю там что-нибудь на свои копейки, ту же тетрадку или открытку, или сто граммов  леденцов, хочу, пойду  к подружкам, хочу искупаюсь, надену, что хочу, сяду или лягу, где хочу...
    Время шло. Аня, как  и все мы, закончила школу. Ей сшили выпускное платье из отреза от того куска, который завезли в город для выпускниц. Она поступила на химический факультет института, а после окончания  распределилась в НИИ.
  В НИИ, как рассказывали наши девчонки, был жених номер один, хороший специалист, красивый и обаятельный мужчина. Он и положил глаз на нашу Аню. Семья его была очень против детдомовки, без приданого и с матерью в больнице, как оказалось. Но семья состоялась, родились дети и ничто не помешало всем им  быть счастливыми.
  Мы, одноклассники,  встречаемся раз в пять лет. Каждый раз находится кто-то , кто организовывает эти встречи, мы же все приезжие. нередко  их организовывает  Аня.  Она  всегда идет к дому своего детства. а потом присоединяется к нам. Дом давно пуст, но полон для нее воспоминаний.
     Лет через тридцать на очередной встрече выпускников Аня рассказала мне свою историю.
     Отец после окончания войны приехал  домой в село,  стал председателем колхоза, влюбился, женился, через год родилась Аня, а еще через два года -  брат. Все было хорошо в семье, но мать заболела,  и ее направили в республиканскую психиатрическую больницу. Отец крутился между работой и малышами, но болезнь матери затянулась и года через два в семье появилась тетя Надя, хорошая добрая женщина. Она готовила, стирала, ухаживала за детьми. Наконец, выпустили мать. Тетя Надя ушла, но в семье начались нелады. Мать не простила отцу появления другой женщины и в один   какой-то день собрала детей и уехала, куда глаза глядят. Отец бросился их разыскивать, но не у тещи, ни у родственников их не было. А мать с детьми попала в какое-то незнакомое село. Ей помогли.   Был пустующий дом, там они и осели. Матери дали какую-то  работу. Дети пошли в школу. Жизнь налаживалась. Но спустя время мать снова заболевает. На этот раз она все же сообщила  адрес своей матери. Её направили в ту же больницу, а детей отвезли к бабушке. Та пожила с ними немного, а потом пошла  и написала заявление в детский дом. 
     Аня училась на «хорошо». Когда она  заканчивала школу, её подозвала наша учительница по химии, Полина Павловна, и сказала: «Аня, ты видишь, какой сильный класс по математике. А ты  не иди, где математика,  иди на химию. У меня в институте работает бывший однокурсник.  Я с ним поговорю, и он тебе посодействует». И поговорила.
     Аня жила в институтском общежитии. Когда вышла замуж, оказалось, что  у мужа была квартира,  и она забрала из больницы мать. Маму  давно подлечили, но ей некуда было идти.
      На одной из наших школьных встреч ее муж сказал, что очень благодарен теще за помощь в воспитании детей. А сейчас у них  совершеннолетние внуки.   Мы с Аней не были подругами, но иногда перезваниваемся, и я всегда рада слышать ее оптимистичный и певучий голос.


Рецензии