Взгляды Елифаза на основании его первой речи
Я решил пока что не систематизировать взгляды Елифаза, а изложить их в той последовательности, в которой они раскрываются при чтении книги подряд. Каждый из этих мини-разделов можно членить на еще более дробные и мелкие части, но я не стал этого делать, чтобы картина не вышла слишком уж мозаичной.
Тон речи Елифаза: 4:1-6
Первая речь Елифаза еще очень вежлива, это и понятно – ведь только что он и двое его друзей просидели неделю, не проронив и слова, поэтому первые слова очень осторожны, мягки.
«Если попытаемся мы сказать к тебе слово, - не тяжело ли будет тебе?» (стих 2). Елифаз словно спрашивает разрешения на начало своего монолога. А в следующих четырех стихах отзывается об Иове как о достойном человеке.
Во второй, а особенно третьей речи Елифаза и тон, и содержание его слов изменятся кардинально.
Упрощенный детерминизм: 4:7-11
В кругу представлений Елифаза просто нет такой категории: страдающий праведник. Он еще не знал о слепорожденном, о котором рассказывает Иоанн в Ин.9:1-3, и о том, что Бог обрезает плодоносящие ветви виноградной лозы (Ин.15:2).
«Оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (стих 8). Это Павлов закон сеяния и жатвы в другой, но очень сходной формулировке. Проблема в том, что верный принцип применен неверно, не к месту. Общее правило приложено к частному случаю, который оказался исключением из этого правила.
Столкнувшись с несоответствием своей теории наблюдаемой практике, Елифаз решил, что проще обвинить Иова в неправедности, чем откорректировать свою теорию. В этом была его ошибка.
Слово, использованное Елифазом в 9-м стихе, уже встречалось в 1:19, когда речь шла о ветре, принесшем гибель детям Иова. Следующие два стиха, в которых описана гибель целой семьи львов, это тоже намек на бедствия семьи Иова. Елифаз ведет себя очень нетактично и немилосердно. Эти шпильки наверняка увеличивали страдания Иова.
Мистицизм Елифаза: 4:12-16
Для того, чтобы придать своим словам вес, Елифаз сообщает, что у него было некое тайное откровение, на котором и основываются его убеждения.
На мой взгляд, Елифаз либо выдумал этот случай, либо излишне впечатлительно воспринял какое-то физическое или психическое переживание. В Библии больше нет примеров, когда бы Бог открывался человеку таким способом, как это описывает Елифаз. Видение и откровение это очень неконкретное: Елифаз узнал только «нечто», он увидел некий «облик».
Трудно однозначно сказать, говорил ли действительно с Елифазом через это «тихое веяние» (стих 16) Бог, но в этой книге есть другой пример, когда Бог говорил через ветер, только не «тихий», а из бури. Причем говорил явственно, конкретно и продолжительно. Несоответствие этих двух способов откровения – косвенное свидетельство в пользу того, что Елифаз что-то сочинил.
Кроме того, содержание откровения (если считать таким содержанием последующие слова в стихах 17-21) тоже вызывает вопросы. Если откровение это было дано относительно Иова, то оно противоречит оценке Иова, которая прозвучала из уст Бога в начале книги (подробнее см. в следующем разделе).
Уничижение творения: 4:17-21
Общим для речей всех пяти участников обсуждения является желание возвеличить Бога. Но, оказывается, даже такую достойную цель можно достигать неправильным образом.
Елифаз для того, чтобы возвеличить Творца, уничижает творение: «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов.4:18). В конце книги приведены слова Бога о том, что трое друзей Иова говорили о Нем не так верно, как Иов. Думаю, эти слова Елифаза входят в число «не таких верных» слов.
Нигде в Библии не сказано, что Бог не доверяет Своим слугам и в ангелах Своих усматривает недостатки. Нет ни одной истории, в которой мы видели бы, что ангел Божий выполнил свою задачу с какой-нибудь оплошностью, сделав что-то неправильно или неточно.
Желая высказаться о неправедности Иова, Елифаз начинает с того, что говорит о несовершенствах всего творения, но здесь он перегибает палку и принцип обобщения опять подводит его.
Причина страданий человека – в нем самом: 5:1-7
В начале главы Елифаз косвенно назвал Иова глупцом и несмысленным (стих 2), а потом обратился к теме страданий, ведь ему надо было объяснить причину проблем Иова.
Причина эта, по Елифазу, не в непознаваемой воле Бога, не во внешних обстоятельствах, не в мире природы («не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда», стих 6), но в самом человеке («человек рождается на страдание», стих 7).
Представление Елифаза о Боге: 5:8-16
Елифаз советует Иову обратиться со своим вопросом к Богу. И дальше красочно описывает силу и величие Творца, Который управляет а) природой (стих 10) и б) обществом (стихи 11-16).
Теология успеха: 5:17-27
Елифаз опять поступает бессердечно, теперь уже называя Иова «блаженным». Слова он сказал очень красивые, и вырванные из контекста, они красиво прозвучали огромное количество раз в самых разных проповедях и пожеланиях, но в своем первоначальном контексте они были явно неуместны.
Елифаз решил (ранее он объяснил, как он пришел к такому заключению), что Иова наказывает и вразумляет Бог. Мы знаем, что это было не так. И уж тем более блаженства от этого Иов никакого не испытывал.
Дальше Елифаз раскрывает перед Иовом перспективы, которые откроются ему, если он послушается совета Елифаза: шатер его будет в безопасности, у него снова будет много детей и т.п. Приведу по этому поводу цитату из книги Щедровицкого:
«Такая концепция – что угодные Богу, творящие Его волю всегда благоденствуют, а нарушающие Его законы и заповеди бедствуют, – в разные века формулировалась вновь и вновь. Особенно громкого, всемирного звучания она достигла в учении Кальвина, видного проповедника и политического лидера эпохи Реформации. Он учил, что Бог заранее и безоговорочно одних предопределил к вечным мукам, а других – к спасению. Причем предопределение к спасению якобы проявляется в успешности практической деятельности человека, в его материальном процветании. Вот почему кальвинизм послужил мощным стимулом развития капитализма: очень многие протестанты-кальвинисты занялись бизнесом, чтобы доказать себе и другим, что они угодны Богу. В то же время, согласно Кальвину, тот, кто бедствует, нищенствует, голодает, тем самым свидетельствует, что предопределен к осуждению. (Легко прослеживается влияние доктрины предопределения в ее кальвинистском понимании на ряд направлений современного протестантизма. Надо заметить, что эта доктрина коренным образом противоречит евангельскому взгляду на соотношение богатства и благочестия – вспомним, например, притчу о богаче и Лазаре из Лук. 16)».
Здесь пришло время отметить, что имя Елифаз переводится «Бог мой – чистое золото». И в речах Елифаза просматривается такой мотив: не будешь служить Богу – потерпишь урон, будешь служить Богу – получишь выгоду. Т.е. отношения с Богом переведены Елифазом в плоскость корыстных интересов.
Человек может служить Богу и получать очевидные благословения. Бывает, что человек служит Богу, но благословений, которые явно были бы связаны с его верностью Богу и отличали бы тем самым его от окружающих неверующих, незаметно. Однако бывает и третья ситуация: когда человек служит Богу и не только не получает явного вознаграждения, но и вынужден проходить через страшные страдания. Именно такой была ситуация Иова.
Несколько выводов и практических уроков
Возвеличивая Бога, не надо унижать творение и, в частности, других людей или себя. Бог вовсе не прославится больше оттого, что я унижу ближнего. А чрезмерно и неразумно уничижая себя, мы уничижаем и Творца: «У меня нет способностей» (а кто способности дает человеку?), «У меня все из рук валится» (а кто тебе руки дал?) и т.д.
Надо избегать упрощенных представлений о Боге, о мире или о чем-либо еще. Идеализированное, наивное и примитивное мировоззрение не поможет, когда надо будет дать конкретный совет ближнему или разобраться, как поступить самому.
В чем смысл того, что беззаконный часто не получает воздаяние за грехи немедленно? Такой жесткий детерминизм заставил бы всех слушаться Господа. Похоже, что Богу такое устройство мира не нравится, Он не желает, чтобы Его слушались лишь из страха наказания. В этом же причина того, почему нет очевидных доказательств бытия Бога. Он пока остается «за шторой».
Когда наши убеждения и представления разойдутся с действительностью, первым искушением будет оправдать и сохранить свои взгляды, объяснив несоответствие либо внешними факторами, либо чем-то еще. Это интеллектуальная нечестность и недобросовестность. Ученик Христа должен быть всегда готов признавать неполноту или даже неправильность своих взглядов, только тогда он не будет останавливаться в познании и не будет останавливать других.
Да, как правило, Бог особенно благословляет послушных Ему. Но если мотив корысти выйдет на первый план в наших отношениях с Богом, это уже не будут отношения любви и поклонения.
15.05.2017
Свидетельство о публикации №217051500174