Нижегородская пасха

Минувшей ночью весь православный мир вспоминал историю Святого распятия Христа и впоследствие Его воскрешения из мертвых. Несколькими часами ранее закончились праздничные Всенощные бдения в храмах, и сейчас было как раз то самое время суток, когда непонятно: то ли еще глубокая ночь на дворе, то ли уже раннее утро.

Длинный, словно червяк, состав скорого поезда №146 сообщением Санкт-Петербург – Челябинск несся по стальной магистрали Горьковской железной дороги, миновав границу Владимирской и Нижегородской областей, и теперь его путь лежал в столицу Приволжья – Нижний Новгород.

Многие пассажиры поезда еще сладко спали, когда проводница подошла к одному из боковых мест и сказала:

- Ксения, просыпайтесь! Через час прибываем на станцию!

Зевая, словно провожая сон, Ксения присела на своем месте и выглянула в окно. За окном темноту раннего апрельского утра разрезали редкие фонари остановочных платформ, а в их свете виднелся выпавший накануне снег.

«Ничего себе!» - Подумала Ксения. – «Еще вчера Москва провожала меня мягким весенним солнышком, а здесь настоящая зима! Вот, что значит провинция!».

Спустя буквально один час Ксения в легком осеннем пальто и балетках ступила на скованный внезапным морозом перрон пассажирской станции Нижний Новгород – Московский и направилась в самое сердце железнодорожного вокзала – центральный зал ожидания. Здесь под роскошной люстрой в самом центре зала ожидания ее встречал мужчина, по-зимнему одетый в кожаную куртку с повязанным поверх шарфом. На голове у него была вязанная  зимняя шапка, а руки согревали перчатки.

- Здравствуйте! – Произнес он Ксении. – Я Ваш персональный гид в Нижнем Новгороде. Сейчас мы отправимся в гостиницу, оставим вещи и отдохнем с дороги, а позже нас с Вами ждет экскурсия по Нижнему Новгороду.

Многие нижегородцы еще только просыпались в своих квартирах в это утро выходного дня, когда Ксения и Павел покинули гостиницу в самом центре Нижнего Новгорода и направились в старейший собор Нижнего Новгорола – Староярморочный кафедральный собор.

Построенный еще до Великой Октябрьской Социалистической Революции, кафедральный собор видел на своем веку крестьян и царей, революционеров и рабочих, новую буржуазию и глубоко верующих христиан. Храм был наполнен людьми, пришедшими в это праздничное утро на митрополичье богослужение, когда в него вошли наши герои.

Пение церковного хора, глас митрополита Нижегородского и Арзамасского, съемочная группа православного телевидения – все это очень сильно впечатлило нашу героиню. В стенах этого храма забывался холодный ветер и снег, пугающий прохожих на улице. Здесь хотелось забыть все мирские суеты и заботы и помнить только об одном – о чудесной истории спасения Христом мира ради вечной жизни на Земле.

Поклонившись Престолу, наши путники отправились на истоки нижегородской земли – внутрь Нижегородского кремля. Каменные стены кремля вот уже более пяти столетий охраняют город и горожан от всякого неприятеля. В самом центре нижегородского кремля в Михайло-Архангельском соборе покоится один из самых легендарных заступников Нижнего Новгорода – великий князь Минин, а сразу за стенами Михайло-Архангельского собора открывается панорама на волго-окскую стрелку – место слияния Оки и Волги, двух великих русских рек. Вот только пронизывающий до самых костей ветер, не позволяет бесконечно долго наслаждаться панорамой водной глади.

Стрелки часов уже перевалили за полдень, когда автобус наших героев покидал исторический центр города и направлялся в новые микрорайоны. Собственно говоря, микрорайон Верхние Печеры, куда устремились наши герои, не такой уж и новый. Своим появлением этот микрорайон обязан преподобному Дионисию, который еще в средние века далеко за околицей Нижнего Новгорода основал один из немногих монастырей строгого устава на Руси – Печерский монастырь.

Длинный ЛиАЗ ловко сновал по улицам Нижнего Новгорода, оставляя за своим бортом ведущие вузы и больницы Нижнего Новгорода, выныривал на новые транспортные магистрали приволжской столицы, открывая своим пассажирам одновременно единство и контраст многовекового города. И как здесь было не вспомнить слова Роберта Рождественского:
«В городе сотни дорог, тайны свои хранящих,
Город всегда диалог прошлого с настоящим»

Только вот казалось нашей туристке не было никакого дела ни до рассказа экскурсовода, ни до пейзажей, которые проплывали за окном автобуса.

Отвернувшись от окна автобуса, она с удовольствием уткнулась в маленький экранчик своего телефона, который просто сочился различными предложениями москвичей и задержавшихся гостей столицы весело и беззаботно провести время. Кого здесь только не было: и перспективный одинокий москвич Дима и, считающий себя москвичем, гость столицы Али-Баба, и многие другие столичные женихи.

Однако вскоре автобус наших героев начал плутать по извилистым и путанным улочкам Нижнего Новгорода, пытаясь найти хоть какой-нибудь проезд к крутому волжскому берегу, на котором должна была находиться станция канатной дороги, и вскоре долгожданная станция показалась на горизонте.

Стальные тросы и подвешанные на них кабинки соединяли собой самый крупный город региона с одним из самых маленьких городов региона, они соединяли собой Нижний Новгород и Бор.

Путешествие по канатной дороге оставило неизгладимый след в душе Ксении, казалось бы канатная дорога была единственным видом транспорта, отсутствующим в столице и доступным только нижегородцам. А насколько прекрасная панорама волжского берега открывалась со стороны реки! Здесь все было как на ладони: Октябрьский затон, куда уходили на зимовку корабли, и Борский стекольный завод, Александровский сад и Печорский монастырь.

Стрелки на часах показывали уже 16 часов, когда наши герои завершили экскурсию выходного дня и приступили к праздничной вечерней трапезе в одном из лучших ресторанов Нижнего Новгорода. Из окон ресторана открывалась шикарная панорама на старый причал «Канавино», недавно освободившуюся ото льда Оку, а раздающиеся из динамиков слова Аркадия Укупника:
«Ресторанчик в гавани,
Публике дает гудки,
Подают «Игристое»,
Веселись народ!»

Придавали еще больше ярких красок ужину в этом ресторанчике.
Ужином в этом ресторане закончился первый день пребывания Ксении на нижегородской земле и первый день Пасхи 2017 года. На следующий день ее ожидало знакомство с самым молодым городом Нижегородской области – Дзержинском.

Возрадовавшись благой вести жен-мироносиц о воскрешении Христа и торжестве жизни над смертью, утро следующего дня встречало Ксению радостными солнечными лучиками. Встречало солнышко на этот день Ксению в Дзержинске, а вместе с солнышком ее встречал все тот же ее персональный гид-проводник Павел.

В компании своего проводника Ксения гуляла по историческому центру Дзержинска. Ее взору открывались закрытые полукруглыми домами дворы Дзержинска, в которых не смотря на времена и эпохи стучали в домино старики и играли дети. Каждый дом в этом городе был произведением искусства. Каждый дом отличался своей неповторимой архитектурой. Вот выкрашенный в серые тона дом, в котором располагается управление внутренних дел, а вот дом со звездой, который примыкает к площади Героев, на которой горит Вечный огонь. А вот и свадебная площадь, украшенная зданием с колонными – Дворцом культуры химиков.

Казалось время в этом городе течет тихо и незаметно, как тихая Ока, которая несет свои воды вдоль дзержинских берегов. И люди здесь никуда не торопятся, как в столице, а просто живут, здесь и сейчас.

Весеннее солнышко уже окрасило в ярко-красные закатные тона стены деревянного храма преподобного Сергия Радонежского, когда в него зашли наши герои на благословение перед дальней дорогой.

Весенние дни быстро пролетают. Особенно быстро летят дни в путешествиях, когда твоему взору постоянно открываются все новые и новые места.

День уже близился к завершению, когда Павел провожал Ксению на платформе железнодорожной станции Дзержинск.

Спустя несколько минут, Ксения уже сидела в вагоне скорого фирменного поезда «Нижегородец» и смотрела на уходящие вдаль виды Дзержинска и нижегородской стороны. Вот уж поистине купеческая земля, яркая, богатая на исторические события и незаурядных людей. Земля, на которую хочется вернуться снова.

Только сейчас, в минуты прощания с нижегородской землей, становится понятна традиция гостей приволжской столицы бросать на купеческой площади перед Нижегородской ярмаркой монетку, чтобы потом вновь вернуться на эту землю.
Прощаясь с нижегородской землей, Ксения ни на миг не сомневалась, что вскоре она обязательно сюда вернется, и обязательно ее будет встречать все тот же местный экскурсовод Павел, и вновь из вокзальных динамиков приветливо раздасться:
«Там где Ока обнимается с Волгой-рекой,
город стоит на крутом берегу.
Словно в кино, вижу юными мать и отца,
Как же давно в этом городе бились их сердца…»


Рецензии