Молдова с лицом и без лица ч. 2

Как и обещала, сегодня я подвожу итоги парада идей «Страна как личность» (см. статью «Молдова с лицом и без лица» (ч.1) от 24.03.2017, http://enews.md/articles/view/5407/).

Скажу честно, людей, нашедших в себе силы и смелость откликнуться, оказалось немного. И это неудивительно, помня, что страна переживает упадок – культурный, моральный, экономический, структурно-политический и т.д. Но, тем не менее, ответная реакция была - от намеренного сарказма на фоне непонимания предмета до выказывания уважения за поднятие на поверхность до сих пор девственного массива молдавского стратегически ориентированного государственного устройства. Я признательна каждому, кто откликнулся.
Хочу отметить, что на е-мейл, указанный в статье, написать никто не решился. Зато я получила ответы на свою личную почту, через социальную сеть, непосредственно при общении вживую и опосредованно через СМИ.
Возраст откликнувшихся: от 30 лет и выше. Молдавские и иностранные граждане (Израиль и Россия). Образование: высшее. Область профессиональных интересов: от лириков до учёных-физиков и топ-менеджмента крупного бизнеса.
Т.е., основные ответы пришлись на среднюю возрастную группу - возраст, когда у человека есть не только знания и опыт, но и выработано умение наблюдать, анализировать, предлагать, продвигать и сознательно думать о будущем. Т.е., то, что в совокупности называется творением и активной жизненной позицией.

К слову, старшая возрастная группа (60+) оказалась либо раздражена предложением поразмышлять и что-то выдать в виде идеи, либо делала отсылки на историю, в качестве примеров приводя переселение народов сталинского периода СССР и устоявшееся в сознании поколения выражение «Молдавия – цветущая окраина Союза, в которой есть всё».
В противоположность им, молодые люди вообще ничего не смогли ответить. Не то, что с примерами из прошлого, но и даже из настоящего. А именно, студентам 1-2 курсов Академии Экономических Знаний РМ было предложено подумать о Республике Молдова как о целостном бренде и для начала… перечислить отрасли экономики. Чтобы, отталкиваясь от частного, можно было пообщаться на более объёмную тему «Страна как личность». Из всех возможных отраслей экономики те назвали лишь сельское хозяйство. Мол, только оно представлено в Молдове, других нет, и знать их не нужно. Напомню, так ответили молодые люди, почти год-другой проучившиеся в экономическом высшем учебном заведении, а до него 12 лет в школе. Признаться, я не ожидала, что у нас сейчас такое низкое качество человеческого ресурса на выходе из школы и в ВУЗах на начальных курсах обучения.

Если же проанализировать СМИ, упомяну то, что обратило на себя моё внимание в контексте предложенной к размышлению темы «Страна как личность»:

1. Через несколько дней после публикации своей статьи я вижу заметку о том, что Национальный банк Молдовы ждёт от граждан советов по улучшению процесса кредитования экономики. Дедлайн, по совпадению, обозначен тот же, что и у меня – 20 апреля 2017 года.

2. Правительством и парламентом принимаются 3 новые стратегии вдобавок к тремстам разноплановым, накопившимся у нас за четверть века новейшей истории РМ:
• Национальная стратегия по неподкупности и борьбе с коррупцией на 2017-2020гг.
• Национальная программа в области психического здоровья 2017-2021гг.
• Стратегия занятости труда 2017-2021гг.
По обозначенным в них срокам (3-4 года) видно, что слово «стратегия» используется чиновниками скорее как конъюнктурное или модное, нежели применяется по прямому своему назначению – генеральный план на 20, 50 и более лет, как это должно быть, когда строишь устойчивое государство для себя и своих потомков (до какого колена?).

3. В этот же период Демократическая партия Молдовы (ДПМ) принимает Кодекс внутрипартийной этики и неподкупности. Можно сказать, это подвижка к ребрендингу партии.

4. Чуть позже сначала ДПМ, а потом и ПСРМ делают шаг к переформатированию политической конструкции страны – обществу предлагается к обсуждению и принятию изменение избирательной системы (одномандатная и смешанная формы). Если рассматривать эти предложения как взаимно гасящие друг друга (без решения приднестровского вопроса они оба вне конституционного и морального поля), то они имеют место быть. Например, чтобы, когда страсти по ним улягутся, отменить их, спокойно найти изъяны в действующей системе и попытаться устранить их не только по парламентской, но и по партийным линиям.

5. Статья Майи Санду о молдавской государственности и патриотизме Признаюсь, не без удивления прочла её. Кое-что, на мой взгляд, спорно… но то, что она единственная (!) из нынешних политиков - хоть и через СМИ - точно по пунктам постаралась дать ответ по заданной теме «Страна как личность» - это факт.

О чём говорит данный перечень? О том, что:
- в нашей стране катастрофически не хватает идей, отвечающих времени, нет их конкуренции, мало людей, способных их генерировать;
- нет понимания и мудрости долгосрочного планирования. Причём, не только в экономике, но и в молдавском образовании, личностном и гражданском воспитании и т.д.;
- картина видения страны очень рваная, основанная на партийных (личностных) амбициях, а не на том, что на самом деле отвечает интересам Молдовы в настоящем и будущем;
- ситуация, когда Национальный банк страны просит совета у населения по политике кредитования национальной экономики – это удар в набат, что кровеносная система государства не просто разбалансирована, а серьёзно больна;
- есть страх. Думать, размышлять вслух, разговаривать на темы, которые не совсем понятны, но хочешь понять, чтобы не оказаться выброшенным на обочину меняющейся эпохи.

Это и многое другое говорит о том, что стратегический брендинг (объёмный, творческий и стратегически-ориентированный процесс формирования государства) – актуальнейшая тема для Молдовы.
Что власть должна уметь слышать тех, кто что-то предлагает для фактического развития страны, вступать в диалог, приводить внятные аргументы, не противоречащие основному закону Молдовы – её Конституции. Руководствоваться тем, что слова «мне нравится» и «профессионализм» - это разные слова. Быть открытой для нового, причём не номинально, а делом помогая, создавая творческие кластеры в своей структуре и вне неё. Формировать себя – своего человека/гражданина – не потребителем услуг, а созидателем продукта. Не бояться себя перекраивать (незыблемость кресла чиновника – не догма жизни) и учиться формировать тренды. Ведь, когда ты способен запустить тенденцию, которую потенциально могут подхватить и за пределами страны – это придаёт сил и уважения. И формирует желание вкладываться в таких людей, в такую страну, и даже учиться у неё.
Наша страна небольшая по размеру. Мы мобильны, можем быстро меняться. У нас, несмотря на бездарную образовательную систему и условия жизни, есть человеческий потенциал, обусловленный нашим генетическим и мультикультурным кодом, ему нужно лишь помочь раскрыться и найти правильное применение. Мы находимся в удачном климате и географическом положении. По нашей земле проходит дуга Струве –  по легенде, именно с территории одной из стран, по которым она проходит, начнётся новый виток развития планеты...

Думая месяц назад над статьей, я написала, что дедлайн – последний день – предложенного мной мероприятия = 20 апреля 2017 года. По мистическому совпадению именно это число оказалось рубиконом для нашей страны – временем, когда Молдова действительно показала себя и с лицом, и без лица. Такого апрельского снегопада не было лет сто! Символично, что самая критичная ситуация выпала на Кишинёв – столицу государства. Здесь, в Кишинёве, сосредоточена вся власть, отсюда – через призму столицы – можно понять положение дел в стране в целом. И на это указывает… даже природа*.

В заключение хочу повторить, что я по-прежнему открыта для диалога. Найти меня легко - через Фейсбук, электронную почту, телефон и лично. Обращайтесь.
Нас, людей, умеющих видеть будущее, мало…





Примечание:
* - (из моей статьи о социократии, 2011г.): «Если человек не понимает, что его природная цель – созидание и личностный рост, природой ему напрямик (через природное явление) или опосредованно («вторыми руками», через другого человека) даётся подсказка в виде какой-то проблемы. Решая которую, он приближает себя к пониманию заложенной в нём цели. Чем глубже/упорнее непонимание, тем резонанснее предложенная к решению проблема».



Елена Раду,
Магистр государственного управления, эксперт по стратегическому брендингу.
01 мая 2017г., Кишинёв.


http://enews.md/articles/view/5424/  - ссылка в инете


Рецензии