Воскресение делает нас настоящими людьми

(из конспекта проповеди)

«Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» Дан.7:13-14

Вступление
В Библии есть тексты, которые говорят о том, что происходило на небе непосредственно перед Рождеством Иисуса Христа. По крайней мере, так когда-то говорил в своей проповеди Яков Григорьевич Скорняков. Он так пересказал диалог между Отцом и Сыном на основании Пс.39: «Пришло время идти на землю, пойдешь?» «Пойду». «Надо будет умереть». «Да, согласен». А дальше последовала известная нам рождественская история, ее земная часть.
Подобно этому есть тексты, которые (уже намного подробнее) описывают то, что произошло на небе непосредственно после воскресения и вознесения Иисуса Христа. Это Евр.1 и 2, а также Дан.7. На этих текстах я и хочу сосредоточить свое и ваше внимание.

1. Будущая вселенная и ее цари
В последних главах Евангелий и в первой главе книги Деяния Апостолов описана земная часть воскресения Иисуса Христа, взгляд на это событие с земли. Начало послания Евреям ценно тем, что позволяет нам увидеть, что происходило после воскресения и вознесения Иисуса Христа на небе.
Здесь сообщается как минимум четыре факта: 1) «вводит Первородного во вселенную» (ст.6), 2) «да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (ст.6), 3) «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» (ст.9) и, наконец, 4) «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (ст.13) – вот что происходило на небе после вознесения .
Думаю, что отчасти эта картина описана и в Дан.7:13-14: «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство».
В мире, который замыслен Богом, царствовать должен человек: «все покорил под ноги его» (см. Евр.2:6-8). Быт.1 говорит о том, что Бог изначально наметил такое положение для человека: владычествовать. Адам с этой задачей не справился.
Но с ней справляется Иисус. Власть, слава и царство в уже наступившем будущем мире получил человек Иисус Христос: «вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14 и см. также Евр.2:9; 1:6-8).
В это царство введены члены церкви Иисуса Христа: «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол.1:13). Мне нравится, как написано в Современном переводе: «переселил в Царство Своего любимого Сына». Мы переселились туда, мы в нем живем. Христиане – это люди, живущие одновременно в двух мирах: еще здесь и уже там.
Божий замысел такой: Царство передается святому народу (Дан.7:18 и 27), так как верующие – братья для Иисуса (Евр.2:11-13).

2. Царства зверей и Царство Сына Человеческого
Сказано, что всех врагов Бог положит под ноги Иисусу. После вознесения Господа на земле остаются Его враги. «Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами» (Лук.19:14).
Возвратимся к книге Даниила. Перед упоминанием о Сыне Человеческом, Который принимает силу, славу и власть, идет речь о земных царствах. Что необычно – царства эти сравниваются с животными, со зверями (Дан.7:2-8 и 19-25). Этим показан характер всех земных царств, царствующих не по Божьим законам. Характер звериный, животный. Жестокий и хищнический.
Причем звери отличаются. Первые – более благородные (лев с орлиными крыльями, медведь). В самом первом звере даже есть что-то человеческое («стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему», ст.4). А последний – самый страшный и ужасный, так о нем и сказано: «зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Дан.7:7). У него десять рогов и изображен он очень неконкретно, его даже сложно себе представить. «Озверение» и потеря человечности земных царств идет по нарастающей.
Очень важно, очень красиво то, что именно в этой главе Иисус, который принимает от Ветхого Днями новое царство, называется «Сын Человеческий» (Дан.7:13).
Почему так? Почему земные империи, земные царства последовательно показываются в звериных образах? Предлагаю такой ответ.
Когда Адам был сотворен, выше его находился Бог, а ниже животные. Адам был способен уподобляться высшей или низшей ступени. И вместо движения вверх он отправился вниз . Когда человек не соответствует Божьему плану, он меньше того, чем он должен быть. Меньше настоящего человека. Он как животное, как зверь, как скот.
Гантовник А.М. как-то, говоря о различии между человеком и животным, сказал: видали ли вы корову, которая перед тем, как съесть цветок, остановится и залюбуется им? А я хочу спросить: а много ли вы видели людей, которые шли-шли, а потом остановились, любуясь красотой цветка у дороги?
По сути, различие между человеком и животным стирается. Когда человек живет, руководствуясь желаниями поесть и попить, занять более высокое положение среди окружающих и еще несколькими основными хотениями – он (как минимум по движущим им мотивам) не сильно отличается от животного. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем».
Возможно, кого-то может задеть такое сравнение человека с животным, но что поделать: в целом ряде библейских текстов используется это выражение и развивается эта тема:
• Этим словом называет сам себя Асаф: «Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою» (Пс.72:21-22). Человек с кипящим сердцем, не понимающий Бога и Его путей прямо сравнивается в Писании со скотом .
• Екклесиаст так сказал о человеке без Бога: «они сами по себе животные» (Ек.3:18) .
• Павел сравнивает врагов Евангелия в Ефесе с дикими зверями: «Я боролся со зверями в Ефесе» (1Кор.15:32). А во 2Тим.4:17 он пишет про львиные челюсти: «я избавился из львиных челюстей».
• Навуходоносор – пример человека, который в буквальном смысле стал как животное, а потом вновь стал человеком, поклонившись Богу (Дан.4:26-34).
• В книге Откровение под зверем подразумевается антихрист . Это человек, в котором вообще ничего человеческого не осталось. Он просто страшный зверь. Вот к чему приводит восстание против Бога и удаление от Него.
Кстати, отсюда, думаю, и чудовища-звери или монстры в современных мультфильмах и играх. Когда я был маленьким, в мультфильмах главными персонажами тоже часто были животные, но тогда это были милые зверюшки. Сегодня же там показываются такие чудища, что если бы они явились в реальной жизни взрослому человеку, он бы испугался очень и очень. Помним, что озверение идет в книге Даниила по нарастающей. В наше время уже маленьких детей кормят такими образами.

3. Царство Христа – сплошь состоит из святилища
Повторю: утрачивая Божий образ, человек теряет и образ человеческий, опускается на нижнюю ступеньку творения. Библия, указывая на проблему, всегда указывает и на выход. В том же 72-м псалме, в котором так много сказано о пути нисхождения, есть замечательные стихи и о пути восхождения.
Чтобы быть (или стать) настоящим человеком, надо пребывать во Христе, быть подобным Ему, войти во святилище: «доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс.72:17).
Понимая Его, познавая Его во святилище, мы становимся похожи на Него. Переставая входить во святилище, мы теряем образ Божий, даже если продолжаем оставаться или считаться верующими. Это сразу скажется на образе нашей жизни, и это сразу почувствуют близкие нам люди. Наши интересы будут сводиться к удовлетворению желаний и похотей , а это и есть животный уровень жизни.
Святилище в ветхозаветный период было местом, где открывался Бог и где происходило примирение человека с Богом. Сегодня Бог открывается нам главным образом через Библию. Изучая Писание и вспоминая на протяжении дня библейские истины, вдохновляясь ими и слушаясь их, поклоняясь Богу, Который через них открывается – мы и входим во святилище.
Делать это мы можем благодаря воскресению и возрождению: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым» (Евр.10:19). «Царство внутрь вас есть». Когда Иисус Христос в нас и среди нас и мы слушаем голос Его и за Ним идем – мы в Его царстве.
Помните, как описано Божье царство в двух последних главах книги Откровение: храма там нет, а город имеет форму куба, т.е. форму ветхозаветного святого святых. Там святилище везде. Сегодня для нас святилище Божье тоже везде.
Когда-то я читал дневники Дэвида Брейнерда (очень жалею, что давно не могу их найти). Через этого миссионера Бог совершил большое пробуждение среди индейцев. Одна из деталей, которая мне врезалась в память – это то, как этот наш брат описывал свое общение с Богом. Он примерно такими словами и писал: куст в поле или место возле сарая становились для него святилищем, где ему открывался Бог.

4. Человечность – один из признаков возрождения
Иисус Христос – первый человек, вошедший в небесное святилище, и Он же – пример настоящего человека. В советское время была популярна книга под названием «Повесть о настоящем человеке». Так вот, настоящая «Повесть о настоящем человеке» – это Евангелие.
Настоящие ученики Иисуса – это тоже настоящие человеки . В воспоминаниях Виктора Франкла я прочитал историю о начальнике его последнего концентрационного лагеря. Об этом эсэсовце уже после войны стало известно, что он выкладывал из своего кармана немалые деньги для того, чтобы закупать лекарства для заключенных евреев. И никогда он не поднял руки для того, чтобы ударить кого-то из них.
В этом же лагере был староста из числа заключенных, который жестоко избивал узников, несмотря на то, что сам происходил из их числа. Кто из них был человечнее? Вопрос риторический.
Пилат после беседы с Иисусом подвел итог разговору: «Се Человек» (Ин.19:5). А сотник после смерти Иисуса пораженно сказал: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мар.15:39). Иисус – Человек с большой буквы. Самый настоящий человек из всех нас. В чем это проявлялось?
Например, в том, что в последние часы Своей земной жизни Он видел перед собой не толпу, а множество отдельных человеков:
• Он исцелил Малха, которому Петр отрубил ухо.
• Он посмотрел на Петра, который от Него отрекся.
• Он сказал несколько слов Пилату.
• У Него нашлись слова для женщин, плакавших о Нем во время крестного пути.
• Уже на кресте Он нашел попечителя для Своей земной матери.
• Он поговорил с бандитом, распятым на соседнем кресте.
Я попробовал провести аналогии с современностью. Выходит, что Иисус имел дело или разговаривал:
• Со спецназовцем (Малх)
• С пресвитером-отступником (Петр)
• С главой местной администрации или с полномочным представителем президента (Пилат)
• С прохожими (плакавшие о Нем женщины)
• С семьей (Мария)
• С оппозиционером-революционером (распятый разбойник)
Внимание к людям рядом с тобой – это признак человечности . Иисус – Человек. Это не только о Его природе, не только о немощи, но и о человечности. Он – не зверь, как цари из книги Даниила, Он Человек . Кстати, давайте заглянем в серединку этого слова. В корне русского слова «человек» виднеется английское love — любовь. Чеloveк . Быть человеком — значит любить .

Заключение
Воскресение, которое вводит нас в новый мир, в Царство Иисуса Христа, делает нас настоящими людьми. Чем яснее в нас образ Божий, образ Иисуса Христа, тем мы человечнее. И чем мы человечнее в библейском смысле этого слова, тем яснее в нас образ Божий.

03.05.2017, по состоянию на 15.05.2017

P.S. Пробелы перед точками в конце предложений – это следы подстраничных сносок, которые не перенеслись сюда из Ворда. Извините, не буду перетаскивать сюда эти сноски и примечания вручную и удалять эти лишние пробелы. Даже хорошо, пусть сигнализируют: здесь у меня в вордовском конспекте стоит (недоступная вам) сносочка с развитием мысли или справочным материалом или ответвлением размышлений.


Рецензии