Литературные советы Куприна

10 правил Куприна.

Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской области Российской Империи. В скором времени, после смерти супруга его мать переехала в Москву, где и прошло детство и юношество будущего писателя.  В возрасте 6 лет был отдан в Московский Разумовский пансион, за которым последовал Второй Московский кадетский Корпус, после которого Куприн зачислен в Александровское военное училище и в конце концов был принят в 46-й Днепровский пехотный корпус, где провел 4 года.
Основой его творчества были личные ощущения и переживания, так его «военное» детство и юность нашли свое отражение в повести «Кадеты» и в романе «Юнкера».
Жизнь Куприна представляет собой сюжет для занимательного романа – вел загульный образ жизни, после прихода к власти большевиков принимал участие в борьбе с ними и в конце концов эмигрировал во Францию, где со своей семьёй жил в весьма стесненных условиях. В итоге из-за серьезных финансовых проблем принял решение вернуться в Советский Союз, который с радость принимал обратно подобных эмигрантов, делая из этого великолепные агитационные материалы, представляя подобных «возвращенцев», как покаявшихся людей и осознавших превосходство системы.
Литературное наследие Куприна не такое богатое, как хотелось бы. Оно включает в себя повести Поединок, Впотьмах, Олеся, роман Яма и большое количество рассказов, очерки - Киевские типы, На глухарей.
Лично мне в книгах Куприна очень нравится язык – чистый и завораживающий. Читая его поистине переживаешь за героев и проникаешься к ним участием. Чтение и изучение этого писателя обогащает красоту речи и учит последовательному изложению.
Ниже привожу десять правил Куприна в которых он щедро делится с желающими секретами мастерства.



1. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или «он как-то неловко выкрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу или голос совершенно отчетливо, чтобы их точно так же отчетливо видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо.
2. В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: «мальчик» в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше». Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарные иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это свое лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни. Словом, ничего «внешнего», что не было бы пропущено «сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем такой «природы» самой по себе, без человека.
3. Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась в его голове…», «Он прижался лбом к холодному стеклу…», «Пожал плечами…», «Улица прямая как стрела…», «Мороз пробежал по спине…», «Захватило дыхание…», «Пришел в бешенство…» Даже не пиши: «поцеловал», а изобрази самый поцелуй. Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.
4. Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя «смеяться». Изображай гром, как Чехов, — словно кто прошелся босыми ногами по крыше. Полная и нетрудная наглядность. Ничего лишнего.
5. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красок… для уха.
6. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты — писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.
7. Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки: что, мол, попался? и с тобой будет то же. Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода; а начнешь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось. И подай так, чтобы он видел, что сам виноват. Когда пишешь, не щади ни себя (пусть думают, что про себя пишешь), ни читателя. Но не смотри на него сверху, а дай понять, что ты и сам есть или был такой.
8. Обдумай материал: что показать сначала, что после. Заранее выведи нужных впоследствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в действии. Описываешь квартиру — составь ее план, а то, смотри, запутаешься сам.
9. Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтоб сразу было видно, что ты знаешь, в сапожном деле не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.
10. Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись «в поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуя, не читай недоделанного друзьям и бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты — репортер жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками шторм на оторвавшейся льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной, роди, если можешь, влезь в самую гущу жизни. Забудь на время себя. Брось квартиру, если она у тебя есть хороша, все брось на любимое писательское дело… Кончил переживать сюжет, борись за перо, и тут не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно.


Рецензии
Очень интересные советы.... Интереснейшая публикация. Спасибо.

Артур Грей Эсквайр   16.05.2017 01:15     Заявить о нарушении