Влксм

                ВЛКСМ

           Современному молодому человеку эта аббревиатура неведома. Неведома потому, что  в современных исторических» книжках  прослеживается устойчивость так называемого черно-белого видения  всего социального, политического и нравственного опыта советского прошлого. Комсомол здесь не исключение.

Очень  хочется, чтобы эта несправедливость в нарочитом забвении положительного  исторического опыта уникальной советской цивилизации прекратилась. Это касается и комсомола. Мне не хотелось, чтобы победу одержали те, кто намеренно, цинично и бесстыдно отчуждает нынешнего молодого человека от легендарного советского прошлого, героической истории комсомола. Возьмем, к примеру, строительство нашего города Железногорска. Возводили его тогдашние молодые люди, в основном комсомольцы…

 С помощью энтузиазма молодых, в труднейших условиях создана была такая материальная база, которой хватило оборонить страну, сохранить её суверенитет, подняться ввысь – в космос. Даже неудобно об этом говорить, потому что  выглядит это для здравых людей некой банальностью. Молодые люди, комсомольцы, жертвовали личными удобствами, даже жизнями. Их интересовало только одно: «Жила бы страна родная…».
 Вероятно, найдутся нынешние молодые люди, которые с ухмылкой отнесутся к моим словам. Но уровень бескорыстия, самоотверженного служения Отечеству был у молодых людей той удивительной эпохи неизмеримо выше, чем у нынешнего поколения.

И в воспитании этого чудесного свойства советской молодежи  приложила редкие, неповторимые усилия необыкновенная организация по имени ВЛКСМ.  И эти усилия  были уникальны потому, что комсомольская молодежь в основной своей массе отвергала эгоизм, излишний практицизм, потребительскую мораль - как нечто неприличное, недостойное званию комсомольца.

 Комсомольцы были истовыми романтиками. В нынешних условиях, когда хватательные рефлексы возвели в ранг обязательности и даже приличия, когда волчья потребительская мораль стала залогом личного успеха, материального достатка, -  что-то похожее на комсомол, на тот созидающий романтизм уже не повторить.

 Нынешние попытки возродить что-то похожее на октябрят, пионеров, молодежные патриотические организации, когда вокруг процветает дух корысти, культа денег, развлекательности и развратных шоу, не дадут желаемого результата. Можно даже позаимствовать на время советские «бренды», наименования того, что было, но бескорыстный энтузиазм молодежи уже не вернуть.

 Конечно,  можно сочинить некое бескорыстие на уровне волонтерства по уборке территории или проведения  общественно значимого флешмоба, или звучных спортивных состязаний. Но такое бескорыстие не способно выстроить в тайге или степи  новые города, на голом месте за две недели восстановить  завод  и дать фронту первые снаряды, запустить первый спутник или полететь в космос... Такой тип бескорыстия выветрится сразу, как только молодежь почувствует первые признаки наживы от этих мероприятий: так устроена наша теперешняя жизнь в условиях  полукриминального рынка. В нем нет, и не может быть места бескорыстию, а значит и комсомолу.

Впрочем, комсомол возможен и в наше время. Но только в обстоятельствах осознания молодежью необходимости борьбы с кричащими недостатками нашей «свинцовой действительности». Однако к такому качеству нынешняя молодежь пока не готова.

О бескорыстии комсомольцев прошлого я говорил применительно к раннему и среднему периодам его славного бытия. Функционеры же позднего комсомола (конец 70-х - начало 80-х годов прошлого века) вытравили всю его суть: патриотизм, самоотверженность, самопожертвование во имя Отчизны… Более того, многие из них в годы позорной перестройки стали вороватыми собственниками, сребролюбцами, укравшими все достояния советских людей.

Некоторые из них стали «фронтовиками», рьяно защищающими  упавшую к их ногам общественную собственность; с усердием лакеев обороняют они собственность олигархов. Но тут нет бескорыстия. Один голый расчет и цинизм, что не мешает  бывшим комсомольцам бурно и буйно отмечать юбилеи комсомола на корпоративных  вечеринках.

Надо с горечью признать, что инструментарий прохиндейства был им освоен в бытность, когда они были видными комсомольскими функционерами поздней советской эпохи, когда омещанивание сознания  стало нормой. Разлагающей нормой.

Оттуда и надо вести отсчет исчезновения некогда легендарной и очень важной для страны и её народа организации молодежи – ВЛКСМ.


Рецензии
Нельзя не согласиться с посылом. Но нельзя и безоговорочно принять все сказанное. Вероятно, комсомол довоенной и военной поры действительно опирался на истинный патриотизм, романтику и веру в те идеалы, которые пропагандировались ЦК ВЛКСМ с подачи КПСС. Однако, вероятно, уже к концу шестидесятых-началу семидесятых основу комсомола составляло уже послевоенное поколение, которое не унаследовало в своей массе идейности своих отцов, видевшее всю заорганизованность и формализм отчетности все больше разъедавшие комсомол. Все эти обязательные для выполнения планы по приему в комсомол, Ленинские зачеты, и субботники, на которых одни и те же трубы перетаскивались из года в год с одного места на другое и обратно. О каком стяжательстве и наживе можно говорить при зарплатах, которые получали молодые специалисты. 100 рублей после института, повезет - 120. Из них 6-7 рублей бездетность, 13-15 подоходный, 1-1.20 профсоюзные и столько же комсомольские. И каждый рубль из этой сотни - это две бутылочки молочка для ребенка. Жажда наживы не могла возникнуть рядом с пустыми полками магазинов, невозможностью послушать мировую музыку, отсутствием книг и лучших мировых фильмов, ей просто неоткуда было взяться. Так что дело отнюдь не в какой-то комсомольской совести и комсомольской "святости этого поколения. Я был секретарем большой организации по меркам группы НИИ и КБ. почти 200 комсомольцев и более 300 несоюзной молодежи. Соответственно мне ежемесячно спускался из райкома план по росту рядов. А вс тупать никто не хочет! В проектно-конструкторских подразделениях практически все уже в комсомоле, а на монтажных участках, где и сосредоточены несоюзники - резкий и однозначный отлуп. Но опытный инструктор райкома, курировавший нас, подсказал гениальный ход, вероятно, опробованный не в одной организации до нас. Совместно с отделом кадров были просмотрены все учетные карточки несоюзников, заполнение которых осуществлялось не со слов, но на основании документов: паспорта и военного билета. И слова инструктора подтвердились полностью - практически все парни, служившие в армии, числились в карточках комсомольцами. Т.е. они вступали в комсомол строем в армии, но приходя на гражданку на учет не вставали, предпочитая скрыть факт вступления в комсомрол. Во многом это еще объяснялось и тем, что монтажники получали весьма неплохие зарплаты на объектах, сдававшихся аккордным методом. Зарплаты могли быть и 500 и 800 и даже 1000 рублей. Кто жил тогда - тот знает, что это были за деньги. А комсомольские взносы носили прогрессивный характер и с таких заплат суммы получались весьма приличные - жаба наших "комсомолят" душила. А дальше все было делом техники. Приглашали нескольких ребят в военно-учетный стол или в первый отдел непременно с военным билетом, там уже было никак не скрыть, что человек вступил в союз и перед ним вставал выбор - быть публично, на собрании исключенным из комсомола за отрыв от организации и неуплату членских взносовна протяжении нескольких лет, покаяться и погасить задолженность за все время, подняв в бухгалтерии ведомости зарплат. Сумма недоплаты могла вполне оказаться соизмеримой с месячной зарплатой. Как ни странно, но никто не желал быть исключенным, но и платить никто, разумеется, не желал. Тогда хитрый секретарь в лице меня, наученный инструктором предлагал компромисс, а именно - написать заявление и заново вступить в ряды. Как правило это устраивало всех, хотя и со скрипом. Вот так выполнялся план по приему. И об этом прекрасно знали в райкоме, Горкоме, Обкоме, но предпочитали молча закрывать глаза. С них ведь тоже спрашивали прием новых членов!. Мы ездили на целину, на БАм, на Абакан-Тайшет, строили метро, коровники, школы и железки, но уже и близко не было того бескорыстия, которое владело строителями Комсомольска, Днепрогеса, Магнитки или упомянутого вами неизвестного мне города. Основными, пожалуй стимулами, руководившими записью в стройотряды были три вещи: во-первых, гарантия от ректората и деканата безусловного получения стипендии на весь год, на два семестра, а на практике и на первый семестр следующего года все "целинникам" вне зависимости от результатов зимней весенней и зимней сессий. Во-вторых, вернувшихся с "целины" ребят никогда не гнали "на картошку" осенью, а в-третьих, все это дополнялось очень, как правило, неплохими заработками за три летних месяца, позволявшими немного приодеться и более ни менее сносно просуществовать на "три бумаги в четыре недели"до следующего лета. Так что бескорыстия здесь не было ни грамма. Меньше всего думали о каких-то идеалах или пользе для народного хозяйства. Это , если и присутствовало, то на комсомольских собраниях, в социалистических обязательствах и т.п.
Но молодежь всегда остается молодежью и этого у нее не отнять. Романтика совместных поездок, песен у костра, влюбленностей и охота к перемене мест была еще одним стимулом, позволявшим без особых проблем организовывать комсомольские субботники в подшефном совхозе по заготовке сена или дров, вечера отдыха и слеты на Вуоксе. А это все в отчет в райком о проделанной работе. Но надо признаться, что уже тогда было как-то "в лом" носить значок с вождем. Ведь это уже не школа и даже не армия, где спросят- где комсомольский значок? Чай уже не дети. у большинства семьи и наследники имелись, да и служебное положение какое никакое уже образовалось. И уж если "поплавок" носить считалось неприличным, то что говорить о комсомольском значке. С величайшим трудом, уговорами и просьбами удавалось заставить прийти со значком один раз в год на отчетно-перевыборное собрание. Так что обозначенное вами разложение комсомола случилось отнюдь не одномоментно и значительно раньше перестроечно- кооперативного времени. В это время просто это разложение , обусловленное всей идеологической импотенцией нашего развитого социализма, достигло нового уровня, когда уже пошли в ход и комсомольские фонды, на которые закупались магнитофонные кассеты кораблями из Японии, открывались видео салоны и залоговые библиотеки, завозился "Рояль из ЯГолландии и Польши с метанолом и диметилбутаном., который отнюдь не всегда благополучно заменял отсутствующую даже по талонам водку. Лично мне . разумеется, жаль того, что уже невозможно пережить ту атмосферу единения, которая присутствовала на песенных слетах, на вечерах и на субботниках. Но, полагаю, что это скорее печаль не о комсомоле, а об ушедшей молодости, когда и девки были краше, и зеркала качественнее, и глаза голубее, и рост повыше и волос побольше!
С огромной благодарностью за то, что сподвигли на этот пост. Надеюсь встретить вас на своей страничке и услышать что-нибудь по этому поводу. С уважением, Ю.Я.

Юрий Яесс   23.05.2017 19:55     Заявить о нарушении
Благодарю за такой общирный отклик, который и за статью сойдет.

Как только подробно ознакомлюсь с Вашей страницей, дам и Вам ответ.

На это потребуется время.

Михаил Мороз   23.05.2017 22:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.