Данный голос Послесловие
Мой жизненный опыт складывался с реальным включением в него событий с «церковной» подкладкой. Они играли очень большую роль в становлении своих убеждений и ценностей. Об этом, в числе прочего – «Тысячелистник». Это был путь поисков. Легко угадывается его начальная точка и та, где оказалась, спустя 20 с лишним лет. Сам путь очень важен для меня, и не возникло желания что-либо менять в тексте. Но сейчас кажется, что водораздел между началом и состоянием сегодняшнего дня должен быть более очерчен.
– Церковь в России. Не устаю повторять – «институт Церкви», однако ему более всего подходит уподобление избе «с чистой и грязной половиной». Она архаична от основания до действующих укладов, она «изба» по признакам соотнесенности всей постройки с остановившимся временем. Поэтому – изба, когда лапотный путник одаривался теплом и похлебкой после студеной дороги. В избу холод не проникает, путник в укрытии, он платит благодетелям пожизненной благодарностью и почитанием.
Чистая и грязная половины – очень важная составляющая обустройства. Ни одного путника никогда не пустят на «грязную половину» – он сам, поосмотревшись, и обогревшись туда суёт свой нос.
Церковь всегда худо – бедно исправно выполняет свои должностные обязанности – она заявляет о себе, она не ставит особых условий перед теми, кого берётся одарить теплом и трепетанием фибров души – покрестись только у нас при рождении, ну, и завещай остающимся отпеть, когда умрешь.
Она – Церковь – вершит силами бренных, несомненное чудо для путника, включая его в сферу храмового мимесиса предписанных обрядов, прибегая к помощи всего того, что служит этой миссии. Правда, сейчас путники – прихожане, все-таки чаще находятся за барьером, их эмоциональный фон далёк от таинства, они внутренне безучастны. Но есть, несомненно, те, кто растворяется в Богослужениях, в иные моменты они проводники «Божественного откровения» прихожанина. Но таких очень немного.
И как было бы хорошо, чтобы церковь оказалась более сосредоточенной на себе. Учитывая реалии жизни, понимая, что под кров служителей культа собираются ничем не отличимые от других граждан смертные – с плохим образованием, невысоким айкью, очень приблизительные в своих морально – этических установках. Если бы церковь смогла воспитывать и образовывать всех их!
Но только такая выпестованная церковь может быть адекватной идеям проповедничества соборности и пасторства.
Пока подобного не предвидится. Основной площадкой происходящего стала «грязная половина», куда со всех сторон устремляются горланящие толпы. Подобное избавляет от иллюзий благочинного поведения участников сторон треугольника «церковь - государство-социум». Государство не упустит сейчас возможность использовать клерикализм в качестве рычага усиления собственной власти. Но к Вере это точно не имеет никакого отношения.
Глядя на происходящее, за последнее время только укрепилось предпочтение интимного обращения к религии.
Беда только в «тонкости» этого слоя. Он легко заслоняется иными проблемами, и имеет обыкновение надолго исчезать из вида. Но память о незабываемых моментах полного доверия, слитности с христианским миропониманием (абсолютно не боясь его мифической составляющей), помогает принять суть веры в Бога как откровения милости предельного абсолюта (К. Хюбнер). Если за этим говорить «как все происходит», то в долгом разговоре (здесь он не к месту), будет сделан акцент на взаимодополнении естественно - научной и мифологической онтологий. И не столь существенно как складывались догматы Христианства. Но само обращение к мифологичности предполагает по определению поэтическое видение Бытия. И коль это так, кажется естественным и право субъекта на свой интимный миф, возможность обойтись без сторонней помощи в этом. В полном раздолье сознание наполняет личные приобретения жизни поэтическим смыслом Веры.
Свидетельство о публикации №217051601053