4 Трудный вопрос

ЧЕТВЕРТАЯ СКАЗКА ДЛЯ ЗЛАТЫ


ТРУДНЫЙ ВОПРОС

глава первая

Наступала весна. Яркие солнечные лучи с каждым днём всё сильнее прогревали землю. Грязные городские сугробы стали оседать, из-под них разбегались сотни тоненьких ручейков. Снег и ручьи… Да, до лета ещё далеко. Наконец снег сошёл, и появились мелкая зелёная травка и молодые светло-зелёные листочки на деревьях. А чуть позже зацвели черёмуха, сирень, боярышник, липа. Красота!

В это время Златины кошечки со своими новыми друзьями – Васькой и Сашенькой – неутомимо занимались умственным трудом. Они чаще стали играть в «Фанину школу», не дожидаясь прихода Златы из школы. Эти занятия доставляли кошечкам огромное удовольствие. Они делали большие успехи. Фаня руководила учебным процессом: она добавила урок ботаники, чтобы кошечки изучали цветочки-листочки; чтение она сделала регулярным занятием – они читали и обсуждали прочитанное; на уроках математики кошечки углубляли свои знания, а урок пения был у них, как и прежде, любимым уроком. Петь они просто обожали! Когда Злата после школы или в выходные дни занималась с ними, то это было, в первую очередь, пение.


глава вторая

И вот однажды Фаня предложила:
– Друзья мои, мне пришла в голову мысль сочинить всем вместе сказку или историю какую-нибудь, про кого-нибудь, о чём-нибудь. Это будет как игра.
– А почему ты говоришь всё время слово «нибудь»? – спросила Настя.
– Потому что я сама не знаю, какую историю, про кого и о чём нам удастся сочинить, – ответила Фаня.

Все сели и приготовились к штурму фантазии.
– Ну, например: «Жил да был на свете Дурак", – начала Соня.
– А почему обязательно Дурак? – спросила Катя.
– Потому что в сказках, которые мы читали, одни дураки водятся, – ответила Соня.
– Ну подождите, девочки! – остановила их Фаня. – Зачем так сразу на дураков набрасываться? Они не такие уж и дураки, если свою выгоду получают. Скорее всего, они ленивые и хитрые, как Емеля. Но я главного вам ещё не сказала. Весь интерес игры заключается в том, что каждый из вас говорит по одному предложению. И так – по кругу. Кто первый?

– «Жил да был на свете Дурак», – снова начала Соня.
– Ну, Соня, опять ты со своим дураком! – одёрнула её Стася. – А почему бы не начать с царя, царевича или царевны?
– Да надоели они все хуже горькой редьки! – воскликнула Соня. – Царь как всегда глупый, то есть дурак, царевич вечно что-нибудь ищет или ловит, а царевна обязательно должна выйти замуж.
– Ладно, оставим так, – сказала Фаня. – Дурак так дурак. Значит, начало такое: «Жил да был на свете Дурак». А дальше?
– «А навстречу ему идёт Снегурочка», – продолжила Катя.
– Почему Снегурочка? – удивилась Сашенька.
– Потому что она красивая, – ответила Катя.
– И зачем она к нему шла, если он дурак? – спросил Васька.
– Наверное, он красивый был, – предположила Соня.
– Так, красивый дурак, – соединила эти два понятия Фаня. – Хорошенькое начало! Что же дальше?

– А имя-то у него есть? – вдруг спросила Стася.
– Есть, конечно, – ответила ей Соня. – В сказках все дурачки Иванушками называются.
Фаня кивнула Насте, давая ей понять, что пришла её очередь говорить.

– «Здравствуй, Иванушка–дурачок! Пойдём счастье искать, – сказала Снегурочка», – продолжила Настя.
– «Ты кто такая? Тебе чего надо? – спросил Иванушка», – лукаво улыбаясь, озвучила дурацкие реплики Стася.
– Ой, он не только дурак, он ещё и грубиян! – воскликнул Васька. – Кто же так с девочками разговаривает?
– Короче, хам он, – заключила Соня.
– Да, здорово у нас получается, – сказала Фаня. – Иван-дурак – красавец и хам.
– Что же дальше-то будет, если он так плохо начал? – спросила Сашенька.
– Не знаю, – ответила Фаня, – сказку-то вы сочиняете.
– «Я – Снегурочка. Хочу счастье найти», – продолжал развивать сюжет Васька.
– А что такое «счастье»? – прервала творческий процесс Сашенька.

В возникшей тишине все повернули головы в сторону Сашеньки и недоумённо на неё посмотрели. Они точно знали, что «счастье» – это хорошо, но что именно оно означает, затруднились бы ответить. Пришлось Фане разъяснять кошечкам, что же такое – «счастье».
- Ну что ж, давайте порассуждаем, - сказала Фаня. - Начнём с того, что счастье нельзя потрогать или увидеть. Его можно только чувствовать. И это – самое главное! – Она внимательно посмотрела на своих слушателей. Те сидели, развесив уши. – А чтобы добраться до «счастья», нам нужно понять два слова – «удовольствие» и «удовлетворение».
– Ах! – всплеснули лапками кошечки. – Как трудно!
– Да что тут трудного? – воскликнул Васька. – Съел рыбку – вот тебе и удовольствие. Правильно я говорю, Фань? А второе слово – тарабарщина какая-то, ничего не понятно.

– Сейчас объясню, – продолжила Фаня. – К примеру, я мою посуду с удовольствием, то есть мне приятно её мыть и я с радостью её мою, а после окончания работы я испытаю чувство удовлетворения.
– От чего? – спросил Васька.
– От того, что я навела чистоту и порядок.
– Терпеть не могу мыть посуду, – проворчал Васька. – А если я её, посуду эту, мою без удовольствия?
– Ты всё равно испытаешь чувство удовлетворения от того, что ты навёл чистоту и порядок: мыл посуду без удовольствия, а дело сделал хорошее, полезное. Тебе будет вдвойне приятно, что ты заставил себя сделать то, что должен. И ты будешь рад этому.
– Да я лучше вообще без посуды буду есть, лишь бы только её не мыть, – пробурчал себе под нос Васька.

– Как видите, слова эти не одинаковые, – продолжала рассуждения Фаня. – Не всё в жизни доставляет нам удовольствие, но всё, что мы делаем хорошего, полезного, доброго, приносит нам удовлетворение.
Кошечки сидели с умным видом, напряжённо пытаясь задержать в памяти новое понятие.
– А когда мы до «счастья» доползём? – спросила Соня, от нетерпения ёрзая на диване.
– Куда ты так торопишься? – в ответ спросила её Фаня. – Рассуждения или размышления не терпят суеты.
Но тут Настя неожиданно поддержала Соню, сказав:
– Мы же о «счастье» рассуждаем, а это удовлет… удовлет…ворение с толку сбивает. Даже само слово выговорить трудно.
Все кошечки сразу оживились, довольные тем, что Настя, по сути, высказала их мысли.

– Да-а, умницы – разумницы, – снисходительно улыбаясь, сказала Фаня, – нового слова испугались. Я хотела вам как-то попроще объяснить, но сейчас скажу по-серьёзному, по-научному. Я хорошо помню, как написано о счастье в словаре: «Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». Теперь понимаете, почему мы об этом слове говорим? Вот ты, Катенька, что бы ты сказала, если бы сбылась твоя мечта?
– Какое счастье! – воскликнула Катенька.
– Вот это и есть чувство высшего удовлетворения, – вставила Фаня и продолжила:
– А ты, Стася, что бы ты сказала, если бы ты долго, терпеливо, неустанно работая, шла к своей цели и, наконец, добилась  её?
– Какое счастье! – сказала Стася.
– Соня, а если бы ты победила в каком-нибудь соревновании? Ты что сказала бы?
– Какое счастье! – ответила Соня.
– Вася, – решила на нём закончить опрос Фаня, – а если  бы кошечки высоко оценили тебя и признали, что ты – очаровательный котик, что ты – прекрасный друг, что ты – смелый и добрый и завалили тебя до макушки рыбой? Что бы ты сказал?
– Какое счастье!!! – еле выговорил Васька, потому что рот у него  уже растянулся в улыбке до ушей.

Все сияли от удовольствия. Кошечкам казалось, что они что-то поняли. И, завершая долгие и непростые рассуждения, Фаня как бы помогла им утвердиться в понимании такого желанного чувства:
– Таким образом, счастье – это чувство полного удовлетворения от исполнения мечты, от достижения цели, от признания твоих достоинств. А успех и удача – это лучшие друзья счастья. – Она немного помолчала. – А вообще-то, счастье не каждому дано. Тот, кто стремится к счастью, чаще всего, зарабатывает его сам, – поставила на этом точку Фаня.

– А мечту исполнить тоже самой нужно? – не дала закончить разговор Катенька.
– Конечно, – ответила Фаня. – Например, у тебя была мечта стать фигуристкой и ты ею стала. Ты исполнила свою мечту. Сама. Своим трудом. А если ты мечтала получить в подарок бальное платье, и тебе его подарили, значит, твою мечту исполнил кто-то другой. Но от этого ощущение счастья меньше не становится.
От такого умственного напряжения кошечкам уже хотелось размяться: побегать, попрыгать.
– Что-то мы так разговорились, что про игру совсем забыли, – изрекла Соня.
– Да, да, – согласилась Фаня, – мы продолжим игру, только немного встряхнёмся.


глава третья

После небольшого перерыва Фаня спросила:
– Так на чём мы там остановились?
– «Я – Снегурочка. Хочу счастье найти», – напомнил свои слова Васька.
– Хорошо, – сказала Фаня. – Сашенька, продолжай!
– «А зачем его искать? – спросил Иванушка – дурачок», – пролепетала Сашенька.
– «Все люди хотят найти счастье, – ответила Снегурочка, – потому что никто не хочет жить в горе», – наспех сочинила Соня.
– Здорово ты выкрутилась, – удивлённо сказала Стася и, немного помолчав, продолжила: – А действительно, зачем людям счастье? Разве без него нельзя прожить?
– Прожить-то можно, – ответила Фаня, – только люди будут чувствовать себя несчастными. Они не будут радоваться жизни, веселиться и шутить. Люди будут плохо работать и учиться. У них всё будет плохо.
– Да, какая это сложная штука – «счастье», – задумчиво произнёс Васька.
После Васькиных слов кошечки тоже задумались. Они сидели и молчали.

– Ну вот, приехали, – после паузы встрепенулась Соня. – Начали с Иванушки–дурачка, а закончили счастьем.
– Ещё не закончили, – возразила Стася. – Я думаю, что «счастье» заключается ещё и в том, чтобы любить всё на земле: и природу, и людей – всё-всё! А когда ты любишь и тебя любят, разве это не «счастье»?
– Совершенно верно! – подхватила Фаня. – Какая ты умница, Стася! Сашенька задала действительно трудный вопрос, но давайте вернёмся к нашей игре. Катенька, продолжай! Твоя очередь.

– «Иванушка–дурачок залез на дерево и стал пристально смотреть вдаль», – оживила сюжетную линию Катя.
И далее каждый участник игры по-очереди говорил своё:
Настя. «Что ты там делаешь? – спросила его Снегурочка».
Стася. «Счастье ищу, – ответил Иванушка–дурачок. – Вон там, вдали, что-то движется в нашу сторону».
Васька. «Слезай, – сказала Снегурочка, – это уж точно не счастье. Оно по гостям не ходит».
Сашенька решила ввести в сказку нового героя, посчитав, что с двумя становится как-то скучновато.
Саша. «Подходит к ним добрый молодец и говорит, – Здравствуйте, люди добрые! Меня зовут Лоботряс, а вы кто?».
Соня. «Вот с ним-то мы и найдём счастье! – радостно закричал Иванушка–дурачок».
Катя. «Его зовут Иванушка–дурачок, а меня – Снегурочка. Мы хотим счастье найти».
Настя. «Так нет ничего проще! – весело сообщил Лоботряс. – Ты – Иванушка–дурачок, я – Лоботряс. По-моему, прекрасная парочка получается!».
Стася. «Мы с тобой, – продолжал восторгаться новым знакомством Лоботряс, – будем на всё чихать, от любой работы уворачиваться, ничего никому не обещать, ничего никому не давать, будем только веселиться, играть и подарки получать. Вот это счастье!».
Васька. «Ой, ой, ой! – ужаснулась про себя Снегурочка. – И каким ветром меня сюда занесло? Убегу-ка я скорее, а то с такой парочкой и до беды недалеко».
Саша. «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».
– Ха-ха-ха-ха-ха! – рассмеялись кошечки.
– Не повезло Снегурочке с друзьями! – сказал Васька и тоже засмеялся.

– Как у вас тут весело! Чем это вы занимаетесь?
Пока кошечки хохотали, они не заметили прихода Златы.
– Мы сказку сочиняли! Все! По-очереди! – закричали весёлые кошечки.
– Ну и как? Получилось? – спросила Злата.
– Что-то получилось, – ответила Фаня. – Чепуха, конечно, но игра оказалась увлекательной.
– А о чём была сказка? – продолжала интересоваться Злата. – Что-нибудь необыкновенное придумали?
– Да нет, – сказал Васька, – собрали дурней и лодырей, а они по желанию Снегурочки хотели счастье найти.
– Счастье? – повторила за ним Злата.
– Ну да, – ответила Соня, – ведь в сказках все и всегда счастье ищут.
– Нашли они счастье? – спросила Злата.
– Найти-то нашли, – ответила Фаня, – но оно у них странное какое-то, дурацко–лоботрясное. Нам такого счастья и даром не надо.
Златочка засмеялась:
– Мам, послушай! Тут наши кошечки счастье сортируют!


Продолжение следует...


Рецензии