Юбилей Детской музыкальной школы. Часть вторая

   
    Юбилейный концерт детской музыкальной школы, носящей имя одного из прославленных певцов не только региона, где он проживал, но и всей России, и названной его поклонниками при жизни народным соловьём, прошел, по мнению зрителей, на самом высоком уровне. Программа концерта была подобрана и составлена таким образом, что каждый номер показывал не только результат работы педагогов, но и каждого исполнителя, что в общем подводило итог всей деятельности музыкальной школы за весь период её пятидесятилетней истории. Рассказ о педагогах, работавших со дня её основания и в наши дни, перекликался с исполнением воспитанников школы. И было видно, что ведущий говорил не пустые выдуманные истории о победах и достижениях учащихся, а они подтверждались непосредственно их исполнительским мастерством.


За каждым выступлением малышей на сцене следила Ирина Алексеевна. Сегодня юбилейный концерт был для неё очередным жизненным экзаменом. На сцену выходили воспитанники её бывших учеников, которым она отдала свою душу и сердце. Для неё каждый из учащихся в школе был очень дорог и близок, потому что в них она вложила частичку самой себя, все свои знания, приложив усилия и свой наработанный опыт для достижения конечного результата. И когда ведущие объявляли, что выступают лауреаты региональных, всероссийских, международных конкурсов, в её душе возникало чувство гордости за детишек и её коллег, бывших её учеников, труд которых и в то же время её труд был заслуженно отмечен.

   Любовь к музыке, к песне у Галины Владимировны зародилась в далеком детстве. Еще в детском саду девочку заинтересовал большой черный инструмент, стоящий в музыкальном классе. До начала занятий по пению она украдкой подходила к инструменту, открывала крышку клавиатуры и нажимала на разные клавиши. Черный инструмент, тут же откликаясь на действия будущей хористки, издавая разные необыкновенно волшебные, сказочные звуки, отчего в душе Галины вызывал восторг и восхищение.
 

С трепетом относилась девочка к занятиям по музыке и особенно к её преподавательнице Раисе Ивановне Малининой. Высокая, модно одетая, с необыкновенно женской фигурой, красивым лицом и современной прической, она всегда, входя в музыкальный класс, создавала впечатление прекрасной принцессы, которая, проходя мимо десятка смотрящих на неё детских глаз, садилась за черный инструмент и начинала играть мелодию песни, которую все детишки дружно подхватывали.

 
Маленькая Галя имела незаурядный музыкальный слух, поэтому она всегда была солисткой этого маленького детского хора. Она всегда с гордостью выходила на сцену районного Дома культуры, куда приглашали детсадовский хор на различные мероприятия. В то время детский хоровой коллектив имел небывалый успех у местных зрителей. Именно в то время в душе девочки зародилась мечта стать такой же, как её руководительница Раиса Ивановна Малинина, умеющая играть на пианино и петь. Девочка, имея абсолютный музыкальный слух, необыкновенное чувство ритма и такта не только пела на концертах, но и танцевала. В детском саду ей   подобрали партнёра, который умел замечательно танцевать. Забегая вперед, мальчик, с кем она танцевала на сцене Районного Дома культуры, в будущем стал её мужем. Так взаимное увлечение музыкой и и танцем, стало началом их увлечения друг к другу, которое в последствие переросла в большую любовь.

Особое внимание Ирины Алексеевны было обращено на выступление образцового детского хора, художественным руководителем которого была одна из первых учениц. Девочка впервые переступила порог детской музыкальной школы 30 лет тому назад. Сюда её привел папа, вернее, она сама привела его. Это было начало октября. Приём в школу уже закончился. Мама Галины из-за болезни не смогла вовремя привести её на просмотр, проходивший в школе. Будучи в отчаянии, Галина металась и не знала, что делать. Её детская мечта могла не осуществиться. Набравшись смелости, она за руку взяла отца и сама повела его в школу, чтобы начать осуществлять свои задуманные детские планы.
Ирина Алексеевна сразу обратила внимание на белокурую высокую девочку в ярком зеленом платье с необыкновенно голубыми и чистыми глазами. Галя при поступлении исполнила педагогам школы несколько русских народных песен. Сначала прозвучала песня «Жили у бабуси три весёлых гуся», затем, по просьбе педагогов, «Во поле берёзонька стояла» и уже на бис — русская народная песня «Калинка-малинка». Своим звонким детским голоском она поразила весь состав педагогического коллектива, который по предложению старейшего педагога Надежды Ивановны Поддубной единогласно проголосовал за зачисление абитуриентки в состав учащихся детской музыкальной школы.


   
    Во время учебы в школе Галя проявила незаурядные способности. Старательная, аккуратная во всем, она не пропускала ни одного занятия, стараясь познать всё, что давали на предметах, впитать в себя всю красоту жизни на уроках фортепиано, сольфеджио, музыкальной литературы. Особенно она любила ходить на занятия хора, где педагог раскладывал на голоса песни различных авторов, а они потом в многоголосном хоре исполняли её сначала для себя, а потом перед всем коллективом детской музыкальной школы, вызывая восторг и восхищение в их сердцах. Именно на этих занятиях у Гали зародилась мечта самой стать в будущем руководителем большого детского хора, где она будет стоять перед ним и дирижировать, подсказывая ребятам каждым взмахом своей руки, где надо вступить в общее исполнение песни, где увеличить темп, участить ритм или приглушить, чтобы песня не просто исполнялась сухо, без души и без эмоций, а звучала, как «Сороковая симфония» Моцарта в исполнении симфонического оркестра.

В годы обучения в училище искусств у Галины появилась необыкновенная любовь к песне, независимо от того, какого автора они были, зарубежного, русского, башкирского композиторов или народная. Ей нравилась петь песни на любых языках, потому что все эти песни, независимо от языка, времени и места происхождения, были объединены одним — стремлением авторов выразить душу и настроение народа, к которому они принадлежали, их чаяния и надежды, в которых открывалось их состояние души, желание жить, творить добро, любить и быть любимыми.

 Эту необыкновенную любовь к песне привила Галине её педагог Ирина Алексеевна. Добрая, всегда улыбчивая, общительная, в то же время строгая и требовательная, она прививала в ней любовь к музыке, к песне, к своим друзьям, уважительное отношение к однокашникам, к педагогам, к своей Детской музыкальной школе. Именно во время обучения в школе Ирина Алексеевна заложила в Галине все необходимые качества и основы характера будущего преподавателя, которые пригодились ей в качестве руководителя детского хорового коллектива.

Так, поднимаясь по ступенькам профессионального обучения — школа, училище, институт, — будущий педагог, руководитель хорового коллектива приобретала знания в своей выбранной профессии. Затем, став педагогом, она на практике начала осуществлять свою задуманную мечту, создавая коллективы сначала в филиале школы, глухой, отдаленной от центра деревушке. К её счастью, в ней, да и в любой другой деревушке, детей, любителей петь, всегда было множество. Для развития их творческих способностей, природного таланта необходим был только педагог, который мог бы рассмотреть способности и, возможно, талант от природы в простых деревенских мальчишках и девчонках. Так идея бывших преподавателей института Ирины Алексеевны через неё передалась её воспитанникам, которые, став педагогами, уже сами музыкальные творческие способности они искали и находили их среди сельской ребятни, в людях от земли, родившихся в глухомани.

 Так цепная реакция приобщения детей к прекрасному стала доходить до глубинки, до людей от земли, простого деревенского народа, родители которых занимались сельским хозяйством и которым было не до эстетического воспитания своих детей. Им бы их прокормить, одеть и обучить простым житейским премудростям, а уж до другого, до прекрасного им просто было некогда. И слава богу, на их счастье на селе появлялись такие педагоги, как Галина Владимировна, которые с огромным желанием и любовью делали то, что не могли их родители, отдавая им, их детям, самих себя. По-другому они уже не поступить, как и наша Галина, потому что так её воспитала их педагог и наставник Ирина Алексеевна Лижнева.

 На сцене пел Образцовый детский хор детской музыкальной школы, руководимой Галиной Владимировной Листьевой, исполнял песни на разных языках народов региона, где они жили. Нельзя в словах передать, какие ощущения и эмоции вызывало многоголосное исполнение хора. А если бы вы слышали сольное исполнение этих деревенских девчонок и мальчишек! Сколько искренности и непосредственности, любви к своей родине, к своей деревне, к людям, живущим рядом с ними, передавалось в их голосах, песнях, исполняемых ими. Как они живо, с пониманием исполняли песни военных лет, как они чувствовали то суровое время, понимали автора слов и осознавали ту эпоху, сохранившуюся в этих словах и мелодиях, чувствуя каждую нотку, и как они вкладывали душу и сердце, чтобы передать мысли и чаяния людей, живших в сороковые роковые. Слезы наворачивались у их слушателей, и, наверное, каждый начинал понимать и осознавать, что с такими детьми, воспитанниками Галины Владимировны, у их Родины, их любимой России есть будущее.
 
 «Да за такую работу, которую проводила Галина Владимировна на селе с деревенской детворой, — думал в эти моменты я, — не только звание заслуженного работника культуры надо, я бы ей дал, а была бы моя воля и возможность, присвоил ей звание народного деятеля культуры и искусства, если бы таковое было, только за то, что она не осталась в какой-нибудь городской филармонии, а уехала отрабатывать свой диплом в тьму-таракань, чтобы заняться эстетическим, нравственным воспитанием детишек, далеких от настоящей народной песни и музыки, за то, что она раскрывала талант детей простого деревенского народа и достигла в этом деле колоссальных успехов».

 На сцене районного Дома культуры погасили свет, закрыли занавес. Я последним уходил с юбилейного концерта, счастливый и одухотворенный тем, что увидел столько талантливых детей района, увидел работу своего любимого педагога детской музыкальной школы Галины Владимировны Листьевой и её наставника и учителя Ирины Алексеевны Лижневой. Уходил с легким сердцем и благодарностью педагогам вуза, которые когда-то попросили Ирину Алексеевну поехать поднимать культуру и искусство на село, благодаря которой и её воспитанникам деревенские мальчишки и девчонки смогли достичь небывалых успехов, от которых, наверное, не только мне захотелось просто жить, познать ещё раз её красоту, получить столько радостных минут, которые по разным причинам в последнее время не так уж и много. А перед Ириной Алексеевной я склоняю колени за её воспитанников, за их труд, благодаря которому хочется вновь верить людям, надеяться на светлое будущее и просто жить.


Рецензии
Юбилей Детской музыкальной школы. Часть вторая (Аркадий Шакшин) / Проза.ру
Статья посвящена юбилею педагога и руководителя детского хорового коллектива Галины Владимировны Листьевой.
Галина Владимировна начала свою музыкальную карьеру в детстве, проявляя незаурядный музыкальный слух и талант.
Она мечтала стать такой же, как её руководительница, Раиса Ивановна Малинина.
Галина Владимировна проявила незаурядные способности в Детской музыкальной школе и училище искусств.
Она привила своим ученикам любовь к песне, независимо от автора и языка.
Ирина Алексеевна Лижнева, педагог Галины Владимировны, заложила в ней основы характера и профессиональные качества будущего преподавателя.
Галина Владимировна на практике осуществляла свою мечту, создавая коллективы и развивая творческие способности детей.
Её воспитанники достигли значительных успехов, раскрывая талант детей простого деревенского народа.

Аркадий Шакшин   08.05.2024 17:49     Заявить о нарушении