Сознание... разум... информация... Часть 1

                Судить  о  Вечном –
                Бесконечном
                Нам,  предельным, –
                как  рассуждать
                Бабочке-однодневке
                о  временах  года..




                Вместо вступления.

   Зайдя как-то случайно на страницу автора "Физическая картина мира" (...гм...назовёт же себя ЧЕЛОВЕК, ну да ладно) и прочтя у него "На Пути к Теории Всего", пришлось написать ему вот такую рецензию...


                ***

   М-да...прочёл... вершина всего, как выразилась одна мадам.
Не буду обсуждать вашу работу с формальной стороны, задам простой вопрос:
какие доказательства можете привести для подтверждения своей правоты?
Чем, кроме набора слов и набора формул, можете доказать реальность вашего ФУДЛА?
...Творим сущности без меры... смысл проделанной работы - в чём??


   С философско-естественнонаучной стороны опус ваш не выдерживает и малейшей критики:

1. если в природе существует нечто, оно ОБЯЗАНО обладать атрибутами бытия, как то: физическими, системными, гемальными (мера-смысл-формационность) и прочими параметрами, будь хоть "фудлом" хоть быдлом...
2. если существующее в природе нечто ничем не отражается (не преобразуется), оно элементарно есть небытие (=не существует), если же отражается, то это отражение-взаимодействие не может пройти бесследно, как для объекта, так и для субъекта - остаётся "изменение от употребления", то есть память о событии;
3. память есть формация, отражение, след... - нет следов, нет явления, нет этого бытия, то есть оно =небытию...

   Увы, приходиться объяснять элементарные вещи, но куда деваться.

4. из п.3. неизбежно следует: материя неотделима от "формации", под которой можно понимать "разум" в максимально широком смысле слова, то есть "разум" - оборотная сторона бытия, материи.

5. даже в "бесконечном времени" (вот глупость!! - бесконечность отрицает само понятие времени!!!) случайно ничего высокоорганизованного, уровня макромолекул и выше, возникнуть не может - нет такой необходимости!

Звёздная вселенная прекрасно может обходиться без жизни, если бы не одно "но": нет никакого "случайно-стохастически-вероятностного" развития, нет!!
На определённом уровне (макромолекул, полимеров) отражённое (формация) начинает творить материю (отражаемое), возникает жизнь - как необходимое и достаточное условие самоотражения-самосохранения мира.

6. ...можно продолжать и дальше, но... зачем? Неверный посыл, неправильная цель, положенная в основание вашей работы - ...и строится уродец по типу падающей башни...



              Часть 1.

   На этом портале за месяц брожения по нему мне достаточно часто попадался такой вопрос: что есть сознание? Что есть разум? Они, сознание и разум, отражают одинаковые, или как любят уточнять математики, тождественные, или подобные явления??

   Как понятно из "Вместо вступления", для автора этой работы данные вопросы предельно ясны... но когда мои ответы слышат другие, они просят уточнить, расшифровать, пояснить... - одним словом, прояснить для них картину...
...Не знаю, зашоренность их сознания тому виной, недостатки образования-воспитания (что там у них в семье подразумевалось под разумом, кто знает?), или ещё что-то, не знаю, но возникла настоятельная необходимость разобраться:
 - а что же автор полагает "разумом", "сознанием", "информацией"...

   Что же, давайте определимся.

  Начнём с наиболее общего, максимально широкого понятия, "материи".
В других работах я уже дал определение ("ВСЁ СУЩЕЕ", мыслимое нами как "возможно-существующее") и пояснения к нему (см. "... параметры бытия"), поэтому не буду здесь повторяться. Перейдём сразу ко второму: что есть "сознание", "разум", "информация".

  Сразу уточню: у каждого возможного и существующего явления есть границы, верхняя (наибольшая) и нижняя (наименьшая);  только то, что принято обозначать как "константы", постоянные (не обязательно физические, нет, любые константы), такого диапазона не имеет, поскольку по определению они, постоянные, являются "НЕПРЕОБРАЗУЕМЫМИ преобразователями", а то, что невозможно преобразовать, всегда выглядит как "постоянство-неизменность", согласись, читатель.  А раз "неизменное, вечное, бесконечное...", то какие там могут быть пределы-границы-меры?

  Сразу уточню: сказанное здесь о константах не означает их абсолютного характера, нет - иначе я бы противоречил тому, что сказано было мною выше.
Все природные константы имеют ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ, внутримировой, характер: как только мы выходим на уровень БЫТИЯ - МИРА ЦЕЛОГО, они утрачивают свойство непреобразуемости, становясь фикцией, в смысле "псевдопостоянной".

Поскольку материю при желании тоже можно полагать за константу (о чём гласят законы сохранения), то с необходимостью следует вывод о её непреобразуемости - неизменности, "вечности-бесконечности"... - но это же не так! - воскликнет кто-то, - мы же и сами преобразуемся и мир способны преображать.
 - Кто бы спорил... но здесь имеется в виду "материя как ЦЕЛОЕ", снаружи, так сказать, а не "изнутри", со стороны своих частей.
...То есть, как нечто "Единое-Целое-Общее" (="ОДНО") материя неизменна и вечна, ибо менять её нечему и/или некому... Вне неё, "снаружи", ничего-никого не существует, ...за исключением, возможно, Абсолюта, который в этом качестве, впрочем, носит статус [>OO <0], ...сиречь "немыслимого" со всеми вытекающими из этого последствиями.
...Или среди читателей (Гилёва в расчёт не принимаем...) есть такие, кто способен представить и, даже, выразить любым способом сию замысловатую формулу??

   А что же "изнутри"?
 - А изнутри материя неизбежно, по определению, распадается из "Одного" на "Части"..., и начинает вести тогда себя как "многое".
 - Хорошо, - вылезет здесь из какой-то щели "философ"-читатель, - но для себя самой, как "Целого - Части, многого", материя существует в каком виде?

   Вот философы, вот за что народ вас не любит! - Любите задавать глупые детские вопросы...
 - Для себя самой материя существует как МИР, находящийся в рамках (пределах - ибо раз она самоопределяется, с необходимостью джина из бутылки появляются меры-пределы) беспредельности (а что се таке? - спросят меня. Тот же Абсолют в одной своей, якобы "мыслимо-представимой", выражаемой  -  я, правда, не встречал ещё ни одного чудака, который был бы способен адекватно ВЫРАЗИТЬ, изобразить или объяснить, ЧТО ЭТО ТАКОЕ...  -  ипостаси), то есть, опять же "всего" или по другому, "бытия"  -  и отсутствия этой самой беспредельности... нет, не в смысле её противоположности, "предельности-ограниченности", а в смысле "НИЧЕГО-НИКОГО", в смысле "полного отсутствия всего", то есть "ничто-никто".
...Да, вот он, нарисовался наш, так любимый математиками, нуль... ничто - небытие.
И когда я слышу это математическое "давайте примем за ноль..." - меня смех разбирает: принять-то мы примем, но от этого "нечто" в "ничто" не превратится!! ...Ибо... а что "ибо"?! - См. выше: материя же неуничтожима!!
Полагать же можно что угодно, вот только это не означает "преобразовать - превратить"!
 
   Так, ладно, мы отвлеклись от мира... Существующее в интервале "ничто - небытие" и "всё - бытие" [(совпадающее по смыслу-сути с этими ограничениями, или нет? - Если будет совпадающим, то сразу выскакивает наша константа-непреобразуемость... если будет у'же, "внутри" этих пределов-мер, то "выскочит" всем нам знакомый и всеми нами, я так думаю и надеюсь, любимый мир; - то есть, опять же, выбор - определение остаётся за нами, (вот она - "свобода воли"!!) но это не означает, что мы тем самым "изменили-преобразовали" мир, как полагают некоторые наивные головы...)] - будет по нашим понятиям МИРОМ, той реальностью (>0<OO) и виртуальностью (=0=ОО), с которыми мы можем проделывать РЕАЛЬНЫЕ (для "реальности") и виртуальные, идеальные (для "виртуальности") преобразования.

 - Почему я подчеркнул "реальные"?
Потому, что только они имеют какое-либо значение... всё ж прочее - болтовня и словесный понос! Считать, что мы способны преобразовывать НАПРЕДЕЛЬНО-небытийный мир, преобразовывать ВНЕПРЕДЕЛЬНО-абсолютное может только... ну, сами знаете кто...

   Так вот, когда мы совершаем такие реальные преобразования - отражения мира, тогда и только тогда имеем право говорить о "разуме, сознании, информации", вкладывая в эти понятия действительные (и действующие!) смыслы-сути-содержания.

   Это преобразование мира, отражаемое им (действие = противодействию, помните?) и сохраняемое им и нами, и будет лежать в основе рассматриваемой нами триады.
В каких они будут находится отношениях?
 - Информация есть отражение мира, воспринятое, сохранённое и использованное (любой живой разумной системой);
 - Сознание есть форма проявления этого отражения (т.е. "отражение отражения") в живой системе как "знание о мире" (совместное с миром знание), где "знание" = "информации";
 - Разум есть параметр (мера) этого отражения отражения, сознания то есть:
чем более адекватно (по количеству - качеству и по уровню организации-сложности) происходит преобразование отражённого в отражение (внутри системы - организма), тем о более разумной системе мы говорим... Кроме того, существует временной фактор, характеризующий разум: чем больший по времени диапазон отражения (мира) у системы, тем большим разумом она обладает.

...Увы, но всё это лишь нижняя рамка триады, её минимальное значение-наполнение.
Существует и верхняя граница, максимально выражающая значения триады... - чем она будет определяться и что в себя включать?
Сейчас поговорим на эту тему, но сначала небольшое отступление.



              Часть 2.

   Понятно и ежу, что воздействия, любые и всякие, ни для одной системы, ни для одного тела (как выражались предки наши) не проходят бесследно.
Хотя бы потому, что заставляют тело меняться и, тем самым, реагировать  -  у неживых систем будем так обозначать их отражение воздействий среды, либо рефлексировать  -  так будем говорить про живые системы.

   Но тогда следы этого воздействия и следы реагирования на него должны в телах косных систем сохраняться... -  и это свойство неживой природы неизбежно должно передаться затем живым системам.
   Что за свойство?  - ПАМЯТЬ, всем известное поглощение (воздействия) - его внутреннее преобразование, то есть изменение системы как "сохранение" воздействия, и собственно отреагирование как "выделение"-излучение-реакция косной системы. Но в неживых системах это свойство имеет пассивный, вынужденный, зависимый от среды, характер: спонтанно, самопроизвольно неживая система измениться внутренне, сохранить это изменение и затем его воспроизвести-отразить в среду не может, увы  -  чересчур для этого проста, её внутренняя структура ей этого не позволяет.

 - А как же радиоактивность? -  слышу сразу вопрос.  - Там же неживые системы самопроизвольно излучают, причём постоянно.
...Ну что сказать... а воздушный шарик? - если его надуть, сделать отверстие достаточно узким и отпустить... - вот ваша радиоактивная система, господа "учёные"!
 - Нет, не согласны? А в чём разница?.. Ах, шарик был надут, в то время как радиоактивный элемент никто "не надувал"... - стоп! Откуда вы это взяли?!
ВСЕ радиоактивные элементы излучают, потому что неустойчивы.
Неустойчивы они потому, что ПЕРЕПОЛНЕНЫ энергией (массой), то есть были "надуты" своей средой когда-то ...нет, опять не согласны?
А что сейчас вас в моём объяснении не устраивает?

...Гм, постоянство... постоянство излучения... "период полураспада". Откуда оно берётся?..
 - Почему скорость распада не меняется со временем?
 - Честно говоря, видится  в этом как раз обратное вашим возражениям: будь излучение спонтанным, системозависимым, оно бы менялось в зависимости от состояния окружающей среды, рефлексивно то есть... а раз этого нет... Это во-первых.
А во-вторых, вспомните элементарное - песочные часы. Как там "течёт время" в виде струйки песчаных частичек?!? Здесь тот же самый процесс (чтобы не сказать "механизм"!)  -  движение-излучение как направленный в сторону среды от системы неравновесный градиент, отражающий сверхвозбуждённое состояние тела.
Почему "сверх"? -  Потому, что хватает его на то, чтобы установился неизменно-постоянный ритм излучения, который -  я в этом 100% уверен!  - в первые мгновения радиоактивного распада не имеет устойчиво-неизменный характер.
...Что и доказывает вынужденно-индуцированный характер радиоактивности!!..



              Часть 3.

   Впрочем, мы говорили о другом  -  о памяти, точнее, пра-памяти неживых, косных тел.
"Пра-" так как она в отличие от памяти живых систем лишена главного свойства  -  самовоспроизведения, той самой спонтанности, о которой говорилось выше.
А посему, такое сохраняющееся в неживых системах отражение, которое могут извлекать из них живые системы, а неживые - испытывать при повторном взаимодействии, я обозначил как "праформация", что понятно и логично.
Живые системы способны, преобразуя как им надо воздействия неживых, превращать пра- в ин-формацию, сиречь "отражённое отражение", неживые  -  нет.
Но праформация тогда способна также дарить, нести в себе БУДУЩЕЕ знание, следовательно, она обладает некими чертами сознания?
 - Да, конечно, которое отличается от сознания в узком, для живых только систем, понимании смысла, и носит пассивно-скрытый, потенциальный характер.  - Ведь неживая система не способна извлечь из такой же неживой при взаимодействии какие-то сведения о прошлом, используя чужую пра-память...
...Посему, такое "замаскированное сознание" мы можем обозначить как "пра-сознание", по аналогии с памятью.

 - А как же "разум"? - спросите вы.
 - Разум как мера "пра-сознания" и "пра-памяти"? Он, если мы захотим расширить это понятие до неживых систем, тоже тогда присутствует в них, как эта мера... мера, которую носители её использовать, увы, не могут... - по крайней мере так, как это делают живые системы.
 - Ха! - получился непроизвольно этакий каламбур: по крайней мере эта мера... Эта мера по крайней мере... - что-то знакомо математическое, а, математики? - "Граница границы равна нулю (константе)..." типа, а,  впрочем...


   Итак, выводы:
 - неживые системы способны хранить в себе отражённое без возможности спонтанного его извлечения - использования, это "изменение (отражение) от воздействия" составляет основу памяти живых систем и обозначается как "пра-память";
 - сохраняемое в себе изменение, являющееся элементарным отражением среды, есть праформация, основа будущей, возможной информации для живой системы, если та сумеет правильно её преобразовать;
 - поскольку такая пра-память может НЕпроизвольно самой неживой системой преобразовываться - отражаться, она может рассматриваться как носитель пра-сознания в косных системах, что всё в совокупности, в целом (праформация  - пра-память и пра-сознание) позволяет говорить о "разуме" косных систем, разумности всего сущего как всеобщей меры единой, общемировой ФОРМАЦИИ, то есть самоотражённой материи...

...Отсюда: "всеобщий разум" как мера ФОРМАЦИИ и есть тот максимально возможный, максимально широкий смысл Разума, его верхний, окончательный предел, позволяющий нам говорить о разумности мира, осознанности (самосознании) материи, её спонтанном, самопроизвольном - неслучайном, а, вернее, телеологическом (живом) бытии - развитии...

   Мир саморазвивающийся есть мир разумный, живой, самопрограммируемый - саморегулируемый...



                ***

Бог,  или  Абсолют,
                кому  как  нравится,
 – Непреобразуемый,
       а  посему,  непознаваемый
Преобразователь,
Но  о  котором  можем
                мы  судить
По  действиям  его...,
Но  действия  его
                на  всех  различны...
 – И  каждый  своим,
                личным,  Богом
                обладает.



                продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/07/377


Рецензии
Я в принципе не возражаю против Ваших идей, но Ваш подход не философский. Это взгляд научный и отчасти эзотерический. Даже крупные учёные зачастую не понимают самой философской постановки проблемы. Вы признаёте существование Абсолюта или Бога - духовного начала, соприродного сознанию человека, и признаёте также существование материального мира. Но это вновь возвращает нас к двухтысячелетнему основному вопросу философии - каким образом могут взаимодействовать два совершенно разнородных начала - материя, обладающая пространственно-временными характеристиками и сознание, существующее вне материи, пространства и времени. Научный подход, говорящий о разных уровнях - молекулярном, квантовом, об информации, отражении и т.д., здесь ничего не решает и не продвигается ни на шаг к решению проблемы. Нам неизбежно приходится свести реальность к одному началу - сознанию или материи. То есть признать, что либо внешняя реальность есть лишь комплекс субъективных ощущений сознания, либо что сознание есть функция материи. А оба варианта при дальнейшем размышлении приводят к противоречиям, и история философской мысли начинает буксовать на месте. Интуитивно понятно, что мир должен быть сведён к единству, но возможно, эта проблема принципиально недоступна человеческому мышлению.

Владимир Алисов   14.09.2018 14:48     Заявить о нарушении
...блин! Владимир!! избавляйтесь от привычки всё помечать и, затем, навешивать ярлычок.
Это контрпродуктивно ...и зашоривает ваше сознание, избавляйтесь! Мир богаче любых определений (...а мы - его дети, следовательно...)
Где я писал, что Абсолют (Бог) - "духовное начало", ну где?!?
Абсолют ВНЕ- мыслим, определяем, познаваем, ........., - не надо домысливать за автора того, чего он не говорил, не надо!!!!

Далее.
Материя (если уж вы не удосужились найти это у меня в текстах, поясню вам здесь) есть Формация, где Формация - (само)отражённая Материя, то есть, материя и сознание (как одна из форм формации) есть 2 стороны одной медали - БЫТИЯ.
Понятно, они взаимообусловлены и неразделимы.
Я монист в этом плане ...и дуалист на более низших планах-уровнях бытия: материя творит формацию ...формация отражает, творит материю... - понимаете?
Сознание также материально, как и мысль, как и слово, как и любое дело... - неужели это не понятно?!

Посему, окончание вашей рецензии сплошная отсебятина и глупость, вы уж извините.
Успехов, с наилучшими пожеланиями,

Олег Алексеевич Шарышев   14.09.2018 15:23   Заявить о нарушении
вот, гляньте как-нибудь на досуге: http://www.proza.ru/2017/07/10/1777

Олег Алексеевич Шарышев   14.09.2018 16:06   Заявить о нарушении
Сказать "две стороны одной медали" не означает хоть сколько-нибудь прояснить проблему. Каким образом материальное может взаимодействовать с нематериальным, непротяжённым, необъёмным и вневременным, объективно не существующим сознанием эта фраза нисколько не объясняет. Это всё равно, что сказать: "Представьте себе медаль, у которой она сторона материальная, а другая - нематериальная, и существует эта другая сторона не для всех, а только для одного-единственного человека." Да и не смог удовлетворительно решить вопрос ни один великий мыслитель за две с лишним тысячи лет. Видимо, только Вам это элементарно доступно "на пальцах".

Владимир Алисов   14.09.2018 16:13   Заявить о нарушении
"у которой оДна сторона..." - опечатка.

Владимир Алисов   14.09.2018 16:16   Заявить о нарушении
Посмотрел по указанной ссылке, и что? Там Ваши чисто субъективные рассуждения и взгляды на Бога, но это должно что-то доказать?

Владимир Алисов   14.09.2018 16:30   Заявить о нарушении
Нет в мире ничего нематериального... даже т.н. "идеальное" - мысль - материальна!!
...на этом адью, прощаюсь

Олег Алексеевич Шарышев   14.09.2018 17:27   Заявить о нарушении
Да, видимо, остаётся только попрощаться. Сказать "мысль материальна" - предел абсурда, даже в советские времена в учебниках философии критиковали думавших подобным образом в ХIХ веке вульгарных материалистов Бюхнера, Фохта и Молешотта. Так это же элементарные азы...

Владимир Алисов   14.09.2018 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.