Пер Боррель дель Касо

П.Боррель дель Касо. Бегство от критики (1874)

            Пер Боррель дель Касо (1835г.- 1910г. Барселона) - испанский и каталонский художник, график и акварелист.

            Он родился на крайнем севере Испании, горном регионе Пиренеев, и был связан с родными местами всю свою жизнь.
          Родители Переса, а также дедушка и бабушка по материнской линии были уроженцами Пучсерды, а вот второй дед был французом, поэтому часто имя художника писалось и на французский манер – Делькассо.

            Отец научил Переса плотницкому ремеслу, что помогло юноше начать самостоятельную жизнь. В 1856 году Боррель покинул родную Каталонию и перебрался в Барселону, где начал работать плотником, изготовляя сундуки и ящики. Нигде в биографиях художника не пишется, когда у него проснулся интерес к искусству и живописи. Но в Барселоне Перес решил стать художником и начал посещать студию в известной Школе изящных искусств Ллотья.

 Уже перебравшись в Барселону, он неоднократно посещает Пиренеи, свой дом там. Писал в первую очередь виды природы, а также картины религиозной тематики - находясь под влиянием искусства назарейцев. Наиболее известное полотно художника - картина Бегство от критики, великолепный пример искусства тромплей.

        Дель Касо дважды предоставлялась возможность возглавить известнейшую в Барселоне художественную школу, Ла-Лотья (La Lotja), однако мастер предпочёл создать свою собственную Академию искусств. Здесь, под его руководством, учились такие испанские живописцы, как Рикард Канальс, Адрия Гуал, Рома Рибера, Ксавьер Ногес и др.

         В 1874 году Перес Боррель написал картину «Побег от критики» (Escapando de la cr;tica), благодаря которой он стал известен во всем мире.
Эта работа – яркий пример росписи-обманки, которая размывает границы между реальным и фиктивным пространством. Название этого жанра живописи пошло от французского слова «trompe l'oeil», что обозначает буквально «обманывает глаз». Термин «роспись-обманка» возник в эпоху барокко, хотя картины, основанные на визуальных оптических иллюзиях, известны в течение многих веков. Ранние примеры можно найти в росписях в Помпеях. Но особо популярен этот вид стал именно в эпоху барокко, поскольку идеально подходил для театральности того времени. Продолжили «дело иллюзий» и живописцы ХХ века (можно вспомнить работы, например, Рене Магритта).

             Картина Борреля изображает бедно одетого мальчика, который выбирается из картинной рамы, чтобы попасть в другое измерение, в мир вне ее. Точная идея художника и причина создания этой картины нам неизвестны, но искусствоведы утверждают, что, судя по названию, Боррель свою работу адресовал консервативным критикам своего времени, которые хотели видеть на полотнах только героев и воплощение этикета общества и не обращали внимания на реальную жизнь. Своего рода, это явилось визуальным манифестом художника-реалиста.


       Историки пишут, что на создание этой картины Переса вдохновила работа Рембрандта.Rembrandt van Rijn, Girl in the Picture Frame. 1641 г.

      Его собственная творческая деятельность в начале ХХ века отошла на второй план, все свободное время художник отдавал педагогике и преподаванию. Академия Борреля изначально находилась на площади Санта Лючия, 28 октября 1878 года учреждение арендовало здание на улице Парадис (смешное название – Райская улица!). Отсюда живописец и ушел в отставку в октябре 1902 года, отдав Академии тридцать лет творческой жизни.

      Причиной выхода на пенсию стал инсульт, случившийся еще в 1900 году. Поэтому художнику пришлось отказаться от деятельности в Академии и передать бразды правления своим детям. 1 мая 1907 года Академия еще раз переехала на улицу Пальма де Сан Джусто и находилась там до смерти в 1912 году Сальвадора Борреля, сына художника, который руководил в тот период Академией.

                Перес Боррель дель Касо умер в Барселоне 16 мая 1910 года в возрасте 75 лет. В записной художника был обнаружен подробный перечень работ, написанный в течение двадцати семи лет. Поэтому известно, что с 1873 по 1900 год Боррель написал 330 картин, из них – 189 портретов, 62 картины на религиозные темы, 21 пейзаж и т.д.

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post257677818/


Рецензии