И медная бабка в приданое

В 1775 году на полотняном заводе Афанасия Абрамовича Гончарова побывала сама Екатерина Великая. В память о таком значимом событии семья Гончаровых заказала статую императрицы, которую отлили из меди в Берлине.
Дело это оказалось отнюдь не быстрым. Пока заказ исполнялся, потом его доставили к месту назначения, власть, как говорится, сменилась. У руля империи уже находился император Павел, который явнее не питал искренних сыновних чувств к покойной матушке. Чтить её память было даже опасно, всё равно, что открыто выступать против сложившегося режима.
Правление императора Павла оказалось совсем недолгим, но когда к власти пришёл его сын Александр I, некогда зажиточный заводчик Афанасий Гончаров изрядно подразорился. Так, что средств на установку памятника уже не оказалось.
Когда его внучка Наталья Николаевна Гончарова выходила замуж за известного поэта и писателя А.С. Пушкина, дедулю, не лишённого духа авантюризма, посетила гениальная мысль: в качестве приданого определить новоявленному родственнику ту самую злополучную 200 пудовую статую.
Александр Сергеевич огромными богатствами не обладал, поэтому и такое неоднозначное приданое решил пустить в дело. Да и необходимо было раздобыть деньги на свадьбу с молоденькой невестой. О мытарствах со статуей известно по письмам поэта. В одном из них он называет её «медной бабушкой» и сообщает о своих попытках продать ей Государственному монетному двору на переплавку. Но без высочайшего позволения императора этого делать было нельзя.
В итоге статуя была продана на литейный завод Франца Барда (по другим источникам его отцу). Однако и на этом история памятника не закончилась.
Но это уже было после смерти А.С. Пушкина.


Рецензии