ЛЖЕЦ

(Рассказ-монолог)

Все мы с детства знаем, что врать-нехорошо, что ложь-оружие слабых и хитровыдуманных. Что за неправду можно и по сусалам схлопотать. Человек, пойманный на лжи, имеет очень сомнительную репутацию, которая преследует его всю жизнь. С ним не имеют никаких серьёзных дел, и редко какая женщина согласится от него зачать своё потомство...
Но это-"как правило",. Потому что бывают и особые случаи. Исключение из этих самых "правил".
К этим "особым" относится ложь во спасение Нет, не своей палёной шкуры, но чьей-то совсем чужой жизни.
Кто жил в могущественной Стране Советов, помнит, как нас обманывали "во спасение от великой депрессии" премудрые Кремлёвские старцы. Что, мол, стОит немного потерпеть, и на нашей улице ( да что там улице-планете! ) наступит СВЕТЛОЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ЗАВТРА.
Но... Шло время, назначались новые даты вселенского СЧАСТЬЯ, а оно ( это СЧАСТЬЕ ) почему-то никак не думало приходить. Видно,  где-то задержалось в пути, у какого-то вождя племени ЗАСИ БИСЯ, который вдруг нашёл на своей территории не одну нефтяную скважину...
И если бы нас не обнадёживали "ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА...", то самой престижной и высокооплачиваемой профессией были б психиатр и нарколог...
Это-к слову о лжи... Есть ещё ложь во благо начальству ( подхалимаж ), во избежание семейной драмы.Но эти я не беру в расчёт. Не о них здесь речь...

Большинство помнят те года, когда не было возможности НОРМАЛЬНО ЗАРАБОТАТЬ, чтобы ДОСТОЙНО ПРОКОРМИТЬСЯ. Зато открывались другие возможности ЧЕСТНОГО ОТЪЁМА ДЕНЕГ У НАСЕЛЕНИЯ, на которые даже статьи не было придумано, потому как на архиприбыльную деятельность имелись вполне легальные бумажки с гербовыми печатями.
Помимо "купи-продай", охранной и банковских видов деятельности, росли, как грибы после дождя, массажные салоны, и школы "психо и парапсихологии", которыми заведовали вчерашние "мамочки", и воспитательницы детского сада. Представляю, каким "трах-тибидох" там обучали  адептов новоявленные гуру...
Конечно, я мог тогда примкнуть к какой-нибудь бригаде ОПГ, и стать одним из тех "братков", что нагоняют жути на обывателя только своей "светящейся", бритой лысиной, турецкой "кожей", да дешёвыми бакланскими понтами. Как говориться, знать психологию не по-наслышке.
Но мне совсем не прельщало в самом рассвете лет "сторожить глину" на каком-нибудь престижном кладбище...
Мне всегда было интересно поведение людей в различных жизненных ситуациях. Поэтому, подрабатывая на временных "подзаработках", я приобретал нужную на тот момент мне литературу.
Но в один прекрасный момент я понял, что всё написанное на мелованной бумаге-чистой воды лажа, "открытия" неудачников неинтересной, не мной прожитой жизни.
Забросив книжную "теорию" стал чаще наблюдать за действиями людей со стороны, не вмешиваясь в их быт и проблемы. Как видеооператор, который снимает документальное кино, не поправляя невольных актёров массовки.
По прошествии некоторого времени, я устроился в только открывшуюся телефонную КРУГЛОСУТОЧНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ.
Многие уволились, не выдержав первоначальных "приколов" выпивох, и безбашенных малолеток...
Вот представь... Сидишь себе в уютной квартире-офисе, чай гоняешь, смотришь по "ящику" чего-нибудь, и тут тебе-"дилинь-дилинь!"... Кому-то значит муторно стало... Снимаешь трубку:
-Да!...
А в ответ-мат-перемат, и далее-склонение падежей в ненормативном арго...
Тут бы промолчать некоторым надо, трубку положить, так нет-истерика на них начинает накатывать, слюни с пузырями пускают... Хоть самим психолога набирай...
Я же-как танк, непробиваемый. Мне вообще "по барабану". Как в пословице-"ХОТЬ ГОРШКОМ НАЗОВИ, ТОЛЬКО В ПЕЧЬ НЕ СТАВЬ!".
... После очередного заявления в "наши доблестные органы", звонки прекратились. Но работы прибавилось.
Я себя именовал ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЛЖЕЦОМ. Обнадёживал людей, которые потеряли веру. В родных, друзей, и что самое страшное-В СЕБЯ.
Моя работа была чем-то схожа с с работой людей в чёрных рясах.И они, и я  ОБНАДЁЖИВАЛИ. Только разница была в том, что я не отпускал грехи.
Многие беседы-откровения уже позабыты, как стирается ненужная запись с магнитофонной ленты. Но-не все... Некоторые надолго отпечатались в подкорке мозга. Почему-не смогу на это ответить...

Одиннадцатый час ночи. Звонок. Снимаю трубку, и подношу её к уху:
-Служба ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. Слушаю Вас...
В ответ:
-Гы-ы-ы-ы, от меня парень ушёл!!! Что мне делать?!
Истеричные вопли, слёзы... Вот тут уж и я задумался, "что мне делать?"... У меня не видеотелефон, поэтому определить, что это или молодая женщина, или девушка, можно было только приблизительно, "на вскидку". Поэтому я выбрал нейтральное "Вы".
-Послушайте, успокойтесь... Глубокий, медленный "вдох-выдох"... А теперь спокойно рассказываем-ЧТО У ВАС СЛУЧИЛОСЬ?
... Со слов звонившей выходило, что "любовь-морковь" у них случилась три недели назад. Познакомились на дне рождения подруги.Сначала было много тостов, перемигиваний, ничего не значащих фраз. Потом-туман... Проснулась у себя дома, в постели. а рядом-этот Витенька... Проводил называется. Ну, естественно, что был повтор того, что "недопоняли" ночью. Понравилось. Обоим. Начали встречаться. Почти каждый день. Уже строили планы на будущее, подарил кольцо с "камушком", а вот вчера не пришёл... Полчаса назад от него пришло смс:
"Дорогая, меня не ищи. Всё кончено. Прощай!"
На телефон не отвечает. "Вне зоны доступа"...
... Мой мозг заработал. как у шахматиста при просчитывании ходов.
"Та-а-а-ак...  Постель, обещания, колечко, "с три недели"... Стоп!..."
-А вы не пробовали заглянуть в шкатулку?
-Какую шкатулку?-На том конце провода от неожиданности перестали хлюпать носом...
-Ну, не шкатулку, а-сейф, тайник какой-нибудь, где деньги, документы, украшения лежат...
-Поняла... Сейчас...
-Трубочку не кладите...
...Жаль, что я тогда не положил трубочку. Не буду описывать, что я тогда услышал... Не в свой адрес, но ушки у меня тогда "подзавяли"... На этом моя миссия психолога была выполнена, и начиналась работа УгРо.

Второй описываемый мной случай произошёл спустя несколько месяцев после первого. Помню, что была зимняя ночь, на улице падал хлопьями снег и спать совсем не хотелось, по причине не раз выпитого за день крепкого чая. Я сидел за столом, и разгадывал сканворд.
В третьем часу ( утра или ночи-это кому как удобно назвать ) зазвонил телефон.-Служба ПСИХОЛО...
-Да знаю я, знаю, куда звоню...-Мой оппонент был уже"навеселе", судя по его  слегка заторможенной речи.-Ты вот мне скажи, братан... Как мне дальше жить?... Я вот только вчера "оттуда". "От звонка до звонка"...
По его сбивчивому рассказу я понял, что звонивший взял на себя вину "друга", который пообещал "хорошо заплатить" за молчание. Перед отправкой на этап, была оплачена третья часть оговорённой суммы. Остальное договорились на "потом". И вот сейчас этот "чел" отказывается от своих слов. Договор-то был устный. Ничто никому не докажешь... И вот сейчас вчерашний арестант просит у меня совета-как ему поступить?
-Ты понимаешь, давно друг дружку знаем. Чуть не с детства... Но он со мной поступил так нехорошо... Кого другого-проучил бы, "без базара"... Но... Я на зону больше не пойду! Забыть и простить я не готов... Может подскажешь?
-Отчего-же не подсказать? Есть один рецепт... Снимаешь приличную квартиру, берёшь немерено алкоголя, хороших девочек, и отрываетесь "по-полной". Пьёшь с ним "мировую". До тех пор, пока он не свалится. Потом забираешь весь алкоголь и женщин, лишая его удовольствия и "лечения". Пусть маленько помучается! Вроде и гуманно накажешь, а всё равно-жёстко будет. Надолго запомнится...
После восторженных слов благодарности собеседника, я положил трубку. Уж не знаю, воспользовался ли на практике моим советом, только ощущение того, что предотвратил  более тяжкое преступление, не покидало меня в течение нескольких дней.

И- третий случай, который произошёл не так давно, я тоже хотел рассказать...
Ранним, осенним вечером, когда солнечные лучи играли с золотисто-бордовой листвой, а детвора не слишком торопилась домой, моё одиночество дежурного СЛУЖБЫ прервал телефонный зуммер.
-Сынок, поговори со мной...-Послышался женский голос с благородными старческими нотками.-Одна я дома. Скучно мне, а поговорить не с кем... Подружки у подъезда были-и те уже не выходят. Кого дети забирают на дачу отдохнуть, а кого уже нет давно... Все ТАМ будем...
Мне начинало не нравится её пессимистичное настроение, и я решил перевести разговор на другую "волну".
Поинтересовался, какие ей раньше нравилось слушать песни? Оказалось, что у нас было немало общего. Кроме "русских-народных, блатных-хороводных", ей нравились "ПЕСНЯРЫ", Кадышева, и Маркин. За неимением этих записей я включил записи "БИТЛЗ" и "СКОРПИОНЗ". По одобрительному покряхтыванию я понял, что бабушке не чужда и "иностранщина". Когда закончились "вопросы-ответы" перешёл на анекдоты, коих в моей памяти было великое множество. После "внеочередной юморины", баба Глаша ( как её звали ) рассказала о смешных, и не очень, историях из своей  жизни. В конце нашей беседы посетовала на занятость своих дочерей-внучек, и маленькую пенсию. Настолько маленькую, что печенье-конфеты к чаю покупает раз в месяц. Тут я не выдержал, и соврал, что слышал, что президент готовит указ о внеочередном, кратном повышении пенсий за счёт налогообложения некоторых дорогих товаров, чем сильно обрадовал старушку...

Много ещё было телефонных откровений, казусов, и жалоб, но почему-то запомнились некоторые,незначительные, среди которых и эти три, мной рассказанные. Психолог-это ДУШЕСЛОВ. Я же считаю себя ЛЖЕЦОМ. Ложь во спасение. Во имя чего-то ДОБРОГО И СВЕТЛОГО... Но есть в этом и свой минус...  Если вовремя не выйти из этого состояния своего ВЫДУМАННОГО МИРА, то в нём легко заблудиться. И очень трудно выйти. Как в Королевстве Кривых Зеркал. Часто за напыщенно-возвышенными речами, красочными фантазиями, мы не замечаем того реального, невзрачного, земного, что называется житейским счастьем. Ещё чаще проходим мимо чужой беды. Реальной-не виртуальной. И от этого становится немного грустно...


Рецензии