Изгибы судеб

Рассказ без вымысла                «Рыбный Мурман»,   №35(4708), 30.08.1996г.

 

 ИЗГИБЫ   СУДЕБ    
 
    Худое интеллигентное лицо показалось знакомым… Ну конечно! Это же второй помощник капитана из моего первого рейса. Забыл, как звать. Но отчего он так изможден? Оказалось, что у этого красивого тридцатилетнего парня тяжелая форма сахарного диабета – бывает такое от перегрузок. А куда от них денешься, если рваные  вахтами   сутки длятся безостановочно по нескольку месяцев. Я вспомнил, как в одном рейсе было вообще два штурмана и они стояли по двенадцать через двенадцать и буквально валились с ног. Если бы хоть капитан их подменял днем, так нет…
    Я пока в резерве, и меня послали работать в приемное отделение рыбацкой больницы. Одно из самых заметных в городе здание ее высится на сопке. Архитектор, наверное, был спортсменом или приверженцем таких методов лечения, как терренкур – хождение по горам. Каждое утро этим занимается не одна сотня людей – спешащие на  работу, на лечение, на обследования. Хорошо, что еще тяжелых больных возит «скорая»…
     Но вот этот моряк пришел явно сам. У него какое-то заиндевевшее лицо со следами отморожений. Выслушиваю его легкие - они хрипят, двусторонняя пневмония… Молодой человек двадцати пяти лет рассказывает свою горестную историю, я записываю ее, естественно, не всю. Ехал из Белоруссии, в Санкт-Петербурге ограбили : днем на вокзале ударили по голове, отобрали деньги и вещи. И вот десять дней на попутных товарняках и электричками он добирался до Мурманска, хотел успеть на рейс, но, конечно, опоздал. Не было ни рубля, ни теплой одежды, и это в конце ноября. В Петрозаводске проводница сжалилась, дала тысячу рублей, он купил буханку хлеба, ел несколько дней.
     Да, жизни моряков уродуются не только на судах. Удивляешься их стойкости, но наборы болезней ужасают своей спецификой. Такого я нагляделся в этом приемном отделении: язвы желудка – в 20, носовые кровотечения – в 25, а простатиты сплошь почти у всех – к тридцати годам. И над всем  этим – неумеренность алкоголя, заливание страданий водкой. Травятся некачественным спиртом в обход приказам по флотам – нет чтобы продавать в лавочках нормальное вино и пиво… Те же отрыжки коммунистического режима…
     Вот попался и коллега, судовой врач. 48 лет, но видуха под шестьдесят и типичная алкогольная психика – заносчив, хвастлив, неумеренно смешлив. Печень его опустилась далеко ниже нормы и сердце не в ритме – с тем и доставлен на «скорой».
     Неужели и меня такое ждет? Может, с морем пора завязывать, как этот молодцеватый подтянутый лейтенант? Что –то узнаваемое в его облике… Ба! Да это же второй штурман из моего второго рейса. Помню, как он «резал» брандспойтом негров со слипа, которые лезли со всех сторон из своих лодчонок в Дакаре. Теперь вот страж порядка.
       Во время работы в приемном покое я встретил моряков из всех своих прошлых рейсов. И составилась у меня тогда в голове как бы идеальная команда. Со старпомом из первого рейса, потому что в день рыбацкого праздника он ходил по каютам и всех поздравлял. С шеф-поваром из второго рейса за  его замечательные шашлыки с соусом и луком. С боцманом из третьего, ибо он не жалел ни порошка, ни мыла для экипажа. С начальником радио из четвертого, так как не боялся посылать мои служебные радиограммы без капитанской визы. Вот только капитан никак не подбирается…


Рецензии
Николай! Вся правда о тяжелой судьбе моряков. Понять может тот, кто когда-либо соприкасался с жизнью и бытом этих людей. Труд, связанный с морем, тяжелый. Это потерянные из жизни годы, несмотря на кажущуюся романтику. Спасибо Вам за то, что Вы обратились к этой теме. Она очень актуальна для северян. Удачи и успехов Вам!

Валентина Кабикова   30.10.2017 12:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, за прочтение. Но очерк очень мало. Есть еще и "Записки судового врача" и повесть "Мореход"

Николай Рогожин   30.10.2017 22:00   Заявить о нарушении