Поход без палатки. ч. 8 Опять ресторан?!

 Форос, церквушка, пеший поход в шашлычную на Байдарских Воротах, девушка в мужском туалете...   

   Наступил вечер и этого дня. Сегодня он меласский. В этих краях его время приходит раньше, чем на остальной части крымского полуострова. На южном берегу Крыма (ЮБК) рельеф горной гряды ускоряет его наступление тем, что перехватывает солнце своей тенью и как бы заставляет его раньше садиться за горизонт.

   Не спеша собираюсь и иду к тайнику.  При этом, краем уха подслушал разговор пляжного спасателя с кем-то из обслуживающего персонала. Тот его спрашивал, указывая на меня: «а этот молодой человек разве не с Семёновичем отдыхает?» А я-то думал, что меня приняли за своего. Вероятно, когда я спускался или на самом пляже меня прикрыло соседство какого-то местного Семёновича. Дорога назад также обошлась без общения с охраной, и я благополучно вышел на трассу. Прогулялся в тоннеле под драконом и добрался до посёлка Кастрополь. Тут я решил сегодня цивилизованно поужинать. Заказал в кафешке на набережной суп и салат с  мясным стейком. А на закуску заказал два чебурека  в татарском киоске. Не знаю как сейчас, а в те годы их великолепно готовила одна татарская семья. Особенно вкусными у них получались чебуреки с двойной начинкой из сыра и мяса. С пылу, с жару, сочные, приправленные местными специями они были просто объедение.


    Следующий день выдался пасмурным. Со стороны полуострова за горы зацепились тёмные мрачные дождевые облака. Они накапливали массу, что бы найти силы перебраться через скалы. В этом-то и заключается особенность микроклимата ЮБК – тут больше всего солнечных дней. На территории всего Крыма могут лить дожди, а тут может быть солнечная погода. По крайней мере, сюда они летом приходят в последнюю очередь и ненадолго. Для меня пасмурная, но не дождливая погода – подарок для длительных пеших прогулок. Принимаю решение посетить перевал Байдарские ворота над Форосом.

   К нему добираюсь маршруткой, чтобы правильно рассчитать свои силы. Мне предстоит пеший несколько часовый подъём на высоту 503 м. над уровнем моря. Дорога через горный перевал проложена по заданию генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова. Это кратчайший путь из ЮБК до Байдарской долины (в переводе с турецкого "богатая долина"), которая в некоторых туристических каталогах заявлена, как крымская Швейцария. При его закладке люди использовали естественное понижение рельефа местности между горами Чху-Баир (705м.) и Челеби (657м.).  В 1848 году в честь завершения дорожных работ на этом участке установлена триумфальная арка и две смотровые площадки, с которых открывается живописный панорамный вид на морской форосский берег и Байдарскую долину. Со стороны моря на высоте 400 м. одиноким стражем «парит» над скалами белоснежная стройная церковь  Воскресения Христова, которую в 1892 году над своим форосским имением основал миллионер Александр Григорьевич Кузнецов. Далеко видны сверкающие «звёздочками» её золотые купола. Мимо этого радостного зрелища невозможно проехать и проплыть, чтобы не залюбоваться. Фундамент этого здания покоится на обрывистом горном утёсе с нарядным названием Красная скала. Эта церковь возведена в честь «чудесного спасения» царской семьи Александра III во время железнодорожного крушения, которое произошло в 1888 году.

    Будучи крупнейшим российским чайным магнатом, Кузнецов, не преминул украсить жестяные коробки со своим товаром изображением этой церкви, которое стало фактически торговой маркой. Этот известный меценат-благотворитель умер в 1895 году в сорокалетнем возрасте от туберкулёза. Можно сказать, что он оставил и о себе архитектурную память в виде этого замечательного строения, которым довелось ему любоваться всего три года своей жизни. А её проза такова, что никакими благими делами и деньгами не купить удачу и здоровье. Поэтому выходит, что нужно максимально насыщено и продуктивно использовать отпущенное время, не откладывая жизнь на-потом. Хотя есть отдельные примеры победы над смертельными недугами, когда люди искренне и с максимальной отдачей стремились успеть сделать что-то очень важное и полезное для других.  При этом у них высвобождался внутренний потенциал такой силы, что его энергии неожиданно хватало и на преодоление своих проблем.

  Но такого чуда не произошло с Кузнецовым. Жаль, что такой человек не смог защитить себя от болезни. Он мог бы принести ещё много пользы своему Отечеству.

  Как и его легендарный дед, Алексей Семенович Губкин, который был основателем этой чайной империи, Александр Кузнецов тоже много занимался благотворительностью. Продолжая традиции русского купечества, ему удалось оставить о себе память не только благодаря строительству церкви над Форосом.
 
   Свою первую церковь он построил возле могилы своего деда в городе Кунгуре Пермской губернии. В отличие от деда, будучи образованным человеком, А. Кузнецов оплатил перевод и издание в России многих сочинений греческих историков, поэтов и мыслителей.

   На его деньги в 1892 году издаётся фундаментальная книга "Чай и чайная торговля в России и других государствах".  Кузнецов финансирует строительство народных училищ, сельских школ, биостанции в Севастополе. Обустраивает ялтинскую прогимназию и больницы Московской губернии.

   Лично для меня во всём этом примечательно, прежде всего, то, что в те далёкие времена понятие благотворительность имело совершенно другой смысл. Если уж кто-то занимался благими делами, то он делал это за СВОИ деньги, а не брал средства из государственного бюджета, пропорционально возможностям своей должности или из каких-то партийных фондов, загадочных источником своего финансового наполнения. Как это обычно принято в наши дни. Наивно конечно идеализировать старые времена. Например, тот же А. Кузнецов боролся с нечистоплотными чаеторговцами Поповыми, которые при продаже перемешивали свежий чай с высушенным спитым чаем. Чем существенно дискредитировали сам продукт. Или Н. В. Гоголь в своём бессмертном произведении «Мёртвые души» красочно описал, как выросли по всему городу частные дома чиновников из кирпича, украденного при строительстве казённого дома. Авантюризм и воровство – вечные спутники человечества.

   Просто в те  времена слово «благотворительность» было, прежде всего, связано с такими старомодными в наше время понятиями, как  «совесть» и «честь», а потом уже с политической целесообразностью. К сожалению, в наши дни эта самая политическая целесообразность оправдывает любые средства к достижению демократической цели.


   Вот такая история живёт в этих местах, которые я задумал измерить шагами. Такие незаурядные личности тут оставили свой след.
 
    Горный дорожный серпантин Байдарского перевала не вызвал у меня каких-то особенно ярких впечатлений. На фоне других крымских перевалов. Например, подъём по горной дороге направления Ялта-Бахчисарай намного живописней. Он расположен над самой Ялтой, но уже свернув за первые несколько его поворотов, оказываешься в плотных стенах зелёного хвойного туннеля из высоких мачтовых сосен, которые надёжно скрывают путника от солнечных лучей и городского пейзажа. Да так надёжно, что, кажется,  никакого города и близко быть не может. Всё внимание приковано только к туннелю и если бы не снующие вверх или вниз машины эта дорога была бы идеальным местом для прогулок. Хотя в Крыму некрасивых мест нет. Преодоление любого из перевалов даёт путешественнику счастливую возможность окинуть взором общую живописную крымскую панораму как минимум с высоты птичьего полёта. В этом пейзаже будет всё связано с морем: «море» белых облаков на голубом небесном фоне, «море» береговой зелени, сверкающий на солнце морской горизонт и окаменевшая волна скалистого крымского гребня,  застывшая при набеге на прохладные воды Чёрного моря.

   Горный серпантин дороги на Байдарский перевал видит мало пешего люда, поэтому щедро кормит редкого путника ежевикой, тёрном, дикими яблоками, алычой и кизилом. А ближе к осени и грибочков подкинет вдоволь. Идти по этой дороге в солнечный день будет сложнее. Потому, что его зелёный туннель пореже будет ялтинского. Но пейзаж за его стенами всё равно будет не забываемый и неповторимый. Да и крымские певцы тут изрядно стараются – целые симфонии цикады с птицами закатывают. Ещё один приятный момент, весьма немаловажный для пешехода – тут меньше снуёт машин, а значит воздух чище, меньше инородных звуков и нет искусственных источников раздражения.

   Умиротворённое настроение обеспечит нахождение на церковной смотровой площадке. Тут можно стоять бесконечно долго, любуясь пейзажем. Вершина самого Байдарского перевала ценна, прежде всего, своей уникальной двойной панорамой – с одной стороны вид на море и береговую линию, а с другой стороны вид на живописную Байдарскую долину. Из всех береговых перевалов трудно выделить какую-то одну самую красивую двойную панораму, все они по-своему неповторимы и уникальны. Все приятно радуют глаз путника.

   Вблизи дороги на вершине любого берегового перевала царит шумная человеческая кутерьма: шашлычных, кафешек и торговых лавок. Мне это не интересно, меня это отвлекает от созерцания местной природы. Поэтому обычно предпочитаю отходить от этого искусственного балагана в сторону. Но так как в этот раз я нахожусь на скромном туристическом пайке, принимаю решение попробовать хвалёную местную кухню, что бы немного внести кулинарного разнообразия в мой дикий поход. Сделал заказ и пошёл в ресторанный туалет, что бы вымыть руки с дороги и ополоснуть лицо от пота. Но не так просто в Крыму по ресторанам ходить. Раз ты тут оказался, значит, у тебя есть деньги на самый разнообразный отдых. Ресторан это не библиотека или пыльный музей, тут алкогольные пары витают в головах, раскрепощая мозг. Если усиленно раскрепоститься, то за него начинают думать другие активные органы туловища и человек готов на любые приключения.

   Два таких местных «приключения» на «любую тему» в коротких юбках пытались привлечь к себе моё внимание. Но я пьян не от вина, а от созерцания природы, поэтому мои мозги на месте и зрение меня не подводит. Я ценю женское общество, но сейчас хорошо вижу, кто стоит передо мной, и ориентируюсь в качестве этого «товара». Вежливо игнорирую это видение и всё-таки захожу туда, куда шёл. Но даже тут меня умудрилась настичь местная индустрия телесной «любви».

   Одна из «видений» зашла следом за мной. И долго распиналась о том, что она перепутала мужской туалет с женским, что она уже много выпила и не против любой самой «романтической» прогулки в ближайшие кусты. В общем в такой обстановке мне ещё не приходилось мыть руки. Подобные встречи – плата за возможность жить под тенью цивилизации. После этого мне ещё больше хочется соскочить с цивилизованного конвейера городской жизни, и  окунутся в натуральную естественную природную среду.

    За несколько дней моего дикого отдыха было уже чудно как-то сидеть за столом, есть суп не из кружки, пользоваться вилкой, пить из прозрачных стеклянных фужеров. Тебе всё подают на блюдечке, ничего не нужно самому готовить, не твоя проблема и грязная посуда. Не спорю, есть преимущества в цивилизованной жизни, главное знать им меру, главное, чтобы они не подменили само понятие жизни.

    Шашлык мне запомнился больше всего. Его аромат во рту долго сопровождал меня при обратном спуске. Всё пока идёт хорошо вот только погода хмурится дождевыми облаками. В любой момент может пролиться дождь. И это хорошо, если он только прольётся, а если зарядит, то тогда только держись. Не встречал туристов, обожающих дождь. Он может только радовать путника где-нибудь посреди безводной степи. Хотя всё это естественные проявления природы, которые я только, что так горячо нахваливал. В чём дело братишка?  Бери и сливайся с природой. Ты же об этом так долго мечтал. Я не против слияния, была бы экипировка, но вот тут-то и есть небольшая проблемка – налегке это и есть налегке.

    В моём случае нужно успеть до начала дождя постелить на сухое место матрас, чтобы не делать это под дождём. Иначе вся постель будет мокрой. Неплохо запастись на утро сухими дровами и как-то укрыть их от дождя. Если бы была стационарная палатка, всё это не являлось бы большой проблемой. Но я сам по доброй воле выбрал этот путь, а значит, мне нужно его пройти. Пока я был в движении, снижение температуры было не очень для меня ощутимо. Но стоило остановиться – я понял, что ночь будет прохладной, поэтому нужно утепляться. На этот случай у меня припасён переносной газетный «свитер» – старый проверенный ещё в армии способ утеплиться. В первый год службы мы обматывались для этого под гимнастёркой газетами и утепляли ими портянки в сапогах. Такой литературный «мех» отлично защищал нас от лютых морозов. В эту ночь мне армейское «ноу-хау» послужит добрую службу. А одеяло и лист полиэтилена помогут лучше сберечь моё тепло туристического бродяги.

     Ночью дождя не было. Место действительно уникальное. Везде в Крыму шёл дождь, а тут на ЮБК не пролилось ни капли. Следующее утро было хмурым, но сухим. Хотя дождь мог начаться в любой момент. Пью утренний чай и собираюсь сегодня посетить Ялту потому, что погода явно нелётная намечается.

     Ялта – шумный курортный город. В разгар летнего сезона праздная толпа отдыхающих битком заполняет городские пляжи. Так плотно, что, кажется, со стороны, будто они все греются, прижавшись, друг к другу спинами. При этом набережная тоже многолюдна и особенно вечером. Главное развлечение тут бродить из одного её конца в другой, рассматривая себе подобных. Не пустуют и остальные улицы Ялты, всюду люди. Сколько же их приезжает в этот город?

    Я редко бываю здесь. Один раз пройтись по набережной в оба конца мне вполне достаточно, а вот параллельными ей старыми улицами люблю побродить подольше. Тут и есть настоящая Ялта. Неплохо наведаться в этот город до начала сезона. Например, захватив конец апреля и начало мая. В этот период уже выдаются тёплые деньки, и распускается фееричное море цветов. Такое впечатление, словно весь Крым украшен яркой разноцветной иллюминацией, к которой головокружительным дополнением, прилагается перенасыщенный густой цветочный аромат.

   Самым уютным местом для съёмного жилья весной мне показался небольшой дом на улице Толстого, который расположился поблизости от примечательной часовни с колоколом. Её хорошо видно и с суши, и со стороны моря. Использовать для жилья территорию возле часовни это не самое удачное решение, но что-то в этом есть назидательное – периодически слышать у себя над головой её невесёлый колокол, напоминающий о бренности жизни. Моря из окон дома, к сожалению не видно, зато хорошо просматривается город и горная ялтинская гряда. Особенно вечером можно долго любоваться разноцветной россыпью мерцающих огней ночного города. Центр, порт и набережная в «двух шагах».

    В этот раз Ялта встретила меня дождём, которому удалось успешно разогнать основную массу отдыхающих. На набережной остались практически одни романтики и влюблённые пары. И это здорово – видеть заинтересованные природой лица близких мне по духу людей. Опустевшая набережная, тщательно вымытая дождём, выглядела по-весеннему. Зелень приобрела более сочные оттенки, море вспенилось белоснежными барашками. Освежённый дождевой водой, роскошный крымский воздух смешался с озоном. В загазованной душной Ялте не всегда так легко дышится. Со всех сторон журчат непонятно откуда набежавшие ручейки небесной воды. Над городом нависли, сползающие с гор тёмные облака. Им надёжно удалось прикрыть собой скалы, оставив Ялту наедине с морем.

    Меня же в этот дождливый день, прежде всего, влекло к себе  кондитерское кафе в конце набережной. Сейчас оно закрыто, а тогда это было лучшее место в Ялте, где по доступным ценам продавали великолепные кондитерские изделия, которыми можно было лакомиться тут же на улице за уютным столиком, запивая отлично приготовленным зерновым кофе. Это кооперативное кафе долго держало свою фирменную марку качества. Всегда было проблемой, какие из пирожных выбрать сегодня.

    Подсластив жизнь и согревшись, горячим кофе, пошёл бродить по городу. Дошёл до первого поворота с набережной и с удовольствием «нырнул» в мир старых ялтинских улиц. Всякий раз, оказываясь перед лицом крымской архитектуры, не перестаю удивляться умению местных строителей рачительно использовать пространство. Сам стиль застройки заимствован у ласточек, которые также искусно лепят свои гнёзда к скалам. Дождливая погода, хороший повод заглянуть в музеи, кинотеатры, пошататься по улицам, кафешкам и магазинам. Заметил, что уже успел соскучиться по музыке. На природе предпочитаю слушать только её естественные звуки. Ну, в крайнем случае, пение под аккомпанемент гитары возле костра. Но в городе это уже совсем другое дело. Тут рок-музыка и классика будут уместной отдушиной и энергетическим эмоциональным стимулом.

    Основательно набродившись по городским джунглям, делаю контрольный заход в облюбованную кондитерскую в конце набережной. Выбираю другой ассортимент пирожных, взбадриваюсь на дорожку горячим кофе и выдвигаюсь в обратный путь.

    «Дома» меня встречает необычное зрелище – двойная радуга, раскинувшаяся над морем. Это значит, что дождь завершён, и солнечная жизнь завтра продолжится снова.

     Забегу немного вперёд. Был у меня один институтский товарищ с соседней кафедры, Володя Шкурат. Выяснилось, что мы с ним, в одно и то же время, отдыхали в Крыму и были соседями. Только он был вместе со своей молодой женой – проводил медовый месяц на съёмной квартире в Кастрополе. Когда я спросил его, как ему понравились мощные грозовые раскаты и двойная радуга после дождя. Он искренне был удивлён, что тогда дождь вообще был. После чего я его в шутку спросил, а знает ли он, что там, где он отдыхал, было ещё и море. Какие претензии к нему можно предъявлять? Человек отнёсся с максимальной ответственностью к первому семейному мероприятию.

    Эту ночь я ночую почти цивилизовано на деревянной «кровати» под навесом. В моей лесной «спальне» сейчас мокрая трава.  А тут случайно узнал, что есть  возможность спать прямо на набережной на стационарных деревянных пляжных топчанах. Странно, но пограничники не беспокоили тут спящих людей. Хотя правда, была другая проблема – сами люди, которые шумно шатались  по набережной до двух или трёх часов ночи («совы» вероятно), а рано утром (часов с пяти) другие  появлялись со своей зарядкой, пробежками и водными процедурами («жаворонки» вероятно). В общем, не сон, а сплошная теория или скорее птичья толпа вероятностей.

      Но мне сейчас ранний подъём на руку.

(продолжение следует) http://www.proza.ru/2017/05/17/1104


Рецензии
С удовольствием читаю все про Крым , потому что сам там бывал очень мало. А о меценатах... Недавно смотрел в Ю-тубе видео фильм о доме российского вице-премьера, возле которого построен целый микрорайон элитных жилых многоэтажек, из которых даже взглянуть на дом чиновника невозможно. Окон нет! Какие уж тут меценаты!

Михаил Бортников   19.03.2018 19:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.