Поход без палатки. ч. 9 Как бросить курить?

                Ай-Петри может помочь бросить курить.

     Пока не установилась жаркая погода можно пешком прогуляться на Ай-Петри – обязательное место посещения при каждом моём визите в Крым. Для этого похода не нужна особенная экипировка, нет необходимости куда-то специально добираться на перекладных – маршрут в черте города. Его в любой момент можно прервать и подъехать наверх или вернуться на автотранспорте назад. Для неподготовленного человека – этот маршрут по времени может занять целый световой день, с учётом остановок на отдых и перекус.

    Выпиваю, свой утренний чай и поднимаюсь на верхнюю дорогу. Автобусом добираюсь до Ялты и вот я у подножия горного серпантина ведущего на Ай-Петри. Это шоссе направления Ялта-Бахчисарай. Решительно начинаю преодолевать поворот за поворотом. По узкой асфальтированной дороге идти удобно, это не сыпучая горбатая горная тропинка, но вот нагрузка на мышцы ног мне всё равно будет обеспечена приличная потому, что этот маршрут представляет собой затяжной зигзагообразный многочасовый подъём. На высоту 1100 метров, а там для закрепления пройденного, как говорят учителя в школе, у меня есть привычка «пробежаться» (раз уж я здесь) на вершину самого "Ай-Петри", а это уже высота 1234 метра над уровнем моря.
 
     Бесконечно много раз могу ходить этим маршрутом. Очень уж приятна мне прохлада и воздух этого зелёного туннеля, так живописно украшенного осколками скал, разбросанным  по всей его длине. Высокие крымские сосны надёжно прячут путника от ветра и палящего солнца. В его тенистой чаще стойко закрепился какой-то свой неповторимый воздушный аромат. Настолько сильно разбавленный коктейлем из цветочных запахов, что с непривычки начинает кружиться голова. У городского жителя она может закружиться ещё и от переизбытка кислорода в воздухе. Повышенная нагрузка при длительном пешем подъёме увеличивает частоту дыхания. Качественный состав местного воздуха увеличивает содержание кислорода в лёгких. Но оказывается, когда его слишком много это тоже плохо потому, что при этом нарушается норма содержания углекислого газа в крови. В её составе должно быть около 6% СО2 . С возрастом у человека этот показатель снижается и может доходить до  3,5% - это минимальный порог за которым уже начинается такое состояние, как гипокапния. Его симптомы – головокружение и потеря сознания в конечной стадии проявления. Уменьшение уровня углекислоты влечёт за собой значительное нарушение биохимического баланса в тканях организма. При состоянии гипокапнии снижется проходимость крови, за счёт сужения  сосудов головного мозга - это защитная реакция организма против уменьшения концентрации углекислоты в тканях. В мозг поступает меньше крови, что приводит к гипоксии, т.е. начинается уже и кислородное голодание, как цепная реакция. И это всё происходит на фоне переизбытка кислорода – таков биохимический дыхательный парадокс!? Начальный этап гипоксии  – потеря сознания, конечный – омертвение тканей головного мозга. Вот такой, оказывается, «вкусный» и полезный этот СО2 .

   Ничего лишнего нет в природе. Получается, что для горного путника даже полезны, часто проезжающие тут автомобили, которые так сильно загазовывают местный воздух и рёвом моторов вторгаются в природную тишину. Это прямо как по мотивам старого анекдота про фашистскую автомобильную газовую камеру, в которой не смогли задушить привычных к загазованному воздуху жителей фабричной слободки. В реальной жизни не раз приходилось наблюдать, как выхлопные газы, работающего автомобиля, «лечили» горные головокружения в пешем походе. Вот такие странности выявляются, если нарушить химические нормы жизни, установленные природой.

    Эти размышления о газообменных процессах натолкнули меня на одну загадочную тему. Поэтому не удержусь от ещё одного небольшого отступления. Для этого мне придётся «вернуться» в повествовании на двадцать два года назад и «забежать» на семь лет вперёд. Да простит меня за это читатель. А собственно чего я «парюсь» - рассказ мой, что хочу, то и пишу. Кому интересно – тот прочтёт до конца, а кому неинтересно, тот давно отложил мою книгу и читает другую, более интересную и содержательную, на его взгляд. Лишь бы не вышло, как сказал Марк Твен: «Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.».

     Итак, новая попутная тема в нашем совместном пути по страницам этого рассказа. Я бы её озаглавил так.


                Кислородный способ бросания курить.

     Курить я начал с шести лет. Это конец 60-х годов. Мне тогда казалось, что это единственный самый быстрый способ, если не вырасти, то хотя бы выглядеть взрослее. Ведь все взрослые солидные мужчины только и делают, что курят, мужественно прищуривая один глаз от едкого табачного дыма. Эта «полезная» привычка упорно навязывалась с киноэкранов, если там появляется герой, то ему обязательно всунут в рот дымящуюся сигарету, а то и целую сигару, затолкают для большей «мужественности». Все курили: военные разведчики, бравые ковбои, бедовые полицейские, супермены… Это сейчас я понимаю какая лёгкая цель будет в драке у бойца, если перед ним будет махать ножками и ручками курящий супермен. А тогда мне казалось, что табачный дым – это чуть ли не главный источник мужской силы и солидности. Конечно, то детское курение было скорее больше похоже на баловство, переросшее в привычку. С табаком особых проблем не было. Мы подбирали за взрослыми окурки. Большей проблемой  были спички. Первую целую сигарету я выкурил из пачки «Памир», бесхозно оставленной  на столе. На ней символично был изображён путешественник с рюкзаком и посохом, на фоне гор. Это название в шутку переиначено народом, как «нищий в горах».

    «Игры» с никотином у меня были до пятнадцати лет. Получилось так, что я рано начал курить и рано бросил эту привычку. Причём бросил не по доброй воле. Потому, что к этому времени мне уже было понятно шуточное высказывание Марка Твена: "Нет ничего проще, чем бросить курить! Я делал это тысячу раз!".

    «Не добрая» воля проявилась неожиданно. У меня была небольшая коллекция импортных пачек сигарет, тогда это было модно иметь такие увлечения. Всё заграничное в советское время имело ореол первоклассности, и являлось дефицитом. Пачки были запечатанными и хранились на особенный торжественный случай. И этот случай наступил, но был он скорее меланхолический потому, что я поссорился со своей девчонкой. И погрузившись в личные переживания,   распечатывал пачку за пачкой, выкуривая одну сигарету за другой. Не помню точное количество, но выкурено мною тогда было очень много этого табачного травяного зелья. Для усиления эффекта всё это происходило в небольшом не проветриваемом помещении. Эффект получился такой. У меня произошло никотиновое отравление. Почувствовав головокружение и тошноту, я открыл окно, загрёб всю коллекцию в кучу и выбросил её на улицу.

    Как потом оказалось, бросок был очень далёким – я долго после этого не курил. Неделю меня мучила острая височная боль, если рядом со мной кто-то закуривал. У меня появилось стойкое отвращение к никотину и его непереносимость. Потом боль прошла, а отвращение осталось. Вскоре я начал усиленно тренироваться в спортивной секции метания копья. Несколько лет тренировок в школе Олимпийского резерва сформировали меня как легкоатлета. Больших достижений на этом поприще достичь не успел, но правильно бегать и прыгать меня научили. В общем, как-то не до курева было, а в армии не курил принципиально. Потому, что никогда не был любителем стадного чувства. Потом были усиленные занятия карате и кикбоксингом. А вот в середине грозных девяностых незаметно для себя соскочил с верной жизненной тропинки – стал покуривать дорогие сигареты и сигары. Так мы с компаньонами отмечали успехи в бизнесе и то, что живыми выходили из передряг.

    Совсем скоро я неожиданно для себя обнаружил на своём столе почти ежедневную пачку сигарет «Прилуки», а это уже повседневное курево в «чистом» виде. Вот такое серьёзное баловство затеялось у меня опять с никотином в течение приблизительно двух лет. Повод для этого человек всегда отыщет: то на радостях закурить, то во время тревог и переживаний успокоить нервы, то эмоциональный стресс снять, то для компании.

     Спас меня от этого нового увлечения святой «дедушка» Ай-Петри. Произошло это крайне неожиданно и загадочно. Даже в принципе и рассказать нечего, а тем более объяснить. Просто в один из своих пеших походов по горному серпантину шоссе направления Ялта-Бахчисарай я намеревался подняться из Ялты на Ай-Петри.

     Всё было как обычно, единственно, в этом многочасовом походе мною была поставлена задача - не останавливаться на перекуры и тем более не курить на ходу. Т.е. я долго обходился без никотина, полностью сосредоточившись на скоростном пешеходном преодолении этого затяжного подъёма в условиях интенсивного дыхания уникальным местным хвойным воздухом. Ощущения во время такой ходьбы были самые разные потому, что курильщик и активное движение - состояния антагонистичные. В общем, кислорода интенсивно наглотался вдоволь, даже, наверное, больше нормы. Очень хотелось остановиться и закурить для «отдыха», но этого себе не позволил ни разу. Один только раз остановился для того, что бы напиться и пополнить запас родниковой воды – это весь отдых. Так и дошёл до самой вершины горы Ай-Петри. Немного там постоял, полюбовался живописным видом окрестных мест с высоты птичьего полёта, да ещё провентилировал лёгкие вольным свежим горным ветром – наверху была ветреная погода. Мне, наверное, мало в этот день показалось кислорода в воздухе?!

    Когда я спустился немного ниже на плато для ночёвки в туристическом приюте, был неожиданно удивлён тем, что пачка сигарет у меня осталась так и не распечатанной.  Хотя я уже давно мог закурить после преодоления подъёма. И самое главное открытие того дня – мне и НЕ ХОЧЕТЬСЯ курить! Это состояние осталось у меня по сей день. Не понимаю, как мне за одну эту прогулку удалось освободиться от этой цепкой привычки и расстаться с никотиновой зависимостью. Научного объяснения у меня нет, просто мистика какая-то.

     Если кто-то курит рядом, то у меня сейчас возникает только одно ощущение – досада на то, что человек не ценит короткое время жизни, которое отпущено всем нам для того, что бы мы дышали свежим чистым воздухом. Курящий человек ворует физические возможности своего организма и других людей, тех, кто вынужден с ним находиться рядом. Он не принадлежит себе, никотин – хозяин его тела, режима дня, манеры поведения. Тот, кто курит, не может прочувствовать всей подлинной гаммы вкуса и аромата. Запах его поцелуя превращён в никотиновое зловоние, которое приходится малоуспешно маскировать жвачками и освежителями дыхания. Тем более точно знаю, что основная масса курильщиков мечтает бросить курить. Не знаю вправе ли я советовать и предлагать свой опыт, но если он кому-то поможет, буду только рад.

    Но вернусь после этого пространного отступления «назад» в горный пеший поход на Ай-Петри 1989 года. Как мы выяснили злополучный СО2 может быть не только «злым», но и «добрым». Главное знать меру. Основная претензия к автотранспорту на этом извилистом горном серпантине, всё-таки, прежде всего в безопасности движения. Потому, что автомашина сама по себе является средством  повышенной опасности, которое ещё к тому же может оказаться в руках водителей-лихачей или неопытных гостей-степняков. Узкая горная дорога ограничивает возможность маневрирования потому, что её полотно втиснули между обрывом и отвесными стенами скал, густо заросшими зеленью кустарников. Наклонные относительно прямолинейные участки пути заканчиваются  резкими поворотами,  с крутым кратковременным подъёмом в условиях ограниченной видимости. Этот манёвр больше похож на разворот в тумане. Поэтому из своего автомобильного опыта могу порекомендовать следующее. Подъезжая к такому месту, нужно выключить автомагнитолу, прекратить все разговоры в салоне, открыть окно и внимательно слушать, что происходит за поворотом. Если нет шума двигателя встречного автомобиля, только тогда можно осторожно начинать поворачивать. Если шум есть – лучше уступить дорогу, максимально прижавшись к обочине.  Такая горная вежливость – один из залогов успешного прибытия в конечный пункт поездки. Работает это правило и для пешехода. Только ему ещё нужно слышать и то, что происходит у него за спиной, что бы успеть среагировать на внештатную авто-ситуацию, если такая возникнет. Вообще желательно всегда держать в поле зрения все движущиеся возле себя автомобили. Причём это правило полезно и в «безопасных» городских условиях. В период вечерних сумерек и ночью лучше вообще прекращать движение, а если нет такой возможности, то нужно полностью уйти с дорожного полотна при движении встречной машины. В такое время суток, от ослепления фарами обязательно нужно защищать свои глаза кепкой с козырьком. Неплохо иметь и светоотражательные полосы на одежде. Ещё один важный «залог» хочу отметить. На ВСЕЙ протяжённости горной дороги необходимо неукоснительно соблюдать основное правило движения пешехода  по проезжей части – перемещение осуществляется ТОЛЬКО навстречу движению автотранспорта и ТОЛЬКО по обочине или краю дорожного полотна.  В местных условиях это важно как нигде больше потому, что слишком много доморощенных «каскадёров» носится сломя голову по узким горным дорогам. Причём, высказывание «сломя голову» характеризует обстановку как в переносном, так и в прямом смысле – слишком много венков вдоль дороги свидетельствует об этом. Наверное, азарт преодоления сложной трассы провоцирует бесшабашного водителя неоправданно рисковать своей и чужими жизнями. Поэтому я так настоятельно советую быть внимательными в пути.

     Чем выше поднимаюсь по дороге, тем живописнее становится пейзаж. Прохожу мимо площадки для автотранспорта, от которой вправо «убегает» пешеходная дорожка на водопад Учан-Су. Летом он робко струится со своей высоты, немного оживляясь при  дожде. Во всей красе его можно наблюдать только весной при таянии снега на яйле или во время осенних ливней. Этот водопад – самый большой в Украине. Он сформировался на высоте 390 м над уровнем моря, высота падения его воды - 98 метров. Поэтому, когда он оживает, шум его водяного потока  слышен очень далеко. Это очень красивое зрелище – высокая струя прозрачной воды на фоне изумрудного замшелого  каменного ложа. Старое греческое название водопада точнее описывает его внешний вид – «Кремасто-Неро» («Висячая вода»). Хотя и новое крымско-татарское – «Учан-Су» («Летящая вода») тоже подходит для описания его парящей водяной «пыли», которая образуется при падении водного потока с почти стометровой высоты. Вверху есть ещё водопады, но это самый высокий из них. Мне не приходилось видеть их. Поэтому нужно как-то спланировать поход по одноимённой реке Учан-Су, что бы взглянуть хотя бы ещё и на шестнадцати метровый водопад, говорят, есть там такой.

     Ещё выше по шоссе – известный ресторан «Караголь», его закроют в будущем  на неопределённое время. С этого места начинается самый красивый участок пути длиной приблизительно в четыре часа неспешного шага. Кажется, бесконечно могу вглядываться сквозь зелёные стены этого природного коридора, что бы полюбоваться тенистым пейзажем горного леса. Тут особенно высокие и могучие крымские сосны величаво растут по всему горному склону. Живописнее береговой морской пейзаж, который можно «подсмотреть» со смотровых площадок сквозь густую лесную крону. Здесь уже меньше проезжает машин, больше поющих птиц, гуще растут придорожные цветы и кизил. 

    Как-то осенью, мы, тут медленно прогуливаясь вдоль дороги, набрали себе на ужин приличную «коллекцию» грибов. Где-то впереди маячит самая нарядная  смотровая площадка – «серебряная беседка», которой самой можно любоваться зимой в солнечный день, когда её раскрасит сверкающий иней на морозе. Ближе к перевалу, замечено одно озадачивающее явление. Визуально до конца пути уже «рукой подать» - видна даже вершина горного гребня, а поворот дороги сменяется всё новым и новым зигзагом и это, кажется, совсем не приближает путника к конечной цели. Наоборот создаётся впечатление топтания на месте. Эффект нетерпения усиливает и усталость от пройденного пути. Но вот и долгожданный родничок – можно пополнить запас питьевой воды и освежиться. Это приятный хозяйственный повод остановиться и перевести дух перед последним марш-броском. Заметил, что на этом отрезке пути уже никто не любуется особенно береговыми пейзажами – все взгляды устремлены вверх. Зрение обостряется, подгоняемое  надеждой увидеть за очередным поворотом знакомые очертания местных строений. Поэтому глоток студёной родниковой воды, леденящей зубы, кажется особенно вкусным. И воспринимается, как глоток шампанского, в честь ознаменования фактического окончания пути – уже скоро перевал. Набираешь полные ладони прозрачной воды и  решительным движением освежаешь ею лицо. Много раз отмечал, что таким способом необъяснимо быстро снимается груз усталости. Вроде только лицо ополоснул, а бодрость наполнила всё тело и ты готов, наверное, пройти одним махом ещё один такой путь.



Продолжение: "Поход без палатки. ч. 9.1 Над облаками" http://proza.ru/2020/06/02/728


Рецензии
С интересом прочитала, спасибо!
С уважением,

Анастасия Павлова-Драчёнова   21.10.2021 04:50     Заявить о нарушении
В 02:32 было закончено чтение двух авторских "бестселлеров", а в 04:50 уже (!!?) начат просмотр нового текста, который завершился этим резюме.
Положительные эмоции - это здорово, но мне здесь остаётся надеяться на то, что не мои рассказики ваш сон украли (улыбаюсь). У меня даже такая рубрика есть "Чтение - это вредная привычка" (улыбаюсь)
Будьте здоровы.

Виктор Комосов   21.10.2021 07:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.