Дверь

   Если разобраться, то любой предмет окружающей нас действительности заслуживает внимания. Вглядишься и увидишь его совсем в другом свете. Я имею в виду не нечто умозрительное или фантастичное. Хотя, пожалуй, и фантастичное тут неподалеку.
   Возьмем дверь. Ну, казалось бы, обыденная вещь. Всем понятно, из чего она и для чего. Но вот выплывает из памяти вдруг такое, что поневоле задумываешься и в голову приходят всякие умные слова - экзистенциональность, явная и скрытая суть и Бог знает, что еще. Вы думаете: "Ну что тут мудреного?" Купил дверь и поставил ее на место, снабдил замком - и спи спокойно, никто не потревожит твой обывательский сон.  Но ведь и у двери могут быть своя судьба и скрытое предназначение. Не верите?  Ну так я вам расскажу быль, где каждое слово - чистая правда.
   Двери ведь тоже, как и все существа, различаются внешним видом, составом, характером и причудами. Все мы помним из нашего советского прошлого, как часто в дверь с надписью "Вход" нельзя было войти, равно, как и невозможно было выйти через дверь с надписью "Выход". Кто это подстраивал, какую цель преследовал, навряд ли кто знает. Кому-то и для чего-то это было нужно. Но вот кому и для чего? Сто лет будете голову ломать - не отгадаете.
Но это еще не все "дверные" причуды. Помню, как пришла я в поликлинику анализы сдавать. Сказали, что это в подвальном помещении. Я пришла туда пораньше, чтобы первой в очереди быть. Там было несколько дверей. И на самой первой была надпись "Тебе туда надо?" Конечно, вы не верите. Думаете, что я нарочно, для смеха это придумала. Я сама оторопела. Ну, думаю, дела. Так грубо и неделикатно в государственном учреждении тыкают в нос. Дескать, не ломись сюда. Тебе тут ничего не перепадёт.
   Другой случай. Договорилась я с приятельницей о том, что в субботу загляну к ней на чаёк поболтать о том, о сем. Вхожу в парадную, а света нет. Ни на одном этаже лампочки не горят. Этажей было девять. Подруга жила на девятом. Да и лифт не работал. Пришлось пробираться вверх по стеночке. Времена были перестроечные, криминальные. Страшновато в чужом доме, да без света. Вдруг в темноте злоумышленник прячется. Но обошлось. Нащупала я ее дверь, позвонила. Открывает она и вижу я, что дверь у нее не простая, примитивная, а с "глазком". Чтобы можно было в него посмотреть и удостовериться, что за дверью свой человек, а не ворюга какой-нибудь. Замечательное изобретение  - "глазок". Но у этой двери "глазок" был не в верхней части, а почти у пола. Зачем так? Никто не знает. Подруга хотела дверь? - Хотела. - Заказала? - Заказала. Рабочие привезли и поставили. А про глазок она ведь отдельно не пояснила. Думала, мол и так ясно, где он должен быть. Ан нет! Может, работяги подумали, что так ей веселее будет. Да, и вроде зарядки, чтоб не зажирела. Хочешь посмотреть, кто за дверью? Изволь сделать упражнение с наклоном туловища вниз. Скажи спасибо работягам. Стройность сохранишь.
   Ну и совсем уж чудная история с дверью произошла в нашей семье. Дело было так.   Это случилось еще до развала Союза и получило свое продолжение в перестроечные годы. Однажды в дверь нашей квартиры позвонили. Я открыла, не опасаясь. Во-первых, это было днем, во-вторых, я была дома не одна и, в-третьих, что, пожалуй, важнее, вал преступности еще не захлестнул наш город. В проеме двери я увидела двух грузчиков, поддерживающих массивную, так называемую двойную дверь в картонной упаковке. Тогда многие стали ставить в своих квартирах вторую дверь - для тепла и как дополнительную защиту от грабителей. Рабочие спросили: "Можно пока оставить эту дверь у вас, так как ваших соседей, которые ее заказали, сейчас нет дома, а у нас много других заказов. Соседей я знала. Это была приличная семья - мать и взрослые, но безсемейные брат и сестра. Я согласилась: "Конечно. Я им вечером скажу, чтобы они ее забрали." Вечером я с легким сердцем позвонила в соседскую дверь и, улыбаясь, сказала: "Заберите свою дверь. Вас не было днем дома, и грузчики оставили ее у нас."  Немая пауза. Затем я с изумлением услышала, что соседи не заказывали никакой двери. Я тоже изумилась. Ну, думаю, наверное, этаж перепутали. Спустилась ниже этажом, поднялась выше. Результат один - никто двери не заказывал. С досадой решила обойти все квартиры нашего девятиэтажного дома. Бесполезно. Никто не хотел брать чужую дверь. Хотя дверь была очень прочная, сделана на совесть.
Мне, конечно, уже поднадоела эта "дверная" история. Но что же делать? Ведь кто-то ее заказал, заплатил деньги и ждет доставки. Сообразила, что, возможно, грузчики перепутали не этаж и квартиру, а корпус. Три дома имели один и тот же номер дома, но разные номера корпусов. Наш корпус был второй.  Ничего не оставалось, как попробовать избавиться от двери, обойдя квартиры жильцов двух других корпусов. Усталая и раздосадованная вернулась я домой. И в других корпусах никто не хотел брать двери. Никто ее не заказывал и даже не позарился на халявную дверь. Тогда я позвонила в справочную службу и узнала адрес мастерской по изготовлению дверей в нашем районе. Решила сходить туда на следующий день сама, не доверяя телефону. Завтрашний день ситуацию не прояснил. В мастерской мне сказали, что в тот день они вообще никому не доставляли дверей. Прямо мистика какая-то. Посовещавшись всей семьей, решили оставить эту дверь стоять в нашей прихожей. Ведь ясно, что не получив двери, клиент, заказавший ее, пойдет выяснять у изготовителей, и рабочие скажут по какому адресу они ее доставили.
   Прошло три года. Никто не явился. Дверь мешала. Она была массивная и громоздкая. Долго мы с непривычки набивали об нее синяки   Как-то, в день моего рождения мы хлопотали на кухне, готовя закуски, а потом в гостиной начали раздвигать обеденный стол к приходу гостей. Как вдруг стол рухнул. Он был не новый и неважного качества. Что делать? Как-то вдруг вспомнилась дверь. Решили положить ее на пол, накрыть скатертью, а вокруг положить диванные подушки. Устроили прием по-восточному. Дверь пригодилась. Затем стол починили, а дверь снова водворили в прихожую.
   Прошло еще два года. Наступила перестройка. Сын женился. Молодожены начали ремонтировать квартиру, обустраивать ее на свой манер.  К тому времени я уже жила и работала за границей. Как-то, приехав в Питер, я застала очередной ремонтный период, в котором горячее участие принял друг молодоженов, французский биолог, бывший в Питере проездом. Целью его поездки был какой-то научный семинар в Сибири. Общительный француз быстро познакомился с жильцами нашего подъезда от приличной публики до сомнительных личностей, злоупотреблявших алкоголем. Узнав, что пресловутую дверь сын с невесткой решили вынести во двор к мусорным бакам, он предложил сначала попробовать поставить ее на место нашей старой входной двери. Дверь не подошла по габаритам. Тогда он спустился на первый этаж, где жила большая семья, и с помощью языка жестов предложил дверь им. Они дико обрадовались. Дверь доставили к ним. Но увы - там она тоже не подошла. Пришлось вынести ее во двор. Положительный результат все же был. Дружба народов в нашем подъезде заметно окрепла.


Рецензии