Монолог Печорина

                - 1 -

На втором курсе педагогического института нам, будущим учителям русского языка и литературы, в расписании поставили новый факультатив – « Выразительное чтение». Сидеть на занятиях лишний час никому не хотелось, и девчонки нашей группы решили послать старосту группы Таню Кулагину в деканат, чтобы она узнала – обязательное или нет посещение этого факультатива. Но декан факультета Иван Иванович Кормухин нас опередил, и сам пришёл в нашу группу поговорить о новом факультативе.
- Так, уважаемые студенты! Хочу пояснить ситуацию с новым факультативом, - как всегда несколько витиевато начал свою речь декан. – Сей факультатив вам просто необходим! Вы, будущие учителя литературы, должны понимать и правильно читать художественное произведение! И много текстов знать наизусть! Вести факультатив у вас будет Зиновий Ефимович Гронберг – человек просто легендарный! Он уже 30 лет работает в театре драмы! А у нас… Мы его специально для вашего курса пригласили в этом году! Вы сходите к нему на первое занятие и, поверьте, вам не захочется этот факультатив пропускать. То, что будет очень интересно, я вам гарантирую! Факультатив будет всего полгода. Один час в неделю. Вот, пожалуй, и всё, что я хотел вам сказать. Вопросы есть? Вопросов нет! Ну, и отлично!
И декан степенно удалился из аудитории.

                - 2 –

Факультатив «Выразительное чтение», действительно, оказался очень интересным! Преподаватель Зиновий Ефимович Своим артистизмом очаровал нас на первом же занятии. Он так мастерски наизусть рассказал нам рассказ Чехова «Хамелеон», что мы были просто в восторге. Даже наши парни, а их в нашей группе на двадцать девчонок было всего трое, хохотали от души!
- Наши занятия, ребята, мы организуем таким образом, - обратился к нам довольный своим сценическим успехом Зиновий Ефимович. – Начиная с третьего занятия, мы все вместе будем прослушивать одного студента или студентку вашей группы.  Чтение художественного текста наизусть. Это должен быть прозаический отрывок из какого-либо произведения. После прослушивания обсудим, что удалось, что не удалось при чтении! Где какое смысловое ударение нужно сделать, где паузу!  Я думаю, за время наших занятий кто-то из вас откроется с неожиданной стороны для товарищей! Вы должны показать свой литературный «вкус»! Одним словом, небольшой экзамен в театральное училище! А очерёдность мы определим жеребьёвкой!

Неудачницей жеребьёвки оказалась староста Таня Кулагина, ей предстояло выступать первой. А Плетнёву Вадиму все позавидовали, -  ему достался последний 23 номер.

                - 3 –

На Вадима Плетнёва засматривались почти все девчонки нашей группы. Да, и из других групп нашего курса тоже. Вадим был чуть выше среднего роста, широкоплечий, голубоглазый, симпатичный брюнет. Одет он был всегда безупречно,  по моде. Учился прекрасно – почти на одни «пятёрки». А английский язык ему давался так легко, что наша придирчивая «иностранка» Эльвира Михайловна  большую часть урока уделяла именно Вадиму. Ко всему, Вадим был прост и приятен в общении. Он никому не отказывал в помощи по учёбе. Некоторые девчонки именно через «шефскую» помощь хотели закадрить Вадима. Но это ни у кого не получилось. Стали думать, что у Вадима есть девушка на стороне, но его дружок, вечно дурашливый Сашка Лячин, эту гипотезу опроверг. Девчонки продолжали «сохнуть» по Вадиму (особенно сильно страдала от неразделённой любви Ира Чайкина), но Вадим был неприступен и никаких любовных флюидов не чувствовал.

                - 4 –

Учёба наша продолжалась. Занятия на факультативе у Зиновия Ефимовича проходили живо и интересно! Большинство студентов нашей группы получили отличные и хорошие оценки от маэстро. Ну, кое у кого были оплошности. Насмешил всех Сашка Лячин, перевравший текст про Остапа Бендера из «Золотого телёнка». Ошиблась Галинка Полетайкина,  назвав Екатерину из «Грозы» Елизаветой. Не пришёл читать свой текст Валерка Горохов. Наверное, как всегда, не успел подготовить ко времени.
На предпоследнем занятии вышел читать свой художественный текст Вадим Плетнёв.
- Монолог Печорина из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»! – негромко произнёс Вадим. В аудитории воцарилась тишина.
- «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?  -Вадим посмотрел на нас и улыбнулся. - Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моём месте предложил княжне руку и сердце; но надо мною слово ЖЕНИТЬСЯ имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! Моё сердце превращается в камень, и ничто не разогреет его снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? Что мне в ней? Куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего? Право, ровно ничего. Это какой-то врождённый страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчётно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли? Когда я был ещё ребёнком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне СМЕРТЬ ОТ ЗЛОЙ ЖЕНЫ; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что её предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтобы оно сбылось как можно позже.»
Вадим закончил монолог, улыбнувшись, сказал:
- Всё! Благодарю за внимание!
Девчонки молчали. Все были под впечатлением от смысла монолога.
- Ну, что же? Спасибо вам за монолог! Присаживайтесь, пожалуйста! – разрядил обстановку Зиновий Ефимович. – Сейчас мы обсудим и смысл монолога, и ваше выразительное чтение! Но для начала в будущем  мы вам пожелаем добрую жену! Да, девочки?
Девчонки засмеялись и захлопали в ладоши. Обсудить же монолог Плетнёва нам не пришлось. Открылась дверь, и декан, извинившись перед Зиновием  Ефимовичем, предложил нам срочно пройти в актовый зал по приказу ректора.

                - 5 –

Прошло восемь лет.
 Мы впервые съехались на встречу однокурсников. Нашему выпуску было пять лет. Девчонки, живущие в Нижнем Новгороде подсуетились, и встреча наша произошла в прекрасном ресторане «Алмазное ожерелье». Собрались почти все, не было наших мужчин.
- Лячин обещал приехать! – отчитывалась староста Таня Кулагина, ныне Трошина. – Горохов сказал, что немного опоздает, а вот про Вадима Плетнёва ничегошеньки не знаю! Уехал он после института куда-то на Север, но куда, я не знаю.
- Вадим не приедет! – тихо сказала Иринка Чайкина.
- Почему? – удивились все.
- Потому что…, - Ира расплакалась и, закрыв лицо руками, выбежала из зала. Все сидели потрясённые.
Минут через пять Ира вернулась к нам, и вот что она рассказала:
- Помните наш выпускной вечер? Вадим тогда шутил, смеялся, тосты разные говорил, пожелания всем зачитывал! Перетанцевал со всеми! В конце вечера (помните: тогда после быстрого танца мы пошли на воздух охладиться немного) я призналась в Вадиму в любви! Сейчас-то это я вам говорю открыто и смело, а тогда… Думала, сердце из груди выскочит! Вадим сначала меня крепко обнял, а потом немного отстранился и сказал:
- Иринка! Ты такой человечище! У тебя такая замечательная душа! Из тебя, я уверен, отличная жена получится! Но… Давай останемся с тобой друзьями! Я не хочу тебя обманывать! Извини, но я вижу тебя только другом! Я уезжаю далеко, но, если ты не против, я, наверное, захочу написать тебе письмо! Можно?
- Конечно, можно! А куда ты решил поехать работать?
- Я поеду в далёкий северный город Котлас. От дяди там осталась квартира. Кажется, там северная прибавка! Поработаю годочка три и назад в среднюю полосу России.

Из Котласа Вадим прислал мне всего два письма. В первом писал, что устроился хорошо. Даже директором где-то в районе сразу предлагали поработать, но он отказался.
А во втором письме, это было уже через два года после выпуска, Вадим писал, что встретил изумительную женщину и влюбился как школьник! По восторженному  тону письма, я поняла, что, действительно, он встретил женщину, которая его покорила!
Больше от него писем не было! И вот месяцев шесть назад приходит ко мне письмо какое-то странное. Почерк чужой, - не пойму от кого! Оказалось, письмо от Сони – старшей сестры Вадима. Я это письмо знаю наизусть! Соня писала:
«Милая девушка!
 Я не знаю Вас, но, мне кажется,  вы сильно любили моего брата Вадима! Это я поняла, прочитав ( вы извините ) ваши письма к нему. Огорчу вас! Вадим погиб! Точнее, его убили! История была такая. Вадим влюбился и женился на женщине, которая была старше его на 8 лет. Её звали Светлана. Светлана была очень красива! Она была из богатой семьи, да и работала в каком-то банке, возглавляя валютный отдел. Свадьбы у Вадима со Светланой не было, что нас, родственников, очень удивило. Они зарегистрировали свои отношения и стали жить. До Вадима у Светланы, оказывается, был любовник – майор полиции. Свои отношения Светлана не прекратила с любовником и после замужества. Однажды Вадим застал их у себя на квартире. Завязалась драка, и полицейский убил Вадима из пистолета «Макаров».
Вадим убит, майора посадили на 8 лет, а Светлана, как говорят, уже нашла себе нового мужчину. Вот такая печальная история. Спасибо Вам за доброе отношение к Вадиму. Если Вы верите в Бога, помолитесь за него. Храни Вас Господь.
Иринка снова расплакалась. Все стали её утешать, кто-то принёс воды, кто-то капал в стакан валерьянку…
В это время в зал буквально влетел слегка полысевший Сашка Лячин.
- Девчонки! «Чуть свет, и я у ваших ног!» Вы чего такие пасмурные? Мне куда садиться-то? Ну-ка, наливайте штрафную директору коррекционной школы! А где Горохов? Где Плетнёв? Где мужики? Я что? Один за них отдуваться буду?


Рецензии
Просто Плетнев был карьеристом./они используют все для достижения своей цели/Только на этот раз он не рассчитал.Богатенькие люди и мораль-это из разных "опер".

Ирина Давыдова 5   22.09.2022 19:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.