Ингредиент счастья

Это мой фанфик на произведение "Колесо" http://www.proza.ru/2017/04/10/161
моего друга Евгения Шпунта.
Поэтому сначала даю его произведение, а ниже - моё.

КОЛЕСО
(Евгений Шпунт)

Корабль вошел в гавань на закате. Почти все жители единственного городка маленького острова сбежались на берег и, возбужденно галдя, наблюдали, как фрегат маневрирует, готовясь встать на якорь. Клонящееся к горизонту солнце окрасило алым его паруса и резало глаза, отражаясь на бронзовых дулах пушек. Высоко не мачте реял имперский штандарт - черный лев, вставший на дыбы на золотом поле.
За всем этим великолепием наблюдал мальчик лет девяти, взобравшись на песчаную дюну чуть в стороне от причала, где собрались островитяне. Ветер с моря трепал его волосы и раздувал штанины широких темно-красных брюк. Раскрыв рот от восхищения, мальчик следил за снуюшими по палубе матросами.
- Нравится? - раздался голос у него за спиной. Мальчик кивнул, не отводя взгляда от берега.
 - Я знаю, о чем ты мечтаешь.
На этот раз он обернулся. Позади стояла сгорбленная старуха с изрезанным морщинами лицом, на котором поблескивали круглые черные глазки. Из-под капюшона ее потрепанного плаща на плечи падали седые пряди, в руке старуха сжимала посох. Ее легко было принять за ведьму, что, похоже, и пришло в голову мальчику - он ойкнул, попятился, и, увязнув в песке, сел на зад.
Старуха усмехнулась.
- Я знаю, о чем ты мечтаешь, - повторила она.
Мальчик поднялся на ноги, заинтересованно и немного испуганно взглянул на нее, склонив голову набок.
- Да? И о чем?
- О море. Ты хочешь стать моряком и плавать на таком вот большом корабле, - старуха указала на корабль пальцем с длинным ногтем, - и побывать в дальних странах... может, даже на самом Имперском острове. Не так?
- Правда, - протянул он. - А... а кто вы такая?
- Я-то? - переспросила старуха. -Я служу Механизму.
 - Это кто - какой-то король?
Взглянув на озадаченное лицо мальчика, она от души рассмеялась.
 - Этого я тебе рассказать не могу - не поймешь. Зато я могу сделать так, чтобы твоя мечта осуществилась. Если, конечно, окажешь мне маленькую услугу. Ты знаешь Тавию?
- Тавию-колдунью? У нас ее все знают.
- Отлично. Я хочу, чтобы ты сбегал к ней домой и передал вот это, - с этими словами старуха извлекла откуда-то из-под плаща мешочек, перевязанный кожаным шнуром. - Скажи, что через пару недель содержимое ей понадобится. Ну как, отнесешь?
Он замешкался. Дом Тавии-колдуньи был не так уж близко, а с фрегата уже сбросили трап и по нему сновали матросы с ящиками и тюками, а на палубе, наблюдая за разгрузкой, стоял смуглый капитан в треугольной шляпе и зеленом с золотом камзоле. Рука его, затянутая в перчатку, покоилась на эфесе настоящей шпаги.
- Мечта, - напомнила старуха.
Мальчик решился. Бросив напоследок взгляд на пристань, он скатился с дюны и припустил бегом вдоль кромки прибоя, оставляя на мокром песке следы босых ног.
Старуха смотрела ему вслед и улыбалась.
Загорелый черноволосый парень в белой матросской форме опустил тяжелый ящик на булыжники причала и приготовился принять из рук товарища новый, но тут капитан прокричал, сложив ладони рупором у рта:
- Перерыв! Перерыв! Отдыхайте пока, сегодня еще напашетесь!
Вздохнув, он утер пот со лба и присел прямо на ящик, разглядывая незнакомый порт и рассеяно теребя серьгу. Но долго прохлаждаться ему не дали.
- Эй! - окликнул парня капитан. - Эй... да, ты! Сбегай мне за табаком. Пару лет назад тут продавали неплохое курево. Лавка Лиссума на улице Дельфина, спроси айшанский сорт. Дорогу у местных узнай, тут недалеко.
 - Да, капитан, - он на лету поймал брошенную монету и смешался с толпой, гудевшей на берегу.
Лиссум все еще продавал айшанский табак, и, выполнив поручение, парень не спеша двинулся обратно в порт. Он шел по шумным, узким улицам, останавливаясь у лавок и глазея на красивых девушек. Засмотревшись на очередную красотку, он не заметил, как из переулка появилась закутанная в плащ фигура и неторопливо заковыляла к нему.
- Мальчик? - темная морщинистая рука тронула его за локоть. Парень обернулся.
 - Прости, мать, милостыни не подаю. У меня совсем мало денег, и те не мои.
- Я знаю, о чем ты мечтаешь.
Голос из-под капюшона заставил его вздрогнуть и отступить на шаг.
- Это ты... вы?
- Узнал, - усмехнулась старуха. - Ну что, мальчик, плаваешь?
 - Да вот, - смущенно кивнул он.
Старуха стала что-то чертить посохом на камнях, которыми была вымощена улица.
 - Десять лет прошло, - заметила она.
- А вы не изменились совсем, - озадаченно проговорил парень.
Она оторвала взгляд от земли и посмотрела на него снизу вверх.
- Спасибо. А ты, я вижу, изменился. В адмиралы метишь?
 - Имперский флот тебе подавай, ни больше, ни меньше. Амбиции у тебя, однако, мальчик...
У парня отвисла челюсть.
- Откуда вы... - выдавил он.
- Откуда знаю -это уже мое дело. Главное, я могу тебе помочь. Хочешь?
Парень кивнул, все еще ошеломленно глядя на нее.
- Вечером налетит буря, - сказала старуха, глядя на небо. - Может статься, что твой корабль отнесет далеко в океан. Может статься, что несколько человек волной смоет за борт. Может, даже самого капитана вместе с помощником. Если это случится, придется тебе взять командование на себя и вести корабль точно на юг.
 - Но я не...
- Придется, так сможешь... Э, ты глянь, как эта девица на тебя смотрит!
Он обернулся, но там, куда указывала старуха, никого не было. А когда хотел спросить, кого же она увидела, оказалось, что фигура в плаще уже растворилась в людском потоке.
В таверне шумная толпа собралась вокруг длинного стола в центре зала, за которым восседал адмирал третьего имперского флота - высокий широкоплечий человек, в густой темной шевелюре которого просвечивали редкие седые пряди. Его черный с серебром камзол был залит вином. Адмирал был вдребезги пьян; подняв над головой полный стакан, он горланил какую-то шутку. Через несколько мгновений стены таверны задрожали от хохота.
Адмирала здесь любили. Несмотря на высокое звание, он совсем не зазнавался и был на одной ноге с обитателями порта и нижнего города - так же, как и со знатью в императорском дворце. Кроме того, адмирал не скупился ни на заказы, ни на чаевые прислуге.
Он приложился к стакану, а когда оторвался от него, увидел стоящую перед собой какую-то старую каргу в обносках и с посохом в руке.
- Я знаю, о чем ты мечтаешь, - сказала она.
Адмирал удивленно вытаращился на нее, потом откинулся на спинку стула и от души расхохотался. Вслед за ним рассмеялись и собутыльники.
 - О чем я мечтаю? Ну,императором я мечтаю стать! А тебе-то какое дело?
- Я могу тебе помочь.
Снова взрыв хохота.
- Не могу... - адмирал смахнул слезы, выступившие на глазах. - Мать, да шутам во дворце у тебя учиться надо. Ну и что ты за помощь попросишь?
Старуха пожала плечами.
- Да ничего. Видишь вон ту парочку в углу?
Все обернулись. За дальним столиком уже довольно набравшийся франт с длинными светлыми волосами и гладко выбритым лицом обжимал сидящую у него на коленях и тоже захмелевшую девицу.
 - Пошли девушке вина, - предложила старуха. - И предложения пересесть за твой стол.
- Сюзи? - скривился адмирал. - Что я, получше шлюхи снять не смогу?
- Давай, - подначил кто-то из собутыльников. - Разоришься, что ли? Ты ей бутылку вина, а она тебе - корону.
Он рассмеялся и, пожав плечами, крикнул подавальщицу.
 - Я тебе запрещаю! - через минуту раздался из угла возмущенный голос франта. Он вскочил, и, одной рукой держа Сюзи за локоть, а другой стуча по столу, орал заплетающимся языком: - Сядь на место! Сядь! Ты хоть знаешь, кто я такой? Ты знаешь, кто мой отец? Я запрещаю!..
Наконец девице, которая была на голову выше его, это надоело и она решительно освободилась, оттолкнув его. Франт замахал руками, пытаясь удержать равновесие, поскользнулся и упал, приложившись затылком о массивную ножку стола. Сидящие по соседству со смехом бросились поднимать его, но тут Сюзи завизжала, прижав ладони к щекам. Вокруг головы франта растекалась темная лужа крови.
Адмирал, будто бы протрезвев, привстал. Приподняв бровь, он глядел на суматоху поднявшуюся вокруг мертвого тела. А затем он повернулся к старухе, и его глаза расширились от удивления. Она стояла перед адмиралом мгновение назад, но сейчас исчезла.
Шаги гулко отдавались эхом в большом нетопленном зале. Высокий человек с длинными седыми волосами и бородой подршел к стоящему на возвышении трону и тяжело опустился в него, кутаясь в меховую мантию.
Зима. Холод. Мрак. Пустота. Смерть. Этой зимой в разоренной войной стране хозяйничали ледяные ветры. Ледяные ветры завывали в душе последнего государя гибнущей империи.
Он просидел без движения около получаса, уйдя в себя, пока из-за покрытых позолотой дверей не раздался визгливый голос мажордома:
 - Пошла прочь! Пошла! Стража, кто пустил сюда эту нищенку? Пошла прочь, говорят тебе, старая ведьма!
Император вскочил на ноги. Его глаза сверкали, грудь ходила ходуном.
- Впусти ее! - прогремел он. - Делуа, проныра ты мелкий, впусти ее или я тебя сам повешу!
Он сбежал с возвышения и бросился к дверям, но старуха уже шла ему навстречу - все в том же плаще с капюшоном и с посохом в руке.
- Ты!.. - выдохнул император.
 - Да, это я, - мягко сказала старуха. - И я знаю, о чем ты мечтаешь.
 - Что я должен сделать? - он протянул руки, как за милостыней. Старуха покачала головой.
- Я не сказала, что могу тебе помочь. Просто я знаю, о чем ты мечтаешь.
- Я могу сделать тебя богатой, -взмолился император. Он сгорбился, от величественной осанки не осталось и следа. - Я дам тебе золото, много золота...
- Ты действительно думаешь, что мне нужно твое золото?
- Прошу, - прорыдал император.
 - Нет. - сказала старуха.
- Ведьма! Я прикажу казнить тебя!
Император бросился на нее, но в следующее мгновение отступил и припал к полу, закрыв лицо руками. Он так и не разглялел, что привиделось ему в ослепительной вспышке - крылатое существо с сияющим ликом и в белых одеждах, мягко отводящее его руку, или уродливая тварь с чешуйчатой мордой, замахивающаяся когтистой лапой - но видение лишило его последних сил и заставило распластаться на холодных плитах.
- Успокойся, мальчик, - сказала старуха. Она присела рядом и погладила его по волосам.
- Будь ты проклята! Ты погубила меня.
- И в чем я провинилась? Я всего лишь помогала тебе. Ты хотел плавать - и стал моряком. Ты хотел командовать флотом и повелевать империей - и получил все, что хотел. В чем моя вина?
- Это того не стоило, - вздохнул он, садясь и обхватывая голову. - На моей совести тысячи жизней, я одинок, несчастен и стар, а империя в руинах!
- Ну уж извини, - развела руками старуха. - Никто не совершенен, кроме Мастера.
- Какого Мастера? Кто ты, наконец, такая?
 - Я уже объясняла, мальчик. Я служу Механизму.
- Что это?
- Механизм? - усмехнулась старуха. - Механизм - это все.
Император недоумевающе взглянул на нее.
- Сейчас объясню. Когда-то очень давно Мастер создал Механизм - множество зубчатых колес, которые делают один круг, каждое всего лишь один, а затем требуют замены на новые - и передал его Подмастерью, а сам решил понаблюдать, как у того пойдет дело. Подмастерье завидует Мастеру и назло ему портит колеса. Но Мастер терпелив. Он видит, что Механизм, худо-бедно, но работает, поэтому пока не вмешивается. Колеса, которые сделали свой круг и сработались, они делят - те, что Подмастерье успел испортить, он забирает себе - как он говорит, чтобы починить, а на самом деле плавит их, опять же чтобы досадить Мастеру. Те же колеса, которые исправно отработали свое, Мастер складывает у себя...
- Зачем?
- Затем ,что когда-нибудь он решит, что пришла пора наказать нерадивого Подмастерье, сломает Механизм и с помощью хранящихся у него колес построит новый. И в новом Механизме колеса уже не придется менять никогда.
- Я понял! - проговорил император. - Мое...
- Молодец, - похвалила старуха. - Твое колесо - очень важная деталь Механизма. Вращаясь, оно привело в движение множество других. Помнишь мешочек, который ты отнес Тавии-колдунье?
Он кивнул.
- Спустя две недели в порту вашего городка пришвартовался корабль. Его владелец не планировал делать остановку, но его невеста, с которой он совершал путешествие, во время плавания заболела и была при смерти. Снадобье, которое ты передал Тавии, спасло ей жизнь. Год спустя она родила ребенка, который вырос и стал великим художником и изобретателем. Ну и , конечно, ее жених тогда щедро отблагодарил колдунью и захотел посмотреть на паренька, который заранее знал, что Тавии понадобится мешочек с лекарством. Он запомнил тебя и твою мечту. А через два года вновь посетил ваш остров и велел своему капитану взять тебя в команду юнгой. Так ведь?
- А потом, когда ты предсказала бурю на море... Так и случилось, и я...
- Повел судно на юг, - продолжила за него старуха. - Открыл новый архипелаг. Небольшой, правда, но на нем били целебные источники ,продлевающие жизнь.
 - И чтобы добраться до них, имперская гвардия вырезала всех туземцев. - уныло заключил он.
- Я же сказала, никто не совершенен. Зато ты был вознагражден, получил дворянский титул, стал капитаном. А потом и адмиралом.
 - А тот щеголь в кабаке оказался кронпринцем соседнего королевства. Решил попутешествовать инкогнито, молокосос несчастный. Когда он погиб, его отец напал на нас. Император погиб, потом началась гражданская война...
 - И на трон взошел ты.
- Но раз ты помогала мне все это время, почему не можешь помочь сейчас?
- Потому что ты просишь невозможного. Подмастерье может заставить колесо крутиться медленнее или быстрее, может разбить его, не дав завершить круг. Мастер может даже позволить колесу пройти круг еще раз - он делал это всего раз или два и очень давно, но делал. Но он никогда - никогда - не поворачивал ни одно колесо вспять. Если он это сделает, нарушится ход работы Механизма и другие колеса застопорятся. Я понятно объясняю?
 Император кивнул.
- Тогда зачем ты пришла?
- Сообщить, что скоро твое колесо завершит полный круг.
 С минуту оба молчали.
- Когда это случится? - спросил, наконец, император, и удивился - вместо страха он чувствовал лишь усталость. Его стало клонить в сон.
- Я же сказала, мальчик, скоро. - ответила старуха.
- И куда я попаду? К Мастеру или Подмастерью?
- Этого тебе знать раньше времени не положено, - сказала она и поднялась. - Но в любом случае, думаю, тебя утешит то, что ты проделал хорошую работу и выполнил все, что был должен.
 - Спасибо, - вздохнул император. Он тоже встал на ноги и медленно побрел к трону. - А что будет с державой?
 - Все образуется. - пообещала старуха. - Эта империя падет, но восстанет новая. Твое колесо, заканчивая движение, запустило колесо того, кто ее возглавит... А теперь тебе нужно отдохнуть. Поспи.
- Да, так я и сделаю, - пробормотал император, поудобнее устраиваясь на троне и кутаясь в мантию. Его глаза слипались, по телу разлилось странное оцепенение.
 - Тогда я покидаю тебя. Прощай, мальчик.
- Прощай... - , его веки сомкнулись, а когда он с усилием разлепил их, старухи уже не было. Императору вдруг вспомнилось поданное за обедом подогретое вино со специями. Какой-то странный был у него привкус.
"Я отравлен?" - подумал он, борясь с подступавшей дремотой. - " А хотя бы и так..."
Закончить мысль он не успел, нырнув в теплую, уютную тишину. Императору грезился величавый фрегат с белыми парусами, входящий в гавань на закате и маленький мальчик, наблюдающий за кораблем с песчаной дюны.

-//-//-//-

Ингредиент счастья
(Райдиан)


- Мальчик? - позвал чей-то голос.
Император обернулся, ожидая увидеть колдунью, но перед ней стоял красивый статный мужчина с седыми волосами.
- Я пришёл к тебе, чтобы поговорить. Я знаю, что ты готов отказаться от личного счастья, лишь бы никто не пострадал. Знаю, что ты чувствуешь боль из-за гибели туземцев на острове, который был открыт благодаря тебе. Я хочу рассказать тебе кое-что. Однажды одна из колдуний пришла ко мне с вопросом.
- Та самая, моя колдунья?
- Нет, другая. Они не должны знать друг о друге, иначе процесс движения Механизма станет непредсказуем. Так вот, колдунья рассказала мне, что один человек просит слишком многого: все сокровища мира, неограниченную власть, даже гарем из самых прекрасных женщин. Но самое главное, он боялся смерти, он ее ненавидел. И пожелал стать вечно юным, красивым и бессмертным. Тогда я выполнил его желание, вынув его колесо из Механизма, заменив его другим. Но изолировав его колесо, мне пришлось и изолировать этого бессмертного. Я создал для него персональный мир внутри мира, но населен он был роботами. Он был точь-в-точь, как настоящий, но со стороны выглядел, как маленький остров с кучкой туземцев. Его никто не мог найти. И с этого острова было невозможно уплыть.
 - Что же дальше? - с замиранием сердца спросил Император.
- А дальше все, как у многих. Есть все, что нужно, даже больше, а человек все равно несчастен. Он завоевал всё и всех, устал купаться в роскоши и наслаждаться бездельем. В итоге это ему надоело. И его бессмертие превратилось в проклятие.Он чувствовал себя несчастным. И он взмолился о смерти. Он был в страшном отчаянии. Я его понимал. Честно говоря, я тоже был в отчаянии. Я в тайне собрал свой Механизм из целых колёс. Я надеялся, что он будет исправно работать. Ведь Подмастерье не портит в нем колёс. Но я ошибся! Механизм оказался несовершенным изначально. В нем чего-то не хватало. И в моём втором Механизме стали ломаться некоторые колёса. Я их прячу. Мне стыдно признать, что я ошибся. Ведь все считают меня Совершенным. А значит, я не имею права на ошибку. В глубине души я боялся, что Механизм будет несовершенен и поэтому отдал его Подмастерью. Чтобы если что-то в нем будет плохо, все стали винить Подмастерье, а не меня. Все думали, что он плавит сломавшиеся колёса, чтобы досадить мне. Но зачем их плавить, если они и так уже негодны? Но в тот момент я об этом не подумал. Я разбил свой второй Механизм и шел, чтобы разбить тот, который я поручил Подмастерью. Я понял, что я при работе упустил что-то важное. Что-то, что не хватает человеку для счастья. Я шел в слезах. И первое, что я увидел, когда пришёл, это огромный котел. А рядом с ним стоял Подмастерье, который с загадочным взглядом следил за чем-то в котле. И мой гнев невольно сменился любопытством, и я тоже заглянул в котел. И вдруг среди бурлящей массы стали проявляться очертания целых колёс. Одни выплывали наверх, другие погружались вновь в кипящую массу. Но они были целыми!
- Как это возможно?! -невольно вскрикнул я.
Подмастерье улыбнулся:
- Я дабавил в сплав один ингредиент. И теперь колёса формируют себя сами.
- Какой?!
- Новые Знания.
- Но в мире и так рождаются новые знания.
- Это совсем другое. Например, что нас делает по-настоящему счастливыми? Когда мы делаем счастливыми других. Люди все по природе хорошие. Им жизненно необходимо кого-то радовать. Несчастен тот, кто радует только себя, особенно ценой несчастья других. Не знаю каким образом теперь когда ты думаешь об этом сейчас ты будешь радоваться, когда радуешь других. Но если тот, кого ты пытаешься порадовать, не рад, то значит, это просто не то, чего он хотел. Тут просто можно спросить, чем тебя порадовать?
Это один компонент моего ингредиента. Другой - людям свойственно приписывать другим свои собственные грехи. Людям свойственно оправдывать себя, виня других. Но там, где существуют адвокаты, есть и Прокурор - Совесть. И чем сильнее человек обвиняет других, вместо того, чтоб обвинить себя, тем беспощаднее Прокурор. В этом случае Прокурор всегда сильнее адвокатов. И судья выносит приговор - осужден быть несчастным! И пока человек не исправит собственные грехи, приговор обжалованию не подлежит. В моём ингредиенте ещё много чего.Например, некоторые люди ломаются в бесплотных попытках найти смысл жизни. А чем не смысл жизни - построение Рая на Земле? Ведь люди созданы по Подобию. И им по силам это. Если каждый человек зажжётся идеей: я счастлив, когда делаю счастливыми других, то постепенно вся жизнь и мир станет Раем.
- Как ты додумался до этого один?
- Я не один. Мне кто-то помог.
- Кто?!
- Не знаю...Кто-то, кто в минуту моего величайшего отчаянья показал мне притчу "Живое или мёртвое". И я сделал верный выбор.
В этот момент из котла выделилось новенькое колесо. Подмастерье вставил его в Механизм вместо треснувшего, треснутое бросил в котел и сказал:
- А самое интересное, это не то, что колёса теперь формируют себя сами, а то, что они взаимодействуют с находящимися поблизости колесами. И соседние колёса перестают портиться и чинятся сами собой. Медленно, но верно.Плюс те колеса, что вернулись в Механизм , делятся с соседними новыми знаниями: счастье это когда ты делаешь счастливыми других.
- Значит, ты не хотел создать свой Механизм, чтобы превзойти меня?
- Нет, я лишь хотел порадовать тебя, Мастер, улучшив Твой Механизм. Ведь никто не совершенен, кроме как бескорыстная Любовь.

- Вот тогда я и отдал Подмастерью колесо бессмертного. И экспедиция открыла остров. - Улыбнулся Мастер.
- Мастер, а Подмастерье удивился, когда ты отдал ему целое колесо?
- Нет. Он улыбнулся, бросил его в котел и сказал:
- Если хочешь, принеси свои поломанные колеса
:-)


Рецензии
Здравствуйте, автор!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2017/05/23/246 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   23.05.2017 06:24     Заявить о нарушении
Очень мило с Вашей стороны. Правда. Спасибо.

Райдиан   23.05.2017 19:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.