Молитва Отче наш

Сегодня на одном разборе рассуждали о молитве «Отче наш» по Мф.6. Поделюсь несколькими мыслями. Молитва «Отче наш» показывает нам, из каких частей должна состоять наша молитва:

• Обращение
• Прославление и просьба о нуждах Царства
• Покаяние
• Просьбы о личных нуждах (о материальных и духовных)
• Прославление
• Заключение

Первая часть молитвы – обращение. Хорошо, когда даже в этой части молитвы у нас происходит обновление. Хорошо помню молитвы КНМ. Уже по первым словам его молитвы можно было понять, что он сегодня читал, о чем рассуждал, как ему открывался Бог. Кстати, все молитвы Иисуса как раз начинались одинаково, Он всегда называл Бога Отцом. Кроме одной молитвы: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил»… Но дальше все (записанные в Евангелиях) молитвы у Него были разными – в зависимости от ситуации и повода.

По молитве человека можно судить о его духовном состоянии: во-первых, по тому, какие части в ней есть, а каких нет, во-вторых, по соотношению объема этих частей. Полезно время от времени исследовать, «сканировать» свои молитвы, обращая внимание на то, о чем мы молимся и чему какое внимание уделяем.

Иисус учил, что хорошо, когда молитва начинается и заканчивается прославлением. В одной церкви на праздник Жатвы пастор предложил: в порядке эксперимента ни в одной молитве ни о чем Бога не попросить. Только прославлять и благодарить. Не получилось. Одна сестра начала молиться: прославляла, благодарила – за одно, за второе, за третье… А потом раз – и попросила о благословении. Ну, как без этого? Это и понятно. В каждой молитве мы о чем-то просим Бога, потому что постоянно нуждаемся в массе вещей, а без Него ничего у нас не будет, но вопрос в соотношении частей молитвы…

Когда у нас грузовой вагон просьб и маленькая тележка прославления – о чем это говорит? О нашей сосредоточенности на себе. О детскости и незрелости. О том, что Бог для нас пока что – Поставщик и Снабженец. В молитве «Отче наш» просьба о личных нуждах стоит на третьем месте. Сначала прославление, потом нужды Царства (Церкви), потом личные вопросы. Молясь о нуждах Царства Божьего, можно, например, молиться о том, чтобы на наших богослужениях были назидательные и интересные проповеди, чтобы люди каялись, чтобы росли в вере и т.п.

Иисус учит молиться о хлебе на текущий день. Не впрок. Наверное, чтобы каждый день мы сознавали свою зависимость от Бога. Один брат приехал в 90-е годы в Германию в гости к знакомому христианину. Тот перед едой говорит ему: «Петр, помолись» (имя я изменил). После еды немцы не молятся. Перед следующим приемом пищи: «Петр, помолись». Перед следующим – аналогично. Петр, наконец, спрашивает: «Может, теперь ты помолишься?» Тот отвечает: «А я уже давно не молюсь. Зачем молиться? У меня все есть».

Когда имеешь достаток и избыток, велико искушение забыть о своей зависимости от Бога. Поэтому Авгур молился так: «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Пр.30:8-9).

Можно захватить эту тему шире. В начале Нагорной проповеди есть слова о нищих духом. Как вакуум затягивает внешнюю среду, так человек, сознающий свою ограниченность и бедность, восприимчив к благодати Божьей.

В каждой молитве у нас может иметься, за что попросить у Бога прощения. Иисус учил просить не только о материальных нуждах, но и о духовных. Об очищении сердца, о духовном росте и т.п.

После просьбы о прощении грехов в молитве-образце идет просьба о том, чтобы дальше не грешить, а жить победной, святой жизнью. Есть искушения, в которые человека ведет Бог, а есть те, в которые он идет сам. Если человек хранит свое сердце и уста, а также молится, чтобы Бог оградил его от лукавого, Бог может сделать так, что сатана не будет способен причинить этому верующему никакого вреда. Пример тому – ограда вокруг Иова.

Заканчивается молитва так, как и начиналась – поклонением Богу, признанием Его величия.

17.05.2017


Рецензии