Маленькие радости

    Часто мы не задумываемся о том, что значат в нашей жизни маленькие радости. Некоторые вообще их не замечают и, тем самым, обедняют свою жизнь. А они так много для нас значат!
   Если вдуматься и вспомнить своё детство, то окажется, что, не смотря на трудности (их у всех хватает) - детство у каждого было по-своему счастливым.
   Для ребёнка радость - первые весенние ручьи, когда можно проверить на прочность свои новые сапожки; сосульки, которые нельзя сосать, но очень хочется; грязь после летнего дождя, по которой можно побегать босиком; крупные снежинки, которые тают на языке; букетик из багряных листьев осенью, который непременно нужно подарить маме!
   Такие радостные моменты можно вспоминать и вспоминать, если даже сейчас трудные жизненные испытания "дарит" судьба.
   В каждом детстве есть маленькие радости для большой жизни! Нужно только "сходить туда на экскурсию". Это - своего рода лекарство от болезней и хандры, которое, как таблетку, не надо запивать водой!



           1. Кораблики.

   Наша семья жила в большом селе, недалеко от города, в который мы переехали, когда я закончила седьмой класс, а мой брат - четвёртый. Всё наше детство как раз и пришлось на сельскую жизнь.

   Сейчас, с высоты своего возраста, я вспоминаю те радости, которые сопровождали меня в детстве, и думаю: "Как же интересно мы тогда жили!". Не было ни телевизоров, ни, тем более, компьютеров, а жизнь била ключом!

   Закрываю глаза и вижу, плывущий по весеннему ручью, кораблик. Это первое путешествие в неизведанный мир! Кораблик сделан своими руками из сосновой коры, в которую воткнута палочка с бумажным парусом. Всего-то и дел, а как красиво он плывет по текущей воде! Мы бежим за ним, если он, вдруг, где-то застревает, подталкиваем его на "большую воду", и он снова продолжает своё "кругосветное путешествие". За этим занятием можно провести полдня, или, даже, целый день, забыв про обед.

   А на следующий день можно снова отправиться в путь, и так до тех пор, пока текут ручьи!

   Это только одна из маленьких радостей, которыми полнится наше детство. Их ещё так много! Поделюсь с Вами, надеясь, что и у Вас потеплеет в душе!


          2. Ананас.


   Это сейчас в магазинах можно купить всевозможные фрукты, были бы только деньги. А в те времена, да ещё и в селе, про ананасы и разговора не вели. Из фруктов можно было купить только яблоки и груши. Дети вместо них ели тогда морковку, а ещё турнепс и брюкву - молодёжь сейчас и названий таких не знает! А всё это казалось нам таким вкусным!

   Теперь вот, по телевизору часто говорят о стерильности, заставляют тщательно мыть овощи и фрукты, и руки перед едой. Всё это верно, сейчас и условия жизни другие и продукты совсем другие. А в то время мы вырывали морковку с грядки, полоскали её в бочке с водой в огороде, брали стёклышко, очищали им морковку и ели. Турнепс и брюква подвергались такой же очистке. И никакого дисбактериоза! Я не призываю детей сейчас поступать также. Просто тогда ни у взрослых, ни у детей не было страха перед такой антисанитарией. Может в этом всё дело?!

   А Вы пробовали есть сырую сладкую картошку? Наверное, нет! А мы в детстве ели её весной, когда родители начинали доставать её из погребов, чтобы подготовить к посадке. К весне она у всех в погребах набирала сахар. Но такой сладкой и сочной, как у нашей подружки Вальки, её не было ни у кого! Её семья переехала к нам в село из деревни и жила недалеко от нас. В деревнях часто так обращаются друг к другу - Валька, Вовка, Нинка. Так и для нас она стала Валькой. Хотя, мне и не нравилось так её называть. Семья их была многодетная - четверо детей, а Валька самая старшая. Жили они бедно, но картошки запасали много. Вот мы и повадились есть их сладчайшую картошку. Валька приносила её в сумке, мы усаживались на брёвна возле одного из домов, очищали стёклышком кожуру с картошки и уплетали за обе щеки эти "деревенские ананасы". Это сладкое и сочное лакомство так нам нравилось, что Валька не успевала приносить свои "ананасы". Родители заметили, что запасы стали убывать и ограничили наше поедание их картошки. Нет, они не ругали Вальку за это, только сказали, чтобы мы поменьше увлекались их вкусной картошкой. Раньше, вообще, люди были добрее, чем сейчас. И эта семья, хоть и была бедной, но жили они дружно. И даже то, что мы целой ватагой съедали часть посадочной картошки, не вызывало у них жадности и злости.

   Меня могут спросить - на что же по вкусу похожа эта картошка? Отвечу - похожа на ананас и грушу вместе! Я бы даже и сейчас её поела! Сейчас и ананасы настоящие и груши можно есть, когда захочется, но... картошка-"ананас"
вкуснее!
          Такое вот послевкусие осталось - на всю жизнь!


               3. Цукаты.


   Цукаты, из засахаренных и подкрашенных долек экзотических фруктов, сейчас продаются в магазинах и стоят недёшево. Но, при желании, многим доступны.

   А в моём детстве, вместо этого сладкого лакомства, были - вяленая морковка и сушёные яблоки, груши и ягоды. Делала такие "цукаты" наша бабушка. Она разрезала яблоки и груши на дольки и выпаривала в русской печи, а потом досушивала на противнях на солнце. А яблоки ещё дольками нанизывала на нитки и вывешивала тоже на солнце. Ягоды рассыпала на бумагу, и они сушились так же.

   Зимой всё это можно было и так есть и использовать для компотов, а также, как начинки для пирогов. Как же это всё было вкусно! И никакого сахара там не нужно было, и так сладко!

   Я любила помогать бабушке в сушке этих фруктов и ягод. Их нужно было часто перемешивать, чтобы они быстрее вялились и высыхали. Вот я этим и занималась, пробуя их на вкус и на готовность. После такой моей помощи их оставалась только половина. Морковку любила есть подвяленную, когда она ещё мягкая. А из сухой мы делали заварку для чая, добавляя туда ягод и мяты. Вкуснейший чай получался!

А ещё я очень любила, и люблю до сих пор, открытые ягодные пироги. Их пекла моя мама, они были такими вкусными - она была мастерицей по этому делу! А начинку мама делала всё из тех же "цукатов" - сушёных яблок, груш и ягод. Сахаром посыпала только сверху. Пироги получались умеренно сладкими, и... никакой аллергии! С сахаром сейчас мы перебарщиваем, а потом удивляемся - почему чешется то там, то там.

   "Здоровые цукаты" нужно есть! Тогда и жизнь здоровее будет!


                4. Драгоценный подарок.


   Наискосок от нашего дома жила семья Черемных. Сколько детей у них было, сейчас уже не помню, но с двумя меня связывали довольно тесные отношения. Это Тамара и Саша. Тамара была значительно старше меня. Мне лет пять или шесть, а она - уже девушка на выданье. Очень любила Тамара шить, сначала на кукол, а потом и для себя шила красивые платья. Очень много было у неё разных лент, кружев, пуговиц, которые я любила перебирать в её многочисленных шкатулках. Потом она вышла замуж и переехала жить к мужу.

   Её младший брат Саша был ближе ко мне по возрасту, ему в то время было лет пятнадцать. Если Тамара играми со мной не занималась, а я только наблюдала за её рукоделием, то Саша готов был проводить со мной целые дни. Только учёба в школе не позволяла это. Он после школы приходил к нам домой, забирал меня с собой. и мы играли с ним потом в разные игры, которые он мастерски придумывал. Саша часто говорил, что он хочет стать учителем.

   Мне очень нравилось бывать у них дома. Это сейчас родители вряд ли доверили бы довольно взрослому мальчику маленькую девочку, а тогда это было в порядке вещей.

   В памяти сохранилась одна весна. За зиму нападало столько снега, что возле каждого дома высились сугробы. Когда настала весна, и выглянуло яркое солнышко эти сугробы моментально растаяли, и вода затопила всю улицу. Такого половодья, как тогда, я больше не видела.

   В гости к Саше мне без помощи было не добраться, и Саша пришёл за мной. Он посадил меня к себе на плечи и перенёс через эту полноводную "реку" к себе домой. Вечером он меня так же вернул домой.

   Вот сейчас я думаю, какими же родственными были наши души, если ему так нравилось со мной возиться, а мне - помнить наши игры всю жизнь!

   Саша окончил школу, а я в это время уже училась в первом или втором классе. Дружба наша продолжалась ещё довольно долго.

   Саша ушёл в армию, я, как умела, ему писала письма, и он мне тоже. Рассказывал о своих армейских делах, писал, чтобы я хорошо училась, рассказывал в письмах смешные истории.

   Когда Саша пришёл из армии, он поступил в педагогический институт и стал учиться на факультете иностранных языков. Не смотря на нашу занятость - его в институте, а мою - в школе, встречи наши продолжались. Только теперь это были уже не те игры, что раньше - я приносила с собой учебники и тетради, и он помогал мне выполнять домашние задания. Этот процесс ему очень нравился, не менее, чем наши игры. Ведь он - будущий учитель!

   Через некоторое время Саша женился. Имя его жены точно не помню, кажется Аня. Молодая семья переехала в дом Сашиной бабушки, которой к тому времени уже не было, и дом стоял пустой. Жили они близко, и я иногда их навещала. Не знаю, нравилось ли это Ане, но я не чувствовала, что она была против.

   Саша окончил институт, и они с Аней переехали к месту его работы. На прощание Саша подарил мне книгу. Это были сказки Пушкина с красочными иллюстрациями. К сожалению, эта книга не сохранилась - её взяли почитать соседи , потом ещё другие, и книга ко мне не вернулась.

   А через какое-то время и наша семья переехала в город. Может они с Аней и приезжали в гости к его родителям, но меня там уже не было. Больше мы с Сашей не виделись.

   Такую родственную душу, как Саша, мне не довелось больше встретить. Были, конечно, приятные дружественные отношения, но Саша был - как драгоценный подарок судьбы!



                5. Мережка.


   Когда мой старший друг Саша служил в армии, наши встречи временно приостановились. В школе у нас начались уроки по домоводству, и я начала изучать технику вышивки "крестиком". Первые свои "крестики" я вышивала под руководством мамы. Она очень любила вышивать и "крестиком", и "гладью". Каждый свободный вечер посвящала этому увлечению. У меня и сейчас хранятся вышитые ею картины, салфетки, дорожки и, даже, скатерти.

   В то время к нам в школу направили после окончания педагогического училища трёх девушек - учительниц начальных классов. Поселили их в Доме для приезжих.Так назывался у нас двухэтажный дом, в котором селили разных командированных. Девушки жили все в одной комнате на первом этаже. Из окон нашего дома было хорошо видно этот дом, напротив которого располагался колодец возле забора нашего огорода. Из этого колодца мы и все соседи брали воду. Вода -чистейшая и очень вкусная. Мы часто пили её без кипячения. Для удобства набора воды из колодца отец сделал  в заборе калитку, и мы могли выходить к колодцу прямо из огорода, а не обходить с вёдрами на коромысле по улице.

   Однажды, когда я была в своём огороде, девушки позвали меня в открытое окно. Я прошла через калитку, подошла к их окну. Они спросили, как меня зовут и представились сами. Они были молоденькие, и не привыкли ещё называть себя по имени и отчеству, хотя считались уже учителями. Одна была Алла, вторая - Оля, а третья - кажется, Люда. Я их и раньше видела, они летом часто окно открывали, возле него разговаривали и смеялись. А сейчас они пригласили меня к себе в гости. Алла выбежала и провела меня в их комнату. Они пили в это время чай с пряниками, предложили и мне. С этого первого чаепития и началась наша дружба.

   В первый же день они предложили мне позаниматься вместе с ними рукоделием. Выдали мне небольшую квадратную белую тряпочку и стали показывать, как из неё можно сделать красивую салфетку. Сначала нужно иголкой со всех сторон освободить ткань от ниток, потом, на одинаковом от края расстоянии, начинать вытягивать три нити - получится дорожка, потом подтянуть немного ещё одну нить, привязать к ней цветную ниточку, и вытягивать эту нить вместе с цветной ниточкой по этой дорожке. Делать это нужно очень осторожно, чтобы нить в салфетке не оборвалась. Когда цветная ниточка полностью протянется по дорожке, получается уже цветная дорожка. Эту технику я освоила быстро и наделала таких цветных дорожек со всех сторон салфетки. Получилась красота! А если ещё вышить в уголках салфетки какой-то узор, то вообще "шедевр" получится! Так, смеясь, сказали мне эти весёлые мои новые знакомые.

   Вечером я рассказала маме о своём новом знакомстве и показала салфетку. Мама восхитилась моей работой и сказала, что нужно будет так же оформить те салфетки, которые она вышивает. Эти салфетки до сих пор у меня есть.

   Тем девушкам понравилось заниматься со мной рукоделием, и они стали часто меня приглашать в гости. Мы каждый раз пили чай то с печеньем, то с конфетами, то с пряниками, а потом садились за рукоделие. Они научили меня многим нехитрым
приёмам оформления вышивок и шитых изделий.
   
   Но, особенно, мне понравилась "мережка". Это оказалось не на столько сложно, как казалось вначале, даже для девочки лет десяти - двенадцати. Там также вытягивались из материала нитки, получалась дорожка. Ширина её зависела от количества вытянутых нитей, а потом с помощью иголки с ниткой (можно и цветной, будет ещё красивее), делались переплетения, и получалась кружевная дорожка.

   Алла, Оля и Люда прожили в нашем селе года два, закончилась их отработка, и они разъехались по своим домам, где должны были работать потом в школах по месту жительства. За это время я многому у них научилась, да и с мамой вечерами
мы занимались рукоделием.

   Разве я могла тогда знать, что это умение понадобится через много лет, когда мне, по воле случая, придётся работать некоторое время в Детском доме творчества педагогом дополнительного образования, и обучать детей этим премудростям!

   Ничего не бывает в жизни случайного, всё, наверное, предначертано судьбой и взаимосвязано!

   Не зря же те наши чаепития и уроки рукоделия остались у меня в памяти, как маленькие радости от творческого процесса, которые греют душу всю мою жизнь!



                6. "Калачики".


   Удивительно, что сейчас, вспоминая свои детские годы, я пришла к выводу, что в то время природа открывала нам, детям, столько своих тайн, что мы не боялись ни полей, ни лесов, и ходили туда без взрослых с малых лет. Что только мы не перепробовали там: жевали сосновую смолу и гудрон(в лесу было такое производство), ели "кислицу" - заячью капусту, дикий щавель, молодые сосновые и еловые пестики, сырые грузди и сыроежки. Мы ходили по лесам, чувствуя себя там своими, и лес оберегал нас - не трогали ни лесные звери, ни злые люди, которых мы никогда там не встречали. Как-то так получалось, что мы с детства знали, что в лесу можно есть, а что нельзя. Родители показали нам "волчью ягоду", поганки и мухоморы и строго наказали, что это - отрава! Мы всё это обходили стороной.

   Правда, было два случая, когда всё же без отравления не обошлось. Один произошёл с моим младшим братом и со мной. Мы тогда были ещё маленькие и наелись семян акации. Акация росла возле многих домов, но недалеко был один дом, возле которого были заросли из этого кустарника. Под кустами там всегда было много опавших стручков и, высыпавшихся их них, семян. Из зелёных стручков мы делали "пикульки" - освобождали стручок от горошин, обрывали немного с одного конца, брали в рот и свистели. Звук получался громкий и резкий.

   Вот мы с братом, очищая стручок от горошин, и наелись этих горошин вместо нормального гороха. Я только немного попробовала, а брат поел их много. К вечеру ему стало плохо, а меня немного подташнивало. Мама начала спрашивать, что мы ели, и мы сознались, что поели акации. Брату пришлось промывать желудок, а мне бабушка дала отвар полыни. Она очень уважала эту травку, и у неё всегда стоял в пол-литровой банке такой отвар. Она говорила, что этот отвар для "развольнения желудка". Эти её слова я пишу в оригинале. Бабушка пила сама его каждый день и всегда готовила свежий. Я и сейчас часто использую его при каких-либо проблемах с животом. К утру у нас с братом всё стало нормально.

   Другой случай произошёл с мальчиком, которого мы не знали. Он жил недалеко от больницы, во дворе которой росла белена. Это очень ядовитое растение, с красивыми цветами, а семена, в виде бурых горошин, находятся в круглой коробочке. Мальчик играл там и наелся этих ядовитых семян. Если бы это произошло далеко от больницы, то его бы не спасли. А тут взрослые быстро заметили это и привели его в больницу. Там ему сделали промывание желудка и положили в детское отделение, где он пролежал две недели. Весть об этом отравлении, которое чуть не закончилось трагически, принесла с работы наша мама. Она работала в этой больнице. Мама показала нам это ядовитое растение, чтобы мы знали его и не трогали даже руками, не то, чтобы пробовать его на вкус.

   Но особенной травой, которой мы увлекались в детстве для еды, были "калачики". Это так в народе называют просвирник. Цветёт он летом бело-розовыми цветочками, похожими на цветы мальвы, только значительно мельче. А потом на месте цветочков образовываются калачики из семян. Вот эти калачики мы и ели от души. Родители знали о таком нашем увлечении, но не запрещали, понимая, что калачики не принесут нам неприятностей. Бабушка ещё называла эти калачики "Божьим хлебом"! Потому, что они похожи на "просвиру" ("просфору") - богослужебный литургический хлеб в православии, частицу которого дают при причастии.

                А вы пробовали в детстве "калачики"?



             7.  "Удачная" рыбалка.


   В том селе, где мы жили, был большой пруд и плотина ГЭС. Эта плотина имела несколько шлюзов для сброса воды, которая стекала в, так называемую, "рабочую канаву". Рядом с плотиной стояло здание гидроэлектростанции, а возле "рабочей канавы" была заводь, в которой мы любили рыбачить. Там водились пескари. Вода была чистая, и их хорошо было видно. Наша детская рыбалка состояла в следующем: брали стеклянную трёхлитровую банку, горлышко её обвязывали прочной верёвкой, а на дно банки крошили хлеб. Банку опускали в воду, и пескари туда заплывали, чтобы поесть этих крошек. Их набивалось столько, что в банке торчали только хвосты - они все пытались ухватить хлебный корм. Мы доставали с помощью верёвки эту банку, полную пескарей, выкладывали их в ведёрко, и снова, накрошив крошек, опускали банку в воду. Уловы были хорошие.

   Дома бабушка раскладывала эту рыбку на противень, немного подсаливала и ставила в нежаркую русскую печь. Там пескари зажаривались до светло-коричневого цвета, и их можно было есть. Это лакомство, как семечки, притягивало к себе. Иногда мы говорили, что хотим поесть "бабушкиных семечек" из пескарей.

   Когда на рыбалке у нас собой не было банок, мы ловили рыбу "на майки". Мальчишки снимали с себя майки, завязывали узел с одной стороны, получался своеобразный сачок, который опускали в воду и водили им то в одну, то в другую сторону, пока не попадалась рыба. Такая рыбалка приносила более значительный улов - попадались не только пескари, но и сорожка, и окуньки. Крупную рыбу дома чистили и жарили, или варили уху. А из пескарей бабушка делала свои "семечки". Мне очень нравилась такая рыбалка. и летом мы часто ходили на "рабочую канаву".

   Однажды, произошёл со мной такой курьёз. Я закончила тогда пятый класс, в сентябре пошла в шестой. Со мной в одном классе учился мальчик Лёня. Он тоже любил такую рыбалку, и мы часто встречались с ним на "рабочей канаве". В этот день мы так же там рыбачили. Нам надо было вернуться домой, чтобы переодеться и пойти в школу во вторую смену. Мы так увлеклись рыбалкой, что, когда спросили сколько времени, у проходящего мимо, мужчины, оказалось, что к первому уроку нам никак не успеть - нужно добежать домой, переодеться и прибежать в школу. В итоге, мы успели только на второй урок. Это было первое и последнее моё опоздание в школу. Ребята в классе спросили нас, почему мы опоздали, и мы ответили, что рыбачили.

   Когда я, после седьмого класса, переехала в город, Лёня ещё оставался там. После восьмого класса и он переехал, закончил техникум, и стал работать в другом городе. Мы долго не виделись. А когда, случайно, встретились в электричке, то первое, что мы вспомнили, так это нашу "удачную" рыбалку и опоздание на уроки.

   А она ведь и правда была удачной - наша рыбалка! Потому, что через много лет мы вспоминали и смеялись над этим от всей души!

   

 




   


Рецензии
Добрый вечер, Вероника. Пришла читать вторую часть Ваших "Радостей" - не нашла. Догадалась, что Вы их объединили.
Согласна с тем, что то, что ели в детстве, на всю жизнь запоминается как самое вкусное. Для меня это вареники, такие, какие варила моя бабушка и её родственники: тесто на простокваше, творожок подсолить и никакого сахара. На второй день их можно было подогреть на сливочном масле, и они становились только вкуснее.
А ещё Саша Ваш очень понравился - правильный человек и светлый.

С пожеланиями добра. :-)



Вера Вестникова   17.05.2017 20:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вера!
Огромное спасибо за отклик! Да, это всё - реальные истории и реальные люди, которым я благодарна, что они были в моей судьбе! Потому о них и написала. А миниатюры все решила поместить в одну, под общим названием "Маленькие радости". Думаю, что это уже окончательный вариант, и добавлять туда больше не буду. у меня, практически, готово продолжение в "Дневники", буду печатать его.

Заглядывайте, всегда Вам рада!
Вероника

Вероника Сухоцкая   18.05.2017 03:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.