Советы Юрия Никитина молодым писателям

Юрий Александрович Никитин (1939, Харьков) — современный российский писатель. Пишет в жанрах славянского фэнтази, научной фантастики, исторического романа
Никитин наш современник, это великолепный автор на книгах которого прошла моя молодость, мне до того нравились его произведения, что я мог в поезде, после выключения света, забираться на третью полку и при едва различимом мерцании дежурного освещения читал до рези в глазах.
Тогда – 15 лет назад мне не нравились его «странные романы», а сейчас читаю их с удовольствием. Не стану упоминать, что его цикл «Трое из леса», наверное, самое яркое произведение из всего русского фэнтази.
Никитин был и остается одним из лидеров писательского Олимпа, постоянно увеличивая число поклонников и тиражи книг. Кроме прочего Никитин долго писал под псевдонимом Гай Юлий Орловский цикл «Ричард- длинные руки», причем этот цикл является мировым рекордсменом по числу произведений непрерывно и последовательно освещающих одного героя.
Юрий Никитин несомненный чемпион и никогда не страдал звездной болезнью и не делал вида, будто создаваемые им произведения являются чем-то большим, чем просто тяжелый, постоянный литературный труд. Он отрицает музы, вдохновение и признает лишь работу.
Ниже приведены советы Юрия Никитина по поводу отношения к литературному творчеству. Взяты они из книги «Как стать писателем». Эта книга сама по себе представляет одну большую выдержку реальной писательской мудрости. Если позволите высказаться высокопарными словами, то скажу – не прочитав этой книги не стоит браться за перо. Ну или по крайней мере после прочтения будет значительно легче осиливать дорогу.

Так что лучше настройтесь, как это ни грустно, на долгий и упорный труд. Тем, кто его выдержит, можно ну почти что гарантировать, что будут и большие тиражи, и большие деньги, даже очень большие, и признание, и просьбы дать интервью для ведущих изданий планеты.

Сейчас, при нынешней жесточайшей конкуренции, надо заниматься литературой так же, как занимается отработкой движений гимнастка, нацелившаяся на олимпийскую медаль, или метать и метать молот, стараясь забросить за черту мирового рекорда, да еще зная, что тысячи таких же в это самое время тоже метают молот, стараясь побить рекорд!

Если не будете писать и писать, не будет роста. Дураки изгавкаются на мне до хрипоты, а вы идите, не обращая внимания на них: пишите много. Очень много. Иначе вас обгонят менее талантливые, но более усидчивые.

У вас нет оправданий, чтобы писать плохо или мало. Вы просто обязаны писать хорошо и много.

В литературном деле, как нигде лучше, применимо правило автомобилиста: «Все, кто едет быстрее вас, — самоубийцы, а кто медленнее — тормоза». Повторяю еще раз: никаких норм не существует, пишите столько, сколько можете. А еще лучше, чуть больше, чем сможете. Все-таки писательство — труд, как бы ни пытались представить его сплошным приятным времяпровождением. Это как качание железа в душном подвале: и жарко, и устал, вспотел, мышцы ноют от перегрузки, и мысли всякие насчет бросить к черту, зато потом — красота.

Пишите больше. Помните: те, кто говорит вам, что надо писать меньше, чтобы-де тщательнее работать над языком, просто стараются притормозить вас, а сами пашут до седьмого пота, чтобы обойти вас на прямой.


Есть только один-единственный критерий мастерства автора. Все остальные — ложные. Этот критерий в массовом читателе. Чем больше ваших книг раскупается, тем вы лучше пишете.

Ищите дополнительные стимулы. Любые! Трудно заставить себя работать, когда нет начальника. Но — надо.


В литературном деле вообще-то есть два пути… только два: писать, как пишется, а затем проталкивать, пробивать и так далее, и второй путь — писать хорошо, в этом случае рукопись пробьется сама. Казалось бы, преимущества второго пути очевидны, но все же 99,99 % идут по первому пути. То есть пишут, а потом обивают пороги издательств, ищут рекомендаций, выискивают лазейки, пропихивают, втюхивают, всобачивают.

Топайте по дороге чемпионов! По крайней мере до тех пор, пока не собьете ноги.

Зачем наглость? А иначе не получится! Человек с нормальной психикой привык два раза в месяц получать зарплату. Хоть маленькую, но регулярно. Хоть плохо работать, хоть терпимо, но все равно получать. Не зарабатывать, а именно получать. Мол, мне дают зарплату за то, что хожу на работу. А если еще и работаю, то премию. Даже теперь, в эпоху рынка.

Не подстраивайтесь под общее мнение, не подстраивайтесь! Большинство всегда неправо.

Запишите себе крупными буквами: любой материал сдается!

Как трудно спорить с уставшей от вашей борьбы женой, не понимающей упорства мужа, как тяжко смотреть в глаза голодным детям!

А мешает стать величайшим писателем только лень. Вообще только она мешает развиться всем нашим уникальным и замечательным талантам, потому в ней признаются все очень охотно… да еще нехватка времени вредит: ведь надо ж и козла забить, и за пивком посидеть, и жвачку для глаз посмотреть, и кости перемыть всем этим политикам, что не умеют руководить, да писателям, что не умеют писать, футболистам, что не умеют играть, певицам, что не умеют петь, а юбки короткие носют.


Не изобретайте велосипед! Если хотите — усовершенствуйте. Но не изобретайте


Выше я писал, что работать надо много. То есть писать много. Но это «много» можно понимать по-разному. Можно сказать, что много пишут только слабые писатели. А сильные выдадут сразу «Войну и мир» — этого для бессмертия хватит. Вот еще одна крамольная истина, которую никто даже не может представить: для того, чтобы писать хорошо — надо писать много.

Дело в том, что писательство, как и любое ремесло, оттачивается только в процессе работы. Я часто сравнивал это со спортом не только потому, что сам провел много часов, накачивая мускулатуру или пытаясь пробежать на долю секунды быстрее, а потому, что аналогия со спортом очевидна. Нельзя нарастить мастерство, лежа на диване. Надо работать по много часов. Работать до пота.

Дистанцию нужно одолеть до конца, только тогда можно перевести дух. Пока в продаже нет книги — вы не писатель.


Всякий, кто вас критикует, — работает на вас.

Продолжать можно долго, вся его книга полна подобными высказываниями, сама по себе являясь одним большим высказыванием. Поэтому если имеете зуд в одном месте и есть желание писать, то искренне советую взять в руки эту книгу и внимательно изучить – карандаш, выписка лучшего там.


Рецензии
По этому поводу:
http://www.proza.ru/2016/08/24/523

"А сильные выдадут сразу «Войну и мир»".
Вообще-то Толстой начал не с "Войны и мира", а решился на этот (для многих нудный) роман, когда был в зените славы :)

Сергий Сальникоф   17.05.2017 16:22     Заявить о нарушении