Не всегда нужна храбрость

            Накануне 50-летия Великого Октября в селе Павловка в доме передового колхозника Григория Донченко, который  недавно на премиальные купил новенький телевизор, родные и соседи смотрели фильм «Огненные вёрсты», снятый ровно десять лет назад. Понятно, о чём он: гражданская война, вспыхнувшая после большевистского переворота в октябре 1917 года. Герои  на тачанках едут почти весь фильм в город, где готовится белогвардейский мятеж. Вначале, перед поездкой, чекист формирует команду, куда попадает один настоящий артист. Сначала он отказывается от поездки на «тачанках с пулемётами», произнося при этом крылатые слова: «Лучше  быть немного трусом, чем всю жизнь покойником». В итоге артист едет и погибает, как солдат в бою.

           Когда фильм закончился, несмотря на позднее время, «зрители» покидать «кинозал» не стали. Завязалась дискуссия по словам артиста. Прав ли он  в той ситуации, их произнося?

           - Я считаю, что артист  не прав, - начал дискуссию хозяин гостеприимного дома. – Как это так, стать трусом, когда, по словам Великого Ленина, «Отечество в опасности»?
           - Правильно, дедушка, - поддержал его десятилетний внук. – Если бы я оказался на месте артиста, я бы сразу схватил винтовку и первым бы побежал занимать место в тачанке.
           - Эх ты, вояка, - перебила его бабушка, - ночью один боишься в туалет сходить. Бабушке надо вести. Сиди уж молчи.
            
          Все замолчали. Вопрос о трусости оказался не таким уж лёгким. Проявлять героизм, конечно, дело хорошее, но встречаются случаи, когда человек своей бессмысленной храбростью обрекает себя на верную смерть. Мог ли «артист» в фильме не поехать на тачанке и остаться жив? Разумеется, мог. Однако его храбрость оправданна последующим подвигом. Речь же в доме колхозника шла немного о другом. Стоит ли рисковать своей жизнью, когда этого можно не делать?

          Дискуссия, миновав гражданскую и Великую Отечественную войны, постепенно затронула 1937 год. Именно репрессии показали, к чему приводит необдуманная смелость и храбрость.

          В том страшном году жил в селе один дедушка Игнат, всегда ходивший в будёновке, а на ночь прятавший её под подушку. Полный Георгиевский кавалер, он прошёл Первую мировую и Гражданскую войны. Именное оружие ему вручал лично Фрунзе. Этот револьвер хранился «надёжно» на чердаке дома. Несмотря на такие заслуги, в тридцать седьмом году ночью приехали за сыном, председателем сельсовета. За что его забрали и расстреляли в течение суток как «врага народа», отец так и не понял. Дошло до него, когда через несколько ночей забрали и сноху, колхозного бухгалтера.  Он понял, кто на самом деле в этом виноват.

            Выпив для храбрости сто грамм водки, храбрый дед вырезал из газеты портрет Сталина, достал с чердака револьвер и отправился с ним в сад. Ночью при Луне. Вставшая на его пути жена Марфа умоляла мужа не делать этого:
        - Узнают, Игнат, заберут и тебя, с кем я останусь?
        - Не бойся, жена, никто не узнает, а я хоть его портрету отомщу.
          Марфа успокоилась, а Игнат повесив портрет Сталина  на дереве, выстрелил в него один раз. И ничего бы не случилось, если бы не два обстоятельства.

              В ту ночь согласно календаря на небе радовало глаз полнолуние. В такую ночь многим не спится. Бессонница одолевает. Коснулась она и соседки Игната. Уже час она, проснувшись и выпив стакан квасу, сидела у окна, любуясь Луной-красавицей. Услышав выстрел в соседском саду, она быстро перевела свой любопытный взгляд  с неба на землю. Одев очки, женщина с помощью лунного света пыталась рассмотреть в кого или во что стрелял сосед. Ей это не удалось: расстояние не позволяло.

            Выпив с горлышка тут же ещё грамм сто, Игнат медленно вернулся в дом, забыв снять расстрелянный им портрет (пуля попала в "усы").

            - Ты что наделал, Игнат,- возмутилась жена, - второй раз хочешь меня сиротой сделать? Почему портрет не забрал? Ты что, дурачок, не соображаешь, какие нынче времена наступили? На прошлой неделе  Кольку Гордиенко за анекдот про Сталина забрали. Иди забери этого "усатого", подальше от греха.
            - Да отвяжись от меня, я – не трус и никого не боюсь. Я Перекоп брал. Меня не запугаешь. Тебе надо, иди снимай его с дерева.

             Не став спорить, Марфа, одевшись, пошла в сад. Обошла все деревья, но газетного Сталина не нашла. «Наверное, ветром унесло этого окаянного вождя»,- подумала она про себя, и пошла спать.

            Воскресное утро встретило её дождём. Справившись по хозяйству, приготовив завтрак, она пошла снова в дом, где продолжал видеть сны бывший будёновец. Вскоре задремала. Снится ей, как она вместе с Игнатом переходит Сиваш по колено в воде. Вдруг её ненаглядный, поймавший на лету белогвардейскую пулю, падает в холодную воду. Последними его словами были: «Живи дальше, любимая, а я отвоевался. Меня убили». Расплакаться во сне она не успела: постучали в окно. Выглянув в него, потеряла сознание. Сомнения отпали: это пришли за её мужем.

           Когда Марфа очнулась, в доме его не нашла. Сон оказался вещим. Только после смерти Сталина  узнала, что её Игнат разделил печальную судьбу сына и снохи.
         - Говорила же я тебя, милый Игнат, - часто плакала вдова, мысленно разговаривая с покойным мужем, - не всегда нужна  храбрость. Иногда полезно и сыграть роль труса. Не послушался меня, мой дурачок».

         Выслушав эту грустную историю двадцатилетней давности, рассказанную соседкой Григория, гости, поникнув головой, стали расходиться. "Артист" из фильма их убедил, что своё геройство надо показывать, когда в этом есть необходимость. Как субъективная, так и объективная. Примеры тому, подвиги советских солдат и офицеров на полях сражений Великой Отечественной войны.

17.05.2017 г.

Фото из Интернета


Рецензии
Спасибо Вам огромное. Ваши рассказы столь реалистичны, что картины появляются перед глазами.

Светлана Назарова 2   27.02.2020 13:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.