Пионерская комната. Воспоминание 1
В нашей же школе пионерам была выделена отдельная просторная комната. Хотя прошло много времени, но я отчётливо вижу в ней следующее. В центральной части одной из стен, защищённой от прямых солнечных лучей, прикреплено знамя школьной пионерской дружины. Древко расположено с наклоном в правую сторону, а полотнище бордового цвета, на которой золочённые надписи и лик Владимира Ильича, развёрнуто.Края окаймлены жёлтой бахромой. Поверх полотна натянут целлофановый прозрачный чехол. Пикообразный наконечник с Серпом и Молотом внутри серебрил вершину древка.
Под знаменем установлена, сделанная из фанеры и обтянутая красной материей тумба-постамент. На её вершине, выполненной в виде наклонной полки, размещены барабан с барабанными палочками и пионерский горн с вымпелом, прикреплённым к его протяжённой ручке.
На стене, у потолка, красного цвета лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»Также на стене, вокруг знамени, полукругом-радугой написано большими буквами: «К борьбе за дело коммунистической партии всегда готовы!»
На остальных стенах расположено следующее. На освещённой солнечным светом стене, на её левой стороне с заголовком «Заветы Ильича», а ниже с подзаголовком «Законы юных пионеров», столбиком размещены пронумерованные предложения, из которых я запомнил, что « … пионер должен слушаться старших и заботиться о младших» (тех, кто младше возрастом имелось в виду). Ещё висели тексты клятв пионеров 20-х, 30-х, 50-х годов, которые произносились школьниками при вступлении в ряды Пионерии. Очень суровый и бескомпромиссный текст клятвы пионеров 20-х годов. Также были какие-то торжественные обещания пионеров, приуроченные к партийным съездам. Помню крупно написанные строки: "Как повяжешь галстук - береги его, ведь он алой крови - цвета одного".
В центральной части стены висела переносная доска, на верхней части которой крупно написано «Моральный кодекс строителя коммунизма». Под заголовком текст, в котором было около двадцати пунктов, из которых в моей памяти остался пункт, гласящий о том, что «… человек человеку друг, товарищ». Эта доска периодически вывешивалась или в коридор первого этажа у входа в школу или в рекреациях правого или левого крыльев школьного здания.
Текст морального кодекса строителя коммунизма заставляли учить наизусть, чтобы каждый пионер без запинок мог воспроизвести все пункты в любое время суток, даже, если разбудят, ночью. Так нам внушали учителя.
Тогда, начало 60-х годов, было удивительным временем. В связи с успешными стартами ракет с космонавтами на борту, начиная с Ю.А. Гагарина, а также объявленном с высоких правительственных трибун о построении через 20 лет, примерно к середине 80-х годов, коммунизма, народ пребывал в радостной эйфории, подобной в 2014г. после взятия-присоединения Крыма. О скором пришествии коммунизма извещали транспаранты, развешенные на домах и в виде растяжек над дорогами, на центральных улицах городов и райцентров. Также эта весть была размещена вдоль автомобильных дорог и, особенно, на перекрёстках. При выезде из населённого пункта, над дорогой, как правило, можно было прочесть «Наша цель – коммунизм!». Сейчас читаю на этих местах лозунги типа: «Да хранит вас Бог!»
Мы, пионеры, искренне недоумевали и возмущались ворчанью стариков по поводу скорого коммунизма. Это ж будет как здорово: изобилие у каждого во всём, ведь согласно главного тезиса нового времени утвердится «От каждого по труду и способностям и каждому по потребностям!» И будет белый хлеб в изобилии, и не надо убегать с уроков в школе, чтобы занять очередь в магазине за белым хлебом, так как свободно продавался только чёрный хлеб.
В школе мы, как и все ученики в других школах, писали сочинения на тему «Каким я представляю коммунизм» или другую подобную тему. В школах, чтобы мы старались писать как можно красочней, устраивались конкурсы на лучшее сочинение о коммунизме.Нам говорили, что лучшее школьное сочинение на эту тему будет направлено в Москву, в газету «Пионерская правда», которая, как утверждалось, объявила всесоюзный конкурс сочинений на тему о коммунизме, а признанные лучшими будут обязательно опубликованы на страницах газеты.
Так вот, в правой части пионерской комнаты были вывешены лучшие школьные сочинения о коммунизме и роли пионерии в его построении.
Мне запомнилось, как учитель по русскому языку и литературе, отмотавший по ложному навету в сталинских лагерях почти весь срок, освобождённый по амнистии и вынужденный сменить фамилию и биографию, чтобы устроиться на работу по специальности (об этом я узнал позже), со скрежетом в зубах рассказывал о прелестях будущего коммунизма.
Далее, у входной двери находились следующие переносные доски: слева – «Доска почёта», где были размещены фото лучших пионеров за промежуток времени в четверть учебного года, а под фото – текст с кратким описанием причины появления на доске.
Справа от двери крепилась «Доска позора» с рисунками в виде шаржей. Под каждым рисунком приводилась одна или несколько фамилий с подробным описанием их деяний, или же вместо рисунка – фото с результатом их «художеств». Фотографии самих виновников не размещались.
Эти две доски из пионерской комнаты перевешивались либо в школьный коридор, у двери пионерской комнаты, либо в другие места школы. Список «героев» досок регулярно обновлялся и, доходило не раз до абсурда, когда один и тот же ученик одновременно мог находиться, как на «Доске почёта», так и на «Доске позора».
И ещё, целая стена была увешена портретами пионеров-героев. Централизованно поставляемые, выполненные качественно, на цветной бумаге портреты пионеров, непременно всех с яркими пионерскими галстуками, с описанием их подвигов, были одним из основных достояний пионерской комнаты. Среди героев-пионеров, как, например, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Виктор Черевичкин и других, запомнился портрет Зои Космодемьянской, которую почему-то разместили среди несовершеннолетних героев, пионеров-школьников.
Среди портретов-героев были не только те, кто совершал подвиги в военное время, но также - и в мирное. Например, хорошо запомнил одного юного героя, который передвигаясь вдоль железнодорожного пути, вместе со своей младшей сестрой, обнаружил надломанный рельс. Когда услышал звук приближающегося состава, недолго думая, чтобы предотвратить аварию и остановить поезд, взял белый платок сестры, вскрыл перочинным ножиком вену на своей руке и обагрил платок кровью. Затем побежал навстречу составу, развернув платок и размахивая им, как красным флажком. Машинист заметил и вовремя остановил движущийся состав.
В комнате также были стеллажи с фотоальбомами, рассказывающими и показывающими повседневную жизнь пионерской дружины школы. А рядом, на стене, находился постоянно обновляемый стенд с лучшими стихотворениями учеников различной тематики, в основном, из пейзажной лирики, и творения, воспевающие Родину-мать.
Рассказ о пионерской комнате был бы не полным, если бы я не упомянул бы о пионервожатом, благодаря стараниям которого комната выглядела так замечательно.
В 60-х годах в педагогическом коллективе городской школы, согласно штатному расписанию, значилась освобождённая должность «Пионервожатый».
Наш пионервожатый, возрастом чуть за 20 лет, всегда ходил с повязанным, необычайно пышным шёлковым галстуком, концы которого крыльями птицы трепыхались на его груди и, казалось, излучали дополнительный яркий свет. В педагогическом коллективе был уважаемым. При встрече с ним все учителя и, даже директор, прежде чем поздороваться за руку, приветствовали его пионерским салютом, вскидывая ладонь правой руки, как было принято, в районе переносицы. Ещё у него на голове была модная по тем временам, с зачесом назад, причёска и чем-то похож был на известного певца Сюткина. На нём ладно сидел рыжего цвета клетчатый пиджак, причём рисунок был в крупную клетку. А вот очень узкие брюки, которые без мыла не пролезали сквозь ступни (из-за ширины в 8-10 сантиметров), портили впечатление. Всё потому, что ноги его были как ухват (говорил в шутку, что его все предки были великими кавалеристами). Хорошо, что через два года мода резко переменилась – стали быстро популярными брюки-клёш, с шириной в нижней части до 30-35 см, а на танцплощадках можно было видеть подцепленные внизу к брюкам звенящие бубенчики и цепочки.
Мы, пионеры-школьники любили его ещё за то, что он обучал нас супермодному танцу, называемому твист. Причём уроки преподносил весьма оригинально. Включал в пионерской комнате проигрыватель, ставил грампластинку с пионерской песней, которая близко подходила по ритму к твисту, и преподносил нам элементы этого танца, выставляя вперёд ногу - клешню ухвата.
При этом пожилые учителя, завуч и директор школы были категорически против этого танца. Они утверждали, что это вредный, тлетворный, западный танец и музыка к нему разлагающая, а в совокупности, все они мешают строить нам коммунизм – наше светлое будущее, да и вообще портят облик строителя коммунизма.
08.05.2017г. Ильин М.И.
Свидетельство о публикации №217051700999
Алифтина Павловна Попова 05.01.2018 06:20 Заявить о нарушении