Великая, бесконечно любимая и скупая
Одно из таких имён - Полина Мишель Фердинанд Гарсиа Виардо, испано - французская певица. Допускаю, что полное имя великой Виардо знают не все, как и то, что Жорж Санд писала главную героиню "Консуэло" именно с Полины. Однако, без сомнения, когда говорят Виардо, подразумевают - Тургенев, когда вспоминают Тургенева, непременно вспоминают Виардо.
Это и понятно: больше 150 лет некоторым не даёт покоя история нашумевшей страсти великого русского писателя и певицы с мировым именем. Хотя отношения мужчины и женщины - только их личное дело, всегда находятся желающие "пошептаться" и узреть что - то, что, по их мнению, скрывается за молчанием. Были и такие, кто считал Тургенева отцом сына Виардо. Но - это тайна, которую унесли эти двое с собой...
Интересный факт: в 40-е годы 19 столетия не было принято, чтобы женщины занимали места в партере оперного театра. Они занимали только места в ложе. Партер был привилегией мужчин.
Тогда в Петербурге существовала итальянская опера, где пели известные певцы. И в 1843 году появилась в итальянской опере примадонна Виардо, которая с первых выступлений полюбилась публике. Певица приезжала в Петербург подряд два сезона. Уже первые выступления прошли с невероятным успехом: ей восторженно аплодировали, ей посвящали стихи. А Иван Сергеевич Тургенев, впервые увидев Виардо в роли Розины в "Севильском Цирюльнике" Россини, полюбил актрису на всю оставшуюся жизнь.
Влюблённые ведут себя очень по - разному: одни переживают своё чувство молча, боясь произнести имя любимого человека вслух, другие без умолку рассказывают о нём в самых восторженных выражениях. Наш писатель был из последних. Он громко везде и всех ставил в известность о своей любви к Виардо, а в кругу друзей без устали говорил, как он познакомился с певицей.
Справедливости ради, надо сказать, что Виардо в первый год знакомства не очень благосклонно относилась к писателю. Бывая в доме певицы, он больше общался с её скучным мужем, приобщая его к русской литературе, а на званные вечера Тургенева вообще не приглашали. Но когда после смерти матери Тургенев стал обладателем солидного наследства, отношение к нему изменилось. Писатель стал желанным гостем в доме певицы, и уже в первый вечер, когда у него разболелась голова, хозяйка самолично потёрла ему виски одеколоном.
По признанию жены Панаева, Тургенев был очень "крикливым влюблённым", а Белинский вообще сомневался "можно ли верить в такую трескучую любовь".
Полина Виардо... Как она выглядела внешне, все мы помним по известным портретам. Но вот современники находили её очень некрасивой, особенно подчёркивая её сутулость, глаза на выкате и её огромный рот. Репин вообще находил, что смотреть на неё в анфас вообще невозможно. А Тургенев говорил, что "...ни одной точки в лице мадам Виардо не поменял бы." В типе лица её было что - то еврейское, хотя Тургенев уверял, что она испанка. Так или иначе, Иван Сергеевич остался её преданным другом, не знавшим иной любви до конца дней.
Язвительная жена Панаева, Авдотья Фёдоровна, утверждала, что происхождение певицы выдавала её жадность, о которой стало известно всем.
А дело было так. В театре скончалась хористка, бедная женщина, которая своим трудом содержала маленьких детей и старую мать. Все итальянские певцы и певицы, даже хористы из своего скромного заработка пожертвовали деньги на похороны женщины, кроме Полины Виардо, которая не дала ни гроша.
А когда давался благотворительный концерт в пользу хора, в котором считали святой обязанностью принять участие все певцы, Виардо петь отказалась. Этот вопиющий факт стал известен всем, и отношение к певице несколько изменилось.
В те времена было модно устраивать вечера, на которые приглашались петь итальянские певцы. Такой вечер должен был пройти в имении князя Вороцова - Дашкова. Естественно, никто из итальянских певцов и не подумал предъявлять видному князю какие - либо условия. Но Виардо, вероятно, считала иначе. Она в письменной форме заявила, что петь будет при условии, что ей выплатят не менее 500 рублей. Князь на условия певицы согласился.
Приехали гости, которых хозяева очень тепло встретили, со всеми любезно разговаривали. Виардо же достались только скупые поклоны.
Когда Полина закончила пение, лакей поднёс ей на подносе пакет с деньгами. Представьте себе реакцию присутствующих! Я уж не говорю, что после выступлений артистов состоялся вечер, на который Виардо не пригласили.
Эта весть быстро распространилась по Петербургу. Публику возмутила бестактность певицы. Вероятно, и она досадовала на себя, тем более, что все, кто пел на вечере у князя, получили подарки тысячи на две.
Тургенев пытался оправдать Виардо, уверяя, что это муж её виноват, но аргумент был неубедительный: все знали о независимости певицы относительно мужа, который не вмешивался в её денежные дела и даже побаивался супруги.
Когда через семь лет Виардо снова приехала петь в Петербурге и Москве, зрители принимали её довольно холодно. Тургенев, как и прежде, был в восторге от пения Виардо, хотя она утратила свежесть голоса, не говоря о том, что стала ещё дурнее внешне.
Во всех случаях, имена Виардо и Тургенев в сознании потомков неразделимы. ТАК преданно любить как наш писатель, дано единицам.
Кто бывал в немецком Баден - Бадене, возможно, видели памятники Тургеневу и Виардо и слышали рассказ о жизни писателя в этом курортном местечке. Наверняка, не надо объяснять, что сюда он последовал за своей любовью, т.к по его признанию: -"С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, с той роковой минуты я принадлежал ей весь, как собака принадлежит своему хозяину. Я уже не мог жить нигде, где она не живёт; я оторвался разом ото всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной. Я не мог отвести взора от черт её лица, не мог наслушаться её речей, налюбоваться каждым её движением; я, право, и дышал вслед за нею."
Какая женщина не мечтает услышать ТАКОЕ признание в свой адрес?
Свидетельство о публикации №217051801069
Олег Никогосян 25.05.2017 13:59 Заявить о нарушении
Лиля Брик. Мне трудно быть объективной, т.к. эта женщина - хищница и эгоистка, за которую после смерти Маяковского заступился К. Симонов, мне не импонирует. Её своеобразная любовь к Маяковскому не принесла счастья ни ему, ни ей.
Маяковского обожаю! Особенно его лирические произведения. Он - внимательный, нежный(не смотря на внешнюю брутальность) - человек слабый: очень уж хорошо изучили его женщины и сыграли роковую роль в его судьбе.
Коллонтай - антипод Маяковского: знала, что ей надо, и достигала намеченного.
Что общего? Мне кажется, все они отмечены Богом, но так по - разному. Жорж Санд добавить бы немного нежности Маяковского и женственности Лили Брик, Лиле бы не помешало забыть о себе, и больше думать о мужчинах, которых она всю жизнь мучила. Маяковскому надо бы немного воли и сознания собственной значимости, а Коллонтай, наверное, можно пожелать помнить, что она - Женщина.
А общее, наверное то, что все они - Личности неординарные. Иначе сегодня мы бы их не вспоминали.
Удачи Вам всегда и во всём.
Магда Кешишева 25.05.2017 15:20 Заявить о нарушении
Магда Кешишева 26.05.2017 18:49 Заявить о нарушении
Здоровенный (высокий-плечистый), лицо замятое мужицкое, голос "блатной", а как запоет "...а я её любил", всё!
Нежность нечеловеческая!
И этим мне они похожи.
(Если вдруг не слышали эту песню, найдите, она так и называется "А я её любил". Даже если вам шансон-городской романс претит, эта песня невыносимо тонкая.)
Лана Ветла 21.09.2017 21:26 Заявить о нарушении
Магда Кешишева 21.09.2017 22:01 Заявить о нарушении