Ревизор в Ставрополе

Современная комедия в исполнении известных лиц
 В разгар Страстной недели, 13 апреля, в Ставрополе на сцене Дворца детского творчества состоялся предпремьерный показ «Ревизора». Но если кто-то думал, что попадет на классическую постановку – глубоко ошибся, это был осовремененный вариант в постановке режиссера театра-студии «Слово» им. В. Гурьева Евгения Пересыпкина, а жанр спектакля обозначен был как «Современная комедия в исполнении известных лиц». По воле постановщика героев гоголевской комедии сыграли ставропольские чиновники, общественные деятели, журналисты, шоумены и депутаты. Многие зрители не скрывали своего восторга именно этим обстоятельством: «Отличный режиссёрский ход - пригласить играть в спектакле «Ревизор» не артистов, а реальных, настоящих слуг народа - политиков, журналистов, чиновников. И тем, кто «не просёк фишку», в зале было делать нечего. Зритель обязательно должен быть подготовлен и знать должности, биографию и прочие подробности про самих артистов). В этом ключ, слово режиссёра. Наслоение биографии медийной личности и биографии гоголевского персонажа давали пьесе новый тон и звучание. С большим юмором и долей горькой иронии сказали о себе, о городе, крае, о России и о каждом из нас, сидящем в зале. Такой вот ставропольский постмодерн!

Не удивительно, что полтора часа в столь интригующей обстановке, пролетели как один миг. И даже разделение зрителей на специально приглашённых и тех, кто сам купил себе билет и был отправлен на галерку («По купленным билетам вход через 2-й этаж, здесь же проходят только по приглашениям, - предупреждала на входе в партер девушка-билетер), не испортило настроения. Зрелище того стоило – очень уж пощекотало нервы что обычным зрителям, что приглашенным высокопоставленным чиновникам (мэру Г.Колягину, спикеру краевой Думы Г.Ягубову и др.). Действие происходит в мифической курортной зоне «Классная поляна» - герои строят новый туркластер, но при этом большая часть бюджета в виде миллиардных сумм оседает в карманах у его директора и его заместителей. По словам режиссера, выбор места действия не случаен, мол, если вы «забьёте» в Интернете «туристско-рекреационный кластер», то он выдаст 5 кластеров, которые в России должны быть на этот момент, но они до сих пор не построены. По прежнему актуальны перипетии грандиозной стройки в Сочи и строительство моста в Крыму, которые обсуждают до сих пор. Так что тема, по его словам, актуальна, чиновники, война с коррупцией — это то, что сегодня не сходит с полос газет и экранов телевизоров, а «Ревизор» как раз высмеивает взятоничество, мздоимство и страх нечистых на руку чиновников перед государством. (Хотя если говорить о строительстве моста в Крыму, оно идет строго по графику, к концу 18-го года откроют автомобильную часть, а железнодорожную – в 19-м. Другое дело, туркластеры, всего в России запланировано создание 56-ти в 40 регионах. За последние 6 лет на их реализацию было направлено 21,9 млрд. казенных денег, а объем привлеченных частных инвестиций в 16-м году составил всего лишь 2,5% от этой суммы – 553 млн рублей. В СКФО самая большая концентрация особых экономических зон этого типа – 7 из 15 зон. Это «Мамисон» (Сев.Осетия), «Архыз» (КЧР), «Матлас» (Дагестан), «Армхи-Цори» (Ингушетия), «Эльбрус-Безенги» (КБР), «Ведучи» (Чечня), а также пока не получившая отдельного названия ОЭЗ на КМВ, по которой еще даже не заключено соглашение об управлении. Аудиторы Счетной палаты в прошлом году сообщили о ряде серьезных финансовых нарушениях в ходе реализации проекта туркластера – в частности, о размещении значительной части уставного капитала АО «Курорты Сев. Кавказа» (КСК) на счетах Нацбизнесбанка. Размещение средств КСК в Нацбизнесбанке носило высокорискованный и коррупционный характер.  А после того как апреле 2014 года у банка была отозвана лицензия ЦБ РФ, эти деньги «зависли», и по итогам года у компании образовался непокрытый убыток в размере 2,561 млрд рублей). Так что выбор места действия – точно в десятку.

И вот, строго по Гоголю, в один прекрасный день господ-чиновников настигает «принеприятнейшее известие»: к ним с проверкой едет ревизор - сотрудник администрации президента. Но, как и в пьесе, за ревизора принимают случайного служащего. В процессе того, как чиновники стараются от него откупиться, открывается правда: кластер – банальная обманка, где в санаториях люди «как мухи выздоравливают». Е.Пересыпкин признался: «От Гоголя там остался только текст… мы придумали туристско-рекреационную зону с названием «Классная поляна», вокруг которой и крутится действие. Мы насытили современными деталями жизнь персонажей... Приоткрою завесу тайны: в постановке зрители увидят даже элементы шоу-бизнеса: корпоратив чиновников с приглашенной «звездой», посиделки в бане, громкое застолье. И необычное амурное приключение Хлестакова, но, конечно, в рамках дозволенного». В сцене с банькой ставропольского Хлестакова развлекали программой с участием знаменитого артиста, «напоминающего Стаса Михайлова». В этом эпизоде на сцену в облаке дыма и сопровождении шоу-балета (в исполнении Дарьи Сидоренковой и Алевтины Бороденковой) вышел певец, композитор и шоумен Сергей Лещёв, не только написавший музыку для проекта, но и исполнивший роль начальника охраны Держиморды. Земляника же (глава комитета по культуре и молодежной политике администрации Ставрополя Вячеслав Коршун), душа любой компании, но и сплетник и наушник, в это время обрабатывал веником Хлестакова, нашептывая ему о своих подельниках. И все это, как сказал режиссер, под «нежную музыку фолк-группы «MalinaBand», создавшего в последней сцене атмосферу «гламурной тусовки и позабавившей зрителей песней Мерлин Монро». Интересно, что осовременив постановку мобильниками и разными гаджетами, гоголевский текст был режиссером сохранен. И это вызывало своеобразный комический эффект – Хлестаков отправляет приятелю Тряпичкину сообщение не в письме, а шлет аудиозапись по мобильнику, затем члены «корпорации» вырывают друг у друга айфон, чтобы послушать уничижительное мнение о себе «столичного ревизора». Не могли не вызвать смех и их чаты - ироничные сообщения, которые отражались на экране. И при этом все изъяснялись на языке 19 века.

Однако смелость режиссера тем и ограничилась – никаких намеков-совпадений с реальными чиновниками в постановке нет, вроде они вымышленные персонажи, а вроде как бы и нет, и вообще – спрос только с Гоголя. Зато этих «героев» играют реальные чиновники, депутаты и т.д. Все это придает пикантность, «изюминку» постановке, низводя ее, увы, с уровня профессионального спектакля на уровень капустника. Потому как всерьез говорить об «актерской игре» тут не приходится. Зато получилась эдакая фронда чиновников, которые «против»… А против чего, собственно, тот же председатель краевого отделения Союза журналистов России и главред «Ставропольской правды» (которая существует на дотациях казны) Василий Балдицын-городничий, пересидевший не одного губернатора на разных должностях? – правильно, он против сложившегося положения. В то же время, в провластной газете практически не встретить критики этой самой власти. Вот почему реплика городничего в исполнении В.Балдицына: «...мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трёх губернаторов обманул!..» - вызвала гомерический смех в зале, кто ж не знал, что он в течение 4 лет работал ко всему еще и зампредом краевого правительства. Кстати, он так вошел в роль, столь грозно и от души «приложил» сидевших в зале многочисленных коллег-«щелкоперов», что заподозрить его в неискренности было трудно, видно, накопилось у человека.

Что же до самих «щелкоперов», то в пьесе их немало. Добчинского-Бобчинского (кто ж не помнит непревзойденный дуэт Державина-Ширвиндта!) лихо изобразили телеведущая «26 регион» Е.Перова и ведущая «Русского радио» В.Богданова. Почему постановщик столь вольно превратил городских сплетников в женщин, он объяснил так: «Это беда, что в оригинальном «Ревизоре» всего два женских персонажа - Анна Андреевна и Марья Антоновна. Да и те персоны сугубо хозяйственно-домашние. Поэтому в нашей постановке появились Бобчинская и Добчинская. В наше время, когда женщины выходят на первый план, они в большинстве случаев меняют нашу жизнь». И обе с таким «драйвом» сообщили о приезде ревизора, что легко убедили остальных в правдивости слуха. При этом они еще и флиртовали, фехтовали зонтиками, впрочем, публика благосклонно оценила это «хулиганство» и отступление от авторского замысла. В конце концов, это же не гоголевский «Ревизор», а «по мотивам»… Позвал режиссер и других журналистов: Ляпкина-Тяпкина изобразил ведущий «Русского радио» Иван Высочинский, жену почетного лица города Коробкина - корреспондент «Вечернего Ставрополя» - О. Метелкина, Растаковского - шоумен, телеведущий Г.Натье, слугу в гостинице - фотохудожник Алексей Блужин, ну а самого Хлестакова - телеведущий СТВ Илья Захаров. Радиоведущая и бизнес-тренер Юлия Пересыпкина в роли Марьи Антоновны была весьма убедительна, «охмуряя» ревизора, очень уж ей хотелось самой стать «столичной дамой». Особенно зрителям понравилось, как она метко со сцены в зал попала «букетом невесты» через плечо, прямо в руки председателю городской Думы Ставрополя Георгию Колягину, который не растерялся даже тогда, когда артистам вручили букет с крупной надписью «взятка».

Бывшие КВН-щики, ныне члены краевой Общественной палаты, Егор Басов и Юрий Фунда сыграли роли почмейстера Шпекина-директора по строительству и частного пристава-частного директора по безопасности. Говорят, что это им принадлежит идея с «переходящей» уткой, которую воплотил постановщик. Утка появляется в 1-м действии в руках Ляпкина-Тяпкина (Иван Высочинский), одетого в охотничий костюм. Потом утка оказалась у директора по строительству Шпекина (Е. Басовича) – он и фотографировался на мобильник с ней, и поил из своей рюмки, и пьяно вальсировал с ней. Это было смешно, залу понравилось. Возможно, в этой подсадной утке был намек на фейковость всего зрелища? Кто знает… В роли Анны Андреевны выступила зам.главы администрации Ставрополя Татьяна Середа. Она и сама флиртует с «ревизором», но и не забывает об интересах семьи - пристраивает дочке выгодную партию. По словам Т.Середы, ей «традиционная трактовка Гоголя известна с младых ногтей, но тем-то и отличается классика Золотого века, что она всегда актуальна». Судя по ее словам, она получила немалый «адреналин от игры, тем более, что спектакль довольно сложный… Мы постарались его осовременить, но так, чтобы не скатиться в кич». Хотя надо признать, сцена с вечеринкой – чистый кич, но жизненно-реальный… Роль почетного лица города Коробкина изобразил депутат Николай Новопашин, тот самый, который на 70-летие Победы выступил с инициативой разместить баннеры с изображением Сталина и который на самом деле много добрых дел делает как руководитель Спасо-Преображенского реабилитационного центра: «Спасибо моему другу режиссёру за возможность принять участие в этом проекте и рад, что зрителям понравилась наша премьера. Сразу скажу, что все совпадения случайны и ревизор поедет в Саратов согласно предписанию Гоголя». Президент коллегии адвокатов «Принцип права» Вячеслав Савин весьма подошел на роль слуги Хлестакова Осипа. Женой смотрителя училищ, вечно пьяного директора по персоналу Хлопова была директор Ставропольского Дворца детского творчества Лариса Козлова, видео отдельных сцен снял молодой кинорежиссер из Михайловска Дм. Москвитин (ставший известным по своему триллеру «Интервью»), купцов-просителей исполнили артисты студии «Слово» Игорь Кофанов, Алевтина Бороденкова, Евгения Попова.

А финал пьесы так и остался гоголевским. Поэтому фраза городничего «Над чем смеетесь - над собой смеетесь!» - прозвучала символически. Действительно, чиновники на сцене и в зале так радостно смеялись и аплодировали тому, что им бросили в лицо разоблачения, сорвали маски – ведь в реальной жизни слугам народа редко кто об этом посмеет сказать. А тут вроде и фронда – разоблачение взяточников и казнокрадов, и в то же время кукиш в кармане - не случайно же место действия «Классная поляна» - толстый намек на сочинскую «Красную поляну» и как бы виновата во всем «Москва», а «мы» ни при чем.

Такой вот постмодернизм по-ставропольски получился. Правда, постмодерном разве кого удивишь нынче, особенно после московских постановок, где князь Мышкин превратился в Тьмышкина-педофила в интерпретации Богомолова, когда чеховских трех сестер, по воле режиссера представляют лесбиянками, последние же - таганковкая постановка «Чайки» и трактовка питерским режиссером Долиным Гамлета (актер Козловский) так и вовсе поразили, зато завоевали «Золотую маску». Изумил многих новым видением Анны Карениной и фильм Шахназарова. Так что «Ревизор» Пересыпкина в череде многих постмодернистских интерпретаций – вовсе даже как бы норма, а не сюр. Его так много в современной жизни, что театру и не снилось. Собственно, проблемы театра во взаимоотношениях со зрителями лежат отнюдь не в плоскости актуальности поданного материала. Проблема - в подаче материала. Нынешний люд, избалованный спецэффектами в кинематографии и яркой, сочной картинкой на экране, хочет уже чего-нибудь «эдакого» - его нужно удивить. И чем вызывающе это будет сделано, тем лучше. И режиссеры с удовольствием идут по этому пути, и классика в ее традиционной интерпретации теперь как раз и стала редкостью, по которой соскучился и зритель на самом деле. Потому что капустник хорошо, а искусство все же лучше, это немного разные вещи. Осталось сказать, что сам режиссёр театра-студии «Слово» остался доволен постановкой, было «не скучно», в зале на 750 мест – аншлаг, для тех, кто не смог попасть на спектакль, телевизионную трансляцию в прямом эфире вела компания «26-й регион». Поскольку спектакль был благотворительным (Дворец продал билеты на 117 тысяч), все собранные средства пойдут на развитие Дворца детского творчества. А у представления будет повтор: Евг.Пересыпкин сообщил со сцены, что есть планы показать «Ревизора» в дни празднования 240-го юбилея Ставрополя, 16 сентября.

Опыт ставропольских актеров уже одобрили театралы и из других регионов России, в частности председатель Независимого творческого объединения «Зрительские симпатии», актер театра Сергей Кузьминцев отметил важность данной интерпретации «Ревизора» из Саратова: «Творческие эксперименты, конечно же нужны, они дают возможность людям выбрать лучшее из того многообразия предложенных вариантов и найти что-то близкое себе по духу. Начиная с 2012 года, поставлены и показаны на суд зрителей уже пять спектаклей, в том числе спектакль-мюзикл «Комическое совпадение» (по Н. Гоголю, «Ревизор»), «Свадебные хлопоты» (в основе произведения со свадебными сюжетами Антона Чехова и Михаила Зощенко), «Иван Васильевич» (по мотивам произведения М. Булгакова), «Свахи» (по произведениям «Ханума» А. Цагарели и «Свадьба» Н. Гоголя). Прибыль от продажи билетов направляется на адресную помощь талантливым детям города, приобретаются музыкальные инструменты, спортивное снаряжение, костюмы, оплачиваются поездки на конкурсы и фестивали». Так что надо думать, театр-студия «Слово» будет и дальше радовать ставропольского зрителя новаторскими зрелищами.


Рецензии