Высокие отношения
Она также обратила внимание на то, что проект этот – не коммерческий, потому что художник не ставил цель продать свои работы. Поэтому она категорически отвергает домыслы и обвинения в том, что московские художники или мастера живописи из других городов России «приезжают к нам пиариться, и пусть тогда платят за это деньги!» Цель проекта – показать лучшее, что есть в мире современной живописи, открыть окно в мир большого искусства. Так было с выходцем из Ставрополя, а ныне московским живописцем Орловым, с которым у музея сложилось тесное сотрудничество, а история взаимоотношений уходит в прошлый век. Экспозиция с московским художников Ромашко – из той же программы, его выставка прошла в краевом центре с большим успехом. Проект, осуществленный с художником из Ростова-на-Дону, ныне живущим в Москве, В.Рябчиковым как бы продолжение этой истории. Но, как призналась директор музея, он «художник другой волны», он живет своим творчеством, редко бывает на выставках своих коллег – «чтоб не мешали» его внутреннему миру, созданию оригинальных работ.
Сам мастер рассказал, что рано став членом Союза художников, переехал в столицу тогда, когда почувствовал, что родной Ростов стал ему тесен: «Я чувствовал себя овечкой на колышке, и я выдернул его, переехав в столицу. Тут много разных галерей много самых разных художников, авторов, просто интересных людей. Я познакомился и стал сотрудничать с Академией искусств, благодаря этому – попал в разные зарубежные проекты». Конечно, это был прорыв для него и в творческом плане, и в личностном.
Говоря о галереях и их воздействии на художников (а он хорошо знаком с Лондонской, Бирмингемской и многими другими), В.Рябчиков признался, что испытал на себе давление галеристов: «их требования - пиши так, как диктует мейнстрим… да, в Америке есть спрос на живопись, люди покупают картины от 5 до 10 тысяч долларов, в моде жикле, мол, попробуй и ты. Пробовал, больше не буду, не получается, да и зачем мне себя переделывать, ломать? И я с ними закончил. И копии не делаю, даже со своих картин, хотя меня считают неплохим копиистом…» А вот что он рассказывает о начале своего пути в живописи так: «Родился я в Мариуполе в 1967 году. Отец мой был художником-оформителем, в основном он писал лозунги и плакаты на заводе, был великолепным копиистом. И, хотя видел мое увлечение рисованием, не считал профессию художника серьезной. Поэтому сначала я поступил в металлургический институт, пытался поступить даже в военное училище в Одессе, а когда не получилось, через год поступил в Ростовский педагогический институт на графический факультет, который закончил в 1994 году». Еще будучи студентом, с 1988 года, он стал выставлять свои работы. Он участник более двухсот групповых выставок в России и за рубежом, в том числе выставки в проекте немецком проекте «Русские идут» («Die Russen Kommen»), который продолжадся с 1992 по 2002 год. На его счету также более 20 персональных выставок. Картины приобретены многими художественными музеями и частными коллекционерами в России, Европе, США. В 2007 году получил Золотую медаль Международной Академии Культуры и Искусства «Народное достояние». В 2011-м - орден «Служение искусству» I степени («Золотая Звезда») Международной Академии Культуры и Искусства.
Поворотным моментом в его жизни стало участие в 1999 году в региональном проекте «Мастера изобразительного искусства Северного Кавказа защитникам отечества» (Ростов-на-Дону), где стал дипломантом, пото в 2002 году также в региональном фестивале «Молодые художники Северного Кавказа» (Ставрополь), когда он получил Золотой диплом. В этом, кстати, большая заслуга Зои Белой, увидевшей в молодом живописце талант и пригласившей показать работы в Ставропольском музее изобразительного искусства. Сама она вспоминает о том времени с юмором: «В Ростовском музее в 1999 году тогда проходил пилотный проект «Мастера изобразительного искусства Северного Кавказа защитникам отечества» при поддержке Министерства культуры, я обратила внимание на его работы, а потом директор музея изобразительных искусств Людмила Мальцева повела меня в его мастерскую где-то на окраине города, в частном секторе. И вот мы вошли в небольшую мастерскую и онемели от вида огромных картин, ярких, светлых, совершенно не похожих на другие, на нас словно обрушились краски, образы, портреты… И вот 10 работ мы привезли из Ростова в Ставрополь, и они привлекли внимание публики». Да и как было не поддаться очарованию его картин, которые по словам З.Белой есть «уникальное сплетение техник, мотивов, образов и приемов, необыкновенное изящество полотен. …он не останавливается только на том, чтобы мы видели красивую, необычную, таинственную и загадочную живопись, он заставляет нас постоянно думать, как привык это делать сам – неустанно работать над собой, что связано с широким спектром знаний как в области культуры, искусства, литературы, так и в процессе изучения эпохи, к которой обращается и в которой он живет».
С ней согласна и искусствовед Ольга Бендюк: «Рябчикова давно определили в категорию художников «магического реализма». С этим не поспоришь. В картинах все и всё вне конкретного времени и пространства. Реальность погружается в фантастическую среду и наоборот: в реальной среде происходят невероятные события… Он художник светлый, ищущий и создающий гармонию бытия. В его картинах мир иллюзий и мир реальности не противопоставлены друг другу».
Оригинальность работ В.Рябчикова обусловлена в немалой степени его девизом «художник не имеет права на ошибку», все остальное – от лукавого. В доказательство ссвоей позиции, он рассказал такую историю: «Был я как-то в Венеции, мне показали там квартал – большие ворота, двор с колоннами, на одной стене сохранилась роспись 1820 годов. И мне рассказали, как работали итальянские художники, в основном на заказ, и им надо было укладываться в смету. Вот тебе 20 г лазури, на 2 плаща, и все, ты не имеешь права не уложиться в эти параметры. Поэтому мастерство было уникальное, это были профессионалы, тем более те, кто работали с фресками». Их пример запомнился русскому мастеру и он стремится работать также точно. Рассказывая о возникновении циклов в его творчестве, он сказал, что мистерия привлекла его своей загадочностью, собственно творчество, живопись и есть самая большая загадка. Это был противовес всему тому, что он до сих пор делал, она изменила даже его концепцию жизни – так появились на его полотнах замы с затененными глазами, а то и написанные со спины, деревья самой причудливой формы то закупоренные в средневековых стеклянных сосудах, то в сферах, напоминающих мозг и проч. Иногда он рисует фрукты. Так, китайцы вывезли 30 картин с изображением разных плодов земли. Особенное восхищение у них вызвала картина, на которой изображены морковки, выложенные в виде крыла – они в ней увидели особую поэзию. Не менее интересен цикл «Буратино» - это из детства, напоминание о домашнем театре и в то же время «чтобы избавиться от этих воспоминаний!» В него входит более полусотни полотен, на них буратины самые разные, главное же для художника было «не свалиться в монстры, а показать клоунаду, светлый гротеск». Это обращение к детским воспоминания он объясняет «склонностью к созерцанию и задумчивости», которые были его вечными спутниками: «Все, что есть вокруг, уже наполнено глубоким смыслом, нужно только войти в резонанс. Мои картины так или иначе связаны с детскими воспоминаниями и несут в себе суть явлений, которые невозможно объяснить, но можно только принять искренне и бескорыстно». И еще удивительное признание – это в то время, как многие его коллеги изображают ужасы войны - «у меня никогда не было желания писать о войне, смерти, кровавых побоищах, о жертвоприношениях или страданиях. Не хочется оставлять после себя след дурной славы, легкой победы любой ценой для достижения сиюминутных благ. Наоборот, стараюсь работать над добрым, вечным. В этом нет героизма, это выбор», – говорит он.
Выставка необыкновенно интересна и ждет посетителей еще в течение месяца. Думается, каждый найдет что-то для себя новое, сделает открытие и получит огромное удовольствие от этого проекта.
Свидетельство о публикации №217051801207