Больше радости - меньше мрачности

Пожелание предков потомкам.

Рассказ
Глас народа в разговорах по душам в открытую.

На следующей станции метро в вагон вошёл старик в сопровождении молодого человека с зачехлённой ношей, в которой угадывалось её дальнейшее предназначение – в демонстрации «Бессмертного полка». В просвете бортов плаща старика были видны несколько рядов орденских планок, что подтвердило моё предположение, что мужчина, судя по его преклонному возрасту, является участником той уже далёкой войны. Сидевший рядом со мной мужчина поспешно вскочил, освобождая сиденье ветерану.
- Ну, если человеку уступают место, значит, он совсем состарился! – Пошутил мой новый сосед.
- Как уверяет известный певец, прожитые годы – это богатство человека. – Откликнулся я. – Тем более, судя по Вашим наградам на груди, это не бесцельно прожитые годы.
- Они не бесцельны ещё и потому, - добавил старик, - что оставляю после себя надёжное продолжение в наследниках, один из них перед Вами – вот мой правнук, - и он кивнул на юношу, стоящего рядом.
- Осмелюсь спросить, почему же Ваши дети – его родители – не поехали с Вами на марш, - поинтересовался я, - ведь Вы же направляетесь отдать дань памяти своим павшим родственникам?
- Вы угадали, вот в этом чехле портрет моего брата, погибшего в той войне , а родители моего правнука находятся в другой стране, которая ранее была в едином с Россией государстве. Украиной называется та страна. – Ветеран некоторое время задумчиво молчал, затем, очнувшись от своих мыслей, продолжил. – Не так-то просто стало нам устраивать родственные встречи, гостить друг у друга. Слава Богу, что самый молодой из них смог оттуда вырваться. Но всему когда-то приходит конец, и беспредел на Украине не может продолжаться вечно. К примеру, на что китайские хунвейбины были безгранично многочисленными и  воинственными, но и им пришлось уступить благоразумию.
- Но ведь хунвейбины были вооружены только палками, дубинами, а украинские националисты-радикалы завладели современным армейским вооружением, поэтому они уверенно качают свои права! – Вдруг с некоторым отчаянием возразил деду юноша.
- Ну и что! Зато хунвейбины были морально вооружены, а это тоже не мало, каждый руководствуясь цитатником Мао – своего Кормчего. – Не уступал старик. – А украинские радикалы никого не признают над собой, самые высокие государственные правители им не указ. Анархия – вот их руководство к беспределу!
- Но пойми же, дед, - не унимался правнук, - националисты вооружены, как говорится, до зубов,  как их одолеешь?
- Ну и что! – Вновь повторил старик. – В недавней истории и такое случалось. Это свершилось во всём Соцлагере. Далеко ходить не нужно – в СССР. Кто бы мог подумать ранее, что коммунисты под защитой современнейшей Армии лишатся власти в государстве – самом большом в мире. Безусловно, без авторитетных предводителей – людей, которые смогли бы повести за собой народ в борьбе с анархией и беспределом, навряд ли это возможно. Вы, наверное, знакомы с «гимном» пассивных граждан, безразличных ко всему. Это известная песня, переделанная на свой лад:

  - Смело мы в бой пойдём!
- И мы за вами!
- И как один умрём!
- Нет уж, воюйте сами!

Мы невольно засмеялись, а затем юноша, помрачнев, заговорил:
- Всё это слова, но, вероятно, ближайшее будущее покажет, чем закончится затянувшаяся опасная ситуация на Украине. Но пока какие-то решительные шаги в её предотвращении совершать весьма опасно. Я окончил школу год назад и за это время не смог поступить в институт и устроиться на какую-нибудь работу. Поэтому вынужден был всеми правдами и неправдами покинуть Украину и приехать в Питер к родственникам, чем избегаю призыва в Армию, а, следовательно, отправки в дальнейшем на Восточный фронт, так именуют в народе военный конфликт в Донбассе. Мечтаю поступить в какой-нибудь институт в Питере.
- Надо же, - прервал юношу ветеран, - как и при нашествии немецких фашистов вновь возродился из небытия пресловутый «Восточный фронт»! только не следует забывать, чем, как и бывало ранее, закончился тот очередной блицкриг для западного войска.
- Откровенно скажу, - вновь заговорил молодой человек, - что, будучи школьником, я первоначально очень был рад наступившей на Украине свободе, которая позволила мне и моим ровесникам предаваться своей независимости и наслаждаться разгульной дисциплиной. Но вскоре наступило разочарование наступившей тяжёлой жизнью, завершившейся нищетой и откровенным беспределом со стороны подозрительных вооружённых лиц. Произошло то же самое, что и в России в 90-е годы, но более драматичнее, в изощрённой форме.
В течение разговора мы совершили пересадку на другую линию метро – наши пути совпали, и, наконец, вышли на станции «Площадь Восстания». Поднявшись наверх и выйдя на площадь, мы направились в сторону Суворовского проспекта. Молодой попутчик вспомнил первое посещение Петербурга, когда он был школьником младшего класса и в составе экскурсии приехал из ещё тогда дружелюбной с Россией Украины:
- С гидом мы ещё не успели встретиться и, смешно сказать, вот на этой центральной площади северной столицы заблудились. Искали улицу Восстания, но ни на одном угловом доме не обнаружили такого названия. Спрашивали встречных пешеходов, но, вероятно, они были такими же приезжими, как и мы и ничего определённого сообщить не могли.
- Таков случай не нов, и возможно там по-прежнему отсутствует информация с названием улицы. – Заявил ветеран. – Отсутствие табличек с подобной информацией наблюдается практически почти по всему городу, которые должны быть установлены на каждом угловом доме квартала с двух его сторон. Если в центре города такой порядок не соблюдается, то о чём же можно судить об этом в отдалённых районах. Поэтому  часто встречаешь там прохожих, спрашивающих название улицы, на которой они находятся.
Несмотря на то, что мы прибыли на площадь Восстания задолго до шествия, народу скопилось там довольно порядочно. Нашу компанию подхватил общий поток, и мы вынуждены были подчиниться его направлению движения, пока не остановились в ожидании марша. Юный попутчик расчехлил ношу, и я увидел портрет человека удивительно похожего на этого юношу. Того же возраста, вероятно только что окончившего школу, в белой косоворотке и со счастливой улыбкой.
- Вот мой брат, - сказал старик, кивнув на портрет, - ему семнадцать лет. Снимок сделан за год до войны, а ещё через год после её начала он погиб под Сталинградом, тогда ему только что исполнилось девятнадцать.
- А Вы где воевали? – Поинтересовался я.
- Мне пришлось участвовать в битве за Кавказ, затем в освобождении Украины, тех мест, откуда прибыл этот молодой человек. – Старик кивнул на правнука. – Затем Венгрия, где тяжело ранили, и тем самым война для меня закончилась.
- Вот, дед, ты проливал кровь за Венгрию, - с иронией обратился к нему молодой родственник,- а она отблагодарила тебя тем, что переметнулась к новым западным друзьям ещё раньше, чем Украина.
- Безусловно, это вероломный поступок руководителей наших бывших дружественных стран, не только Венгрии. – Отвечал старик. – Но меня более всего поразило предательство болгарских правителей. Ведь их страну русские солдаты освободили не только от германского фашизма, но и от османо-турецкого ига. До недавнего времени болгарский народ, братья-славяне, радостно приветствовали нас словами «братушки». Вот так, ихние братушки показали нам «ушки».
- А сколько эшелонов с продовольствием и оборудованием было отправлено из СССР для восстановления народного хозяйства этих стран так называемого социалистического лагеря. – Продолжил я негодование ветерана. – Во всём отказывая себе, сами живя в нищете. И вдруг оказалось, что Россия должна возместить им какие-то убытки, и до сих пор оплачиваем непонятные долги?
Юноша вдруг рассмеялся:
- Вероятно, развивающие африканские страны, такие как Эфиопия, Мозамбик или Ангола, тоже потребуют с России оплаты надуманных задолженностей?
- Я думаю, здесь нужно винить, прежде всего, своих руководителей и специалистов за неспособность или нежелание отстаивать справедливость и свои интересы в этом процессе. – Пояснил ветеран. – Хорошее почему-то быстро забывается. Например, наше государство дало возможность каждой стране тогдашнего соцлагеря побывать её гражданину в космосе. Упомянутая братская Болгария тоже воспользовалась подобным приглашением. Её гражданин с самой русской фамилией летал с нашим Рукавишниковым, благодаря хладнокровию и профессионализму которого удалось избежать трагедии в космосе.
Старик задумался, затем, отвернувшись, поник головой.
Мы стоим в ожидании шествия в громадном скоплении людей, держащих портреты своих родственников, ушедших из жизни в результате гибели на фронтах, умерших при блокаде, не сумевших избежать болезни и тяжесть изнурительного труда в тылу или по другой причине в годы той страшной войны. Люди переговариваются друг с другом или молчат, задумавшись о чём-то. Мой новый знакомый, ветеран войны и, несомненно, труда, обратился ко мне в этот час ожидания:
- Вы, вероятно, проживаете в Купчино, раз я севши на Звёздной застал Вас уже сидящим в вагоне, значит мы в какой-то степени являемся соседями. В начале нашего разговора мы затронули проблему информации населения по названиям улиц. Недалеко от моего дома и от метро «Звёздная» существует небольшая улица под названием Свирская. Как мне довелось узнать, в старину на её месте существовало небольшое одноимённое поселение, примыкавшее к Московскому тракту, сейчас этошоссе. Почти сразу же после снятия блокады Ленинграда и его восстановления, на месте этого поселения, тогда ещё за пределами города, начали возводить корпуса института имени академика А.Н.Крылова, который в настоящее время разрабатывает современные морские суда. В те послевоенные годы особое внимание уделялось военной продукции. Одновременно рядом с производственными корпусами стали строить жилые дома для работников этого института. Для этой цели привлекли пленных немцев. Построили целый городок, который существует и поныне.
- Извините, - перебил я старика, - хотя я живу в соседнем районе, но не так уж далеко от этого места, достаточно только пересечь железную дорогу и пройти несколько сот метров. Из любопытства иногда посещаю этот жилой городок, созданный в середине сороковых годов прошлого столетия, когда ещё Дунайского проспекта, улицы Ленсовета и других улиц там не существовало. Каждый раз на меня навевает необъяснимая ностальгия по прошлому, смотря на эти двухэтажные кирпичные дома, выстроенные в несколько рядов. Сравнительно недавно сооружённое громадное здание вдоль Дунайского проспекта совершенно закрывает вид на этот уникальный городок, он предстаёт подобно оазису среди нагромождения современных корпусов. Несомненно, городок необходимо сохранить в его первозданном виде, как музейную редкость, навести в нём соответствующий порядок, выполнить благоустройство, после чего можно даже обеспечить экскурсионное посещение.
- Ну так вот, я возвращаюсь к тому с чего начал, - вновь заговорил ветеран, - то есть с названия улиц, а именно с улицы Свирского. Когда позднее строили проходную Крыловского института и громадный дом перед городком, то эту улицу существенно исказили, она получила форму ломаной линии, вернее с уступом. Перед проходной её сдвинули вперёд, а за зданием оттянули назад, да и вообще название этой улицы сохранилось только на некоторых домах упомянутого нами городка. А на различных картах Питера допущена несусветная путаница: на одних она частично в разных местах названа как Свирская, на других вместо неё существуют названия или Московского шоссе или улицы Ленсовета, хотя эти транспортные магистрали отдельно, независимо пролегают перпендикулярно этой улице. Работники, занимающиеся этими вопросами, не утруждая себя, практически на всех строениях, находящихся на территории площадью более одного квадратного километра, включая указанную улицу, разместили таблички с надписями «Московское шоссе».
- Подобных недоразумений в названиях улиц предостаточно, - подтвердил я, - например, пролегающее по Московскому и Фрунзенскому районам Южное шоссе в своей средней части при ликвидации железнодорожного переезда почему-то переименовали в Альпийский переулок. Непонятно, какое отношение этот отрезок дорожного пути имеет к западно-европейской территории? Но путаницу такое переименование внесло несомненно для многих городских служб, особенно транспортников и вообще для горожан.
- Безусловно, никто не застрахован от ошибок, но хотелось бы, чтобы они не повторялись, а в отношении этого уникального городка  ошибки необходимо исправить. Этим, а также изучением истории этой территории при сохранении городка, мне заняться уже не под силу. – Старик глубоко вздохнул. – Кого привлечь к этому серьёзному делу? Современной молодёжи сейчас не до этого. Нужно, наверное, растормошить городское руководство? Какое Ваше мнение насчёт такого предложения?
Вдруг, стоящая рядом женщина предпенсионного возраста обратилась к нам:
- Вот я невольно слушаю Вас и думаю – до чего же вы наивны, думая обратиться за помощью в администрацию нашего города. При прежнем губернаторе-женщине такая просьба была бы ею услышана. Смелая была женщина, что нельзя утверждать о теперешнем губернаторе – мужчине. Она общалась с народом напрямую по телевидению. Кстати, действующий губернатор Ленинградской области также общается с населением региона напрямую по телефону. А нынешний руководитель Питера не возобновил такой вид общения, да и на приём к нему попасть большая проблема. Он общается только в основном с известными людьми на различных торжествах, на которых пробиться к нему трудно. Этим он унижает, оскорбляет простой люд. Вряд ли вы добьётесь от него положительного результата. Президент России в конце прошлого года призывал чиновников не прятаться в своих кабинетах, а открыто и откровенно разговаривать с населением.
- Если губернатор не беседует со многими людьми – это не значит, что он не выполняет возложенные на него обязанности. – Попытался я успокоить даму. – Стиль работы руководителя – правильно организовать работу подчинённых, например, чтобы они не отфутболивали обращения граждан от одного к другому, даже находясь в одном ведомстве. Особенно это касается правоохранительных органов, где секунды могут решать при предотвращении трагедии. Пусть гражданин не напрямую вышел по нужному адресу какой-то экстренной службы. Но находясь в одном ведомстве тем работникам, которым он изложил сообщение, легче и быстрее самим можно связаться со своими коллегами, которые обязаны выполнить просьбу гражданина. Как бы получается приём заявок на услуги одним окном.
- Проблема не только в общении начальства и его подчинённых чиновников с населением. – Не унималась женщина. – Посмотрите и послушайте, что творится в наших средствах массовой информации. Ведь этой рекламой буквально задолбали, замордовали зрителей и слушателей. Ею беспардонно приостанавливают и прерывают все программы на любой стадии их передачи, независимо от их важности. Вероятнее всего из-за рекламы, например, по радио в концертах по заявкам скоро будут транслировать всего одну песню на все просьбы слушателей. А по телевидению ребёнка заставили рекламировать туалетную бумагу, заученно произнося, как он в гальюне ею пользуется. Почему взрослые дяди и тёти избегают такую пакость рекламировать? Где же многочисленные службы, отвечающие за нравственное воспитание подрастающего поколения, за его моральную устойчивость? Почему руководители Питера, да и не только нашего города, стремятся уйти от этой проблемы?
- Рекламная вакханалия будет свирепствовать до тех пор, - отозвался на эмоциональную речь женщины ветеран, - пока те СМИ, которые транслируют подобную рекламу, не привлекут к уголовной ответственности, при этом степень наказуемости необходимо повышать по мере возрастания должностей руководителей. И давно пора бы в трагические, праздничные и выходные дни вообще отменить трансляцию любой рекламы.
- С другой стороны, я бы не стал огульно обвинять всех работников СМИ в их недобросовестном отношении к своей работе. – Вновь я попытался сдержать эмоции собеседников, - Их корреспонденты с большим трудом доносят до нас важнейшие новости со всей планеты, рискуя своим здоровьем и даже жизнью.
- Вы же понимаете, я толкую не об этих корреспондентах. – Оправдывалась дама. – Кстати, во время перестройки такие же журналисты подняли проблему трудоустройства граждан в южных республиках СССР, в которых мужчины работают там, где следует трудиться женщинам, занимая их места, например, кассиров, продавцов, гидов и подобных профессий, а женщины вынуждены заниматься физическим трудом – работать на стройках и даже становится грузчиками и землекопами. Я веду речь к тому, что в настоящее время женщин-корреспондентов направляют в так называемые горячие точки: на Украину, Ближний Восток, в страны Западной Европы, охваченных буйством озверелых граждан, а крепкие мужчины, их коллеги, спокойно трудятся в тишине студий. Мне возражают, что те девушки добровольно пожелали ехать в те страны. Я не спорю, но всё-таки справедливо было бы, чтобы такими добровольцами в основном были мужчины, а женщины занимались детьми и стариками в своей семье.
- Вы что-то уж слишком незаслуженно ополчились на мужчин, - вдруг возмутился юный сопровождающий, - вдаваясь в крайности, Вы совершенно забываете, что колоссальные жертвы в борьбе за справедливость приходятся в основном на мужчин ,это подтвеждается множеством их портретов на этом марше ,в том числе портретом в Ваших руках!
- Вы правы, молодой человек, - виновато улыбнулась дама, - я чрезмерно разошлась в своих суждениях! Но это как напоминание Расула Гамзатова: «Мужчины, мужчины, мужчины…!», а дальнейшие слова его упрёка я думаю, Вы знаете.
За разговором время прошло незаметно и наша колонна, наконец, двинулась в путь.
- Что-то этот май удался довольно прохладный. – Сказал ветеран, возобновляя разговор.
Я решил поддержать его высказывание по новой теме, чтобы избежать продолжения полемики:
- Знаете, на основании многочисленных исследований сибиряки утверждают, что на их родине даже зимой стало теплее, чем в Европейской части России. Во всём этом они усматривают влияние построенных многих крупных водохранилищ, которые служат в качестве аккумуляторов, то есть летом отдают прохладу из своих вод, а зимой – тепло. Например, город Красноярск располагается между двумя водохранилищами Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС. Практически  каждый областной центр Сибири обладает крупной ГЭС, а, следовательно, и обширным водохранилищем. Поэтому и климат там изменился – летом стало прохладнее, а зимой – теплее.
Старик оглядел нас и улыбнулся:
- Мы утепляем климат планеты, а не можем утеплить людской климат между странами и даже в одном государстве. Хотелось бы пожелать всем, чтобы в будущем справлять больше праздничных, чем траурных дней. А у нас чтобы преобладало больше побед, чем поражений, как было до сих пор. Ведь траур – это символ неудач, а праздник – символ успехов. В этом мире мы скорбим по павшим, а они где-то там в другом мире радуются за нас – живых. Поэтому не следует замыкаться, зацикливаться на чём-то одном – на трауре или на празднике. А вспоминать прошлое – хорошее и даже плохое необходимо для накопления жизненного опыта, чтобы в будущем не повторять ошибки прошедших времён.
Под таким напутствием ветерана мы вступили на Дворцовую площадь.


Май 2017 года





Рецензии