скрипач

Вы, наверное, не знаете, но культура в России, в данный момент, находится на достаточно плачевном уровне и большинство дирижеров зарабатывает не очень много, но это люди, которые горят своим делом и любят музыку. Бывают кончено и не очень ответственные, но мой рассказ не про такого. Этот дирижер Настоящий музыкант, да-да, именно с большой буквы Настоящий. И ему посчастливилось быть ответственным за организацию концерта симфонического оркестра. По мимо того, что он сам каждый день занимался, чтобы совершенствовать технику, он проводил много часовые репетиции.
И скорее всего он один не смог бы этого сделать, опустил руки, из-за состояния репетиционных залов, зарплаты, отношения оркестрантов, но была та, которая всегда находилась рядом с ним. Она поддерживала его во всем, она была его музой, а иногда и палкой, ведь в разные моменты жизни человеку нужны разные способы мотивации. Они ждали ребенка, но тем не менее, с самых первых месяцев ходила на различные музыкальные концерты, ведь существует мнение что классическая музыка полезна формирующемуся плоду.
Когда начались репетиции к тому самому, очень важному концерту, она была уже на достаточно большом сроке, но все ровно продолжала приходить, слушать музыку, и поддерживать своего мужа, она была такой же великолепной Женой, да-да, Женой с большой буквы, как и он был Настоящим музыкантом.
Срок беременности еще позволял присутствовать на репетициях, дирижер конечно отговаривал свою жену, но это было тщетно. Она сидела и слушала, а он работал для неё, оркестр звучал великолепно, каждый так, каждая нота, звучали великолепно, для неё. Из зала послышался крик, не слышный сначала сквозь звуки инструментов, но все быстро затихли, и стало ясно, у женщины в первом ряду начались схватки. Вызвали скорую, врачи сказали, что перевозить женщину опасно, и санитары скорой помощи приняли роды в театре. Позже, все доктора в один голос утверждали, что роды не должны были пройти раньше срока, потому что и ребенок, и мать совершенно здоровы. Когда мальчик родился, он, как и все новорожденные дети начал кричать, но кричать как-то по-другому, не как все дети, как бы просить о чем-то. Одному из скрипачей пришла в голову странная мысль, он взял инструмент и начал играть. Мальчик затих и начал слушать. Казалось, что он родился именно для того, чтобы послушать музыку, он не мог больше ждать и покинул утробу матери только для того, чтобы самому воспринимать эти великолепные вибрации.
Как и все дети, родители которых работают в театре, он часто бывал в закулисье и на репетициях. В возрасте трех лет он первый раз подошёл к скрипке и попытался поднять смычок, это давалось ему с трудом, потому что он еще не научился управлять своим телом, но первый звук он издал. Это была не музыка, не мелодия, просто какой-то непонятный шмяк, но именно с этого шмяка всё и началось.
Как только мальчик достиг подходящего возраста, даже не много раньше его отдали в музыкальную школу и именно на класс скрипки. Усерднее ученика было не найти. Он играл эти смешные, по профессиональным меркам, этюды так, как будто выступает перед тысячной толпой, но он любил не только скрипку, он преуспевал во всех музыкальных областях. Тяжело ему давалась только школьная программа и то, только потому, что он не очень хотел заниматься математикой и выписывать различные буквы, он хотел играть.
Из-за своего необычайного усердия и необычайного таланта, он становился профессиональным музыкантом не по дням, и даже не по часам, а по минутам, он впитывал каждый урок, каждое слово педагога и совсем скоро, среди сверстников он был лучшим, затем, совсем в юном возрасте он стал лучшим в музыкальной школе. Он выигрывал на бесчисленно количестве конкурсов. Как же ему повезло, что он родился в семье музыкантов, к слову мать его была, достаточно неплохой пианисткой.
Родители всячески способствовали развитию ребенка. И вот он покинул стены музыкальной школы, поступил в музыкально колледж, в котором он уже играл на уровне третьего, а если говорить без скромности и выпускного курса. Коллеж он закончил за два года, экстерном. Но хочется сказать, что, это произошло не по мановению волшебной палочки, и не по договору отца-дирижера с директором, а исключительно из-за безумного усердия и потрясающего таланта. Мальчику не нужен был футбол, ну нужно было пиво на лавочке с друзьями, ему нужна была только скрипка.
В возрасте двадцати лет, обучаясь в консерватории Скрипач подошел к отцу и сказал: «Папа, у этих людей мне учится больше нечему». И это была правда. Родители решили отправить его за границу, но и там, ему не удалось подчерпнуть ничего существенного, мелкие элементы техники, которые были важны, но человека которого можно было назвать Учитель, да-да, с большой буквы, он не нашел, сменив несколько десятков учителей он вернулся домой. Но отсутствие Учителя ни чуть не смутило его, он продолжил заниматься самостоятельно, и самостоятельно достигал потрясающих успехов, слава о нем разлетелась по всей стране, он играл, играл и играл, люди слушали его с замиранием сердца.
В один момент, его осенила идея, он серьезно углубился в композицию и решил сочинить своё музыкально произведение. Но не обычное. Знаете, когда мы слушаем музыку, нам может становиться весело или грустно, мы можем успокаиваться или возбуждаться. Он начал экспериментировать со всем диапазоном человеческих чувств. Он бывало часами заставлял друзей, отца и мать, слушать своё игру, что бы они ответили на вопрос, «Какого цвета музыка». Но ничего не получалось. Долго. Очень долго. Пять лет он потратил на то, чтобы передать цвет в музыке. Слушатели стали угадывать цвет не сразу, но в какой-то момент Мама сказал ему: «Зеленый». Это и вправду был зеленый, и через год, он играл музыку, которая возбуждала в мозгу слушателей радугу, он учился рисовать целые картины.
Но этого было мало. Затем Скрипач начал экспериментировать с запахами, и спустя несколько лет ему удалось и это. Температура, вкус, даже прикосновения, всё это он смог передать му-зы-кой. Самой собой разумеется, что он мог передать мельчайший оттенки чувств, не только радость и грусть. Его смычок, мог донести до уха слушателя разницу в грусти от потери детской игрушки и потери близкого человека. Можно было различить радость мужчины и женщины, он мог передавать мельчайшие детали всего – в музыке, только спустя пятнадцать лет, долгих, многочасовых, ежедневных тренировок. И все это время он сочинял, упражнялся в композиции и гравировал свой алмаз.
В один прекрасный день, на стенде возле театра появилась афиша, «Скрипач, сольный концерт». Очень многие знали его потрясающую игру и все билеты была распроданы за несколько дней.
Зал заполнился людьми, погас свет, Скрипач вышел. Поднял скрипку и… К сожалению, я не владею словом так, как он владел инструментом и мне будет сложно передать что происходило в те два часа, пока звучала музыка, своими гнусными предложениями, я не смогу описать и одну миллионную того, что происходило, но я попытаюсь.
Люди оказались в саду, где повсюду благоухали цветы, состояние радости и безмятежности наполнило их сердца, все, даже самые злостные критики, оказались в каком-то трансе. Затем спокойствие сменила тревога, тучи сгустились, поднялся ветер, от страха, некоторые люди было хотели бежать, но остались на месте не желая расставаться с музыкой.
После заиграла тема борьбы, и только здесь Скрипач, дал людям волю, каждый мог представить свою борьбу, кто-то боролся с самим собой, кто-то с обществом, а кто-то с реальным противником, слышны были редкие крики и брань.
Закончилось все победой, триумфом, все в зале наполнились свечением, всё вокруг блестело и сверкало, и все, без исключения слушатели осознали свою ценность и важность в этом мире. К людям пришло осознание, что нет ничего ценнее человеческой жизни и самого человек. Что они каждый являются целым миром, что нельзя сидеть на месте и бездарно тратить и без того не большой срок, отведенный для пребывания на этой земле. И все это, всё, Скрипач передал музыкой, женщины плакали от счастья, да что там, и мужчины плакали. Когда прозвучала последняя нота, все вокруг затихли, жадно ожидая продолжения, а затем спустя несколько минут паузы весь зал встал и оглушающий грохот аплодисментов гремел, не умолкая целый час.
Вдруг все затихло. Люди продолжали кричать, но Скрипач как бы находился за стеклом. Из кулисы вышла женщина, лицо её было очень холодным и все ровно красивым, кожа обтягивала череп как будто на нем совсем не было мышц. Скрипач как будто знал, что это произойдет, и пошел в её сторону.
- А ничего нельзя изменить? – сказал он без страха, но с надеждой,
- Нет, у каждого человека есть лимит, у кого-то больше, у кого-то меньше, кто-то расходует его всю жизнь, а кто-то не тратит и половины. То, что сделал ты, это… это просто невероятно, ты истратил слишком много, я не забрала тебя с середины выступления, потому что «там», - она показала на верх худым и длинным пальцем, - не позволили, ты истратил больше, чем тебе было отведено, на много больше.
- Я так много еще хотел донести, так много объяснить людям, я бы мог сделать весь мир лучше… - в его словах звучало сожаление, но не от собственного ухода, а от того, что он не смог реализовать все то прекрасное, что задумал, и то что еще не успел задумать.
- Мы знаем, мы все знаем, но увы, так устроен мир. Ты никогда не задумывался, почему великие так рано покидают этот мир? Потому что они сделали все, что должны были сделать.
Они подошли к двери, за этой дверью находился пожарный выход, но сейчас это был лифт с золотыми дверьми. Кабинка опустилась, двери открылись. Девушка потеряла человеческий облик, стало видно, что это только скелет, одетый в черный женский деловой костюм.
- Не бойся, - сказала она, - на верх не страшно, вниз страшно.
Скрипач сделал шаг, но остановился в дверях, обернулся и спросил:
- А там, у меня будет скрипка?
- Любая, которую захочешь.
Двери закрылись лифт поехал в верх. В это время на сцене, с улыбкой переполненной полного счастья, лежало бездыханное тело Скрипача.


Рецензии