49-1. Школа даосов о скоротечности жизни

49-1.

О СКОРОТЕЧНОСТИ ЖИЗНИ И ОБ ОТНОШЕНИИ К МИРУ

«Всё движется, всё изменяется, всё приходит и уходит. Это и есть жизнь. Это и есть Дао», - вывел я для себя такую истину, а потом нашёл в даосском трактате «Гуань Инь-цзы» VIII-го века ещё более тонкое замечание, выраженное в таких словах: «Без присутствия Дао нельзя говорить, но о чём нельзя говорить – это Дао». Люй ***цин, комментатор Чжуанцзы, в своих заметках написал следующее: «Нет места, где бы не было Дао, и не бывает слов без Дао». Я понял это так, что Дао-бытие остаётся за пределами сказанного, так как сила безмолвия, творящая слово и оставляющая позади себя безжизненную цепочку слов – это анонимный Глас «флейты Неба», сокровенный вселенский Ветер, который возбуждает всё многоголосье мира, не существует вне его, но и не сводим к отдельным голосам». «Ни словом, ни молчанием не выразить предела вещей».

Чтобы пояснить эту мудрость, начну с простого объяснения: «Когда всё течёт, и всё изменяется, когда постоянно происходит приход-уход, то чередование вещей закономерно, как и закономерны наши появления в этом мире и наши путешествия в других мирах. И с этим мы ничего не можем поделать, так как являемся частичками целого в природе. Поэтому нам нужно ценить каждое мгновение жизни, не сожалеть, когда бывают потери, и не радоваться, когда бывают приобретения, а жить полной насыщенной жизнью и быть готовым ко всем изменениям».

Как-то мудрец Лецзы сказал такие слова:

ЛЕСТЬ

Цзингун, царь циский, приближаясь с севера к столице,
С придворными стал слёзы проливать, так восклицая:
- «О, как прекрасно здесь! Как ваши дороги мне лица!
Неужто нужно умирать, всё это покидая!

О, я б не умер, если б древние не умирали,
Ведь вся цветёт природа, осенью лишь увядает,
Спит только зиму, весной же всё снова воскресает.
О если б вечно жили все, мы смерти бы не знали»!

Два царедворца с царём вместе дружно зарыдали:
- «Готовы мы питаться зерном грубым, плохим мясом,
На кляче ездить и разбитым править тарантасом,
Но только б вы, великий государь, не умирали»!

Все плакали, но только в стороне Янцзы смеялся,
Царь вытер слёзы и спросил слугу Янцзы с укором:
- «Все плакали, но почему же ты не разрыдался»?
Смеясь, тот с потупившимся царю ответил взором:

- «Глядя на этих слуг двух, я украдкой засмеялся,
Ведь если б всегда прежние цари трон сохраняли,
То чем же бы царь нынешний сегодня занимался?
Тогда б и мы при вас все царедворцами не стали.

И если б трон сейчас цари другие занимали,
То вы об урожае бы заботу проявляли,
В плаще и шапке из соломы в поле бы стояли,
И в свой досуг о смерти и жизни не рассуждали.

Как трон бы обрели вы, цари если б не сменялись?
И как смогли бы наслаждаться жизнью вы спокойно?
Печалюсь я, что в слуги вам одни льстецы попались,
Царю вести себя так, слугам плакать – недостойно».

В другой раз мудрец Лецзы сказал такую речь:

НЕОТВРАТИМОСТЬ

Когда возможность жить есть, счастье – каждому родиться,
Когда спокойно сами умирают - тоже счастье,
Горе, когда жить можно, но нельзя на свет явиться,
Уйти не может смерти жаждущий - тоже несчастье.

Есть от природы счастье, также как и наказанье,
Одни, когда жить можно, почему-то умирают,
Другие, невозможно когда жить, жизнь обретают,
Такие есть, что с жизнью не дождутся расставанья.

Однако не зависит от людей жизнь и рожденье,
Что связано с природой, то судьба сама решает.
Не может избежать человек смерть и одряхленье,
Поэтому, как жизнь пойдёт, того никто не знает.

Природа Путь далёкий, беспредельный образует,
Природы Путь определяет сам своё движенье,
И если на судьбу и путь свой кто-то негодует,
Никто Пути не сможет оказать сопротивленье.

Естественность ведь это то, что нас уничтожает,
Она есть то, что Путь откроет нам или закроет,
Естественность бесстрастна к нам – ведёт или встречает,
Она нас создаёт, даёт пожить нам, и покоит.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии